Кто такой Бог | Священные писания (Веды) | Вайшнавизм и христианство
Вход
   
 

События

Онлайн-семинары

(Медитация. Философия йоги. Веды. Бхагавад-гита. Вегетарианство. Аюрведа)

Программы на местах

Узнайте о программах в городах
России и других стран СНГ.
Свяжитесь с представителями
Школы бхакти-йоги
в Вашем городе (регионе)

Самара, Сочи, Киев
каждую субботу
Санкт-Петербург, Киев
каждое воскресенье

Опрос

Почему Бог допускает страдания?

Мстит грешникам
Не в силах справиться с Дьяволом
Потерял управление этим миром
Чтобы мы усваивали уроки и очищались
Иное (4)

Результаты

Жемчужины мудрости

Служа Господу, великие мудрецы и преданные сбрасывают бремя последствий своей деятельности в материальном мире. Так они вырываются из круговорота рождения и смерти и достигают обители Бога, где не бывает страданий.

Бхагавад-гита, 2.51

Все цитаты

Кто такой Бог

В детстве и юности я думал, что Бог — это выдумка тёмных, необразованных людей, а «душа» и сознание — просто свойство сложных молекулярных комплексов где-то в мозгу. И система образования, как среднего, так и высшего, всячески поощряла такую точку зрения. Но события в мире развиваются по неведомому нам плану, и в 1989 году в 7-м номере журнала «Химия и жизнь» мне попалась на глаза статья С. Г. Мюге «Что такое смерть?» с описанием того, что видят люди, находящиеся в состоянии клинической смерти. Я был в полном замешательстве, поскольку не ожидал встретить в уважаемом мною научно-популярном журнале информацию, настолько противоречащую моим «научным» представлениям.

Спустя несколько лет вал информации о клинической смерти, религиозно-философских системах и невидимом мире привёл меня к мысли, что к свидетельству священных писаний, почитаемых различными религиями мира, нужно отнестись серьёзно, а затем и к убеждению, что душа — это самостоятельная сущность, а не нечто производное от тела. А раз есть душа, невидимый мир, населённый различными существами, жизнь после смерти, то должен существовать и Бог.

Говоря о невидимом мире, я не имею в виду только духовный мир, или царство Бога. Согласно Ведам, материя бывает грубой и тонкой, и астральный мир, в который душа попадает после смерти грубого, физического тела, состоит из тонкой материи. Кроме того, существуют высшие и низшие сферы материальной вселенной, которые для нас также невидимы.

Поначалу Бог представлялся мне чем-то большим и бесформенным, неким Мировым Разумом. Но затем однажды, «совершенно случайно» я услышал по радио интервью со священником, который сказал: «Бог — личность». Эти слова запали мне в душу, и я попытался представить, как этот огромный Мировой Разум может быть личностью. Как ни странно, представить это для моего сознания, воспитанного на естественнонаучных теориях, оказалось довольно несложно.

В конце концов, что такое личность? Это «кто-то», в отличие от «что-то». Личность обладает чувствами, разумом и волей. С личностью можно общаться. Человек в здравом уме легко отличит общение с реальной личностью от «общения», например, с компьютерной программой. Что бы ни говорили псевдоучёные, программными методами воспроизвести такие свойства личности, как желание, воля, разум, самосознание — невозможно. А раз существуют личности, должен быть и их Источник, который Сам является личностью. Так подсказывала интуиция.

Дальнейшие подробности своего духовного путешествия я опускаю (может быть, когда-нибудь напишу об этом отдельно). Перейду сразу к изложению того понимания, которое я почерпнул из ведической литературы. Но сначала — небольшой экскурс в недавнее прошлое. Как-то раз на интернет-форуме меня спросили, почему я не стал христианином, а стал «индуистом» или «кришнаитом». На самом деле я стал христианином (надеюсь, хотя бы в небольшой степени), и у меня никогда и в мыслях не было становиться «индуистом». Но объяснить это автору вопроса оказалось совсем не просто. Сейчас же я хотел бы поговорить не об этом, а немного проанализировать саму постановку вопроса. Часто можно услышать, что русские «должны быть» православными, из чего можно сделать логический вывод, что поляки «должны быть» католиками, индийцы — индуистами, и т.д., и в «индийском варианте» (если бы я родился в Индии, общался на индийском форуме и говорил о Христе) вопрос ко мне должен был бы звучать так: «Почему вы не стали индуистом, а стали христианином?»

Ответ, на самом деле, прост: я подходил к изучению информации о Боге и невидимом мире безотносительно к «национальному происхождению» источника информации и меня самого (вернее, моего тела). Потому что я убеждён, что национальный вопрос к духовному вопросу отношения не имеет. И убедили меня (не только в этом, но и в правоте всей своей философии) именно вайшнавские учители, а вовсе не христианские богословы (в той части их рассуждений, которая явно расходится с ведическими источниками).

Также я не согласен с тем, что «быть христианином» значит отвергать ведическую литературу как неавторитетную, что верность Христу означает согласие со всем, что говорят люди, усиленно выдающие себя в наши дни и выдававшие на протяжении всей истории церкви за представителей Христа и «апостольской преемственности». Оспаривать их точку зрения нужно предметно и подробно, это тема для отдельного цикла статей.

Так кто же такой Бог? Давайте рассмотрим простую аналогию. Представьте себе большую корпорацию, состоящую из множества предприятий, различных служб, совета директоров, или что там ещё бывает в корпорациях, — примерно так выглядит наша материальная вселенная. Пишу это слово с маленькой буквы, поскольку, согласно Ведам, материальный мир состоит из множества вселенных, расположенных рядом друг с другом «подобно горчичным зёрнам в мешке». Живя в одной вселенной, мы, как правило, не можем посетить другие, поэтому ограничимся рассмотрением одной нашей вселенной. Делами вселенной управляют очень могущественные существа — полубоги, или девы. Их можно сравнить с начальниками служб и отделов корпорации. Например, полубог Сурья управляет Солнцем, Чандра — Луной, богиня Бхуми — Землёй, полубог Агни — огнём, Ваю — воздухом, Варуна — водой, Индра — дождями, а также является царём определённой части вселенной. Полубог Яма отвечает за наказание грешников после смерти, богиня Дурга — за всю материальную энергию. За гуны природы (управляющие принципы материального мира — благость, страсть и невежество) и, соответственно, за поддержание, сотворение и разрушение отвечают полубоги Вишну, Брахма и Шива. И точно так же, как у корпорации может быть один собственник, отдающий распоряжения всему её управленческому персоналу, у вселенной есть один Владелец — Бог, Верховная Личность. У Него очень много имён, среди которых — Нараяна, Вишну, Хари, Джанардана, Кешава, Говинда, Рама и Кришна. Согласно ведическим писаниям, имена Бога связаны с Его трансцендентными качествами, формами (по христианской терминологии — ипостасями) и деятельностью (играми, или лилами).

Конечно, пример с корпорацией несовершенен, как и любая аналогия, но он помогает понять основную идею: Бог — Властитель всего, как в материальном, так и в духовном мирах, а полубоги — Его слуги и помощники. Хотя Господь всемогущ и в помощниках не нуждается, он позволяет Своим детям и неотъемлемым частицам, дживам, выполнять определённые управленческие функции в материальных вселенных.

Первая мантра Шри Ишопанишад гласит:

Всё живое и неживое во вселенной находится во власти Господа и принадлежит Ему. Поэтому каждый должен брать только то, что ему необходимо, что выделено ему как его доля, и не посягать на остальное, хорошо понимая, кому всё принадлежит.

Господь полностью самовластен и не ограничен никакими материальными законами, и Он также в совершенстве управляет всеми процессами как в материальном, так и в духовном мирах. Так, в материальной вселенной Он присутствует лично, выполняя функции одного из полубогов — Вишну, управляющего гуной благости и отвечающего за поддержание, сохранение этой вселенной, т.е., за состояние равновесия. Вишну — это должность полубога в материальном мире, но никогда не следует забывать, что личность, которая её занимает, — это Сам Бог, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Это как если бы владелец корпорации просто ради интереса занимал должность руководителя одного из её ключевых подразделений.

Мы не будем сейчас отвечать на вопрос «Если Бог всемогущ, почему в мире существует зло?» и т.д., это отдельная тема, и рассматривать её нужно отдельно. Ответы на все эти вопросы существуют, и меня, бывшего атеиста, они полностью удовлетворили. Вопреки утверждениям атеистов, в настоящем теизме нет внутренних противоречий. И понимание этого факта напрямую зависит от нашей способности положительно ответить на один вопрос: «Если со мной случается что-то плохое, готов ли я признать, что я это заслужил и что так называемое наказание, на самом деле, является милостью Бога, призванной помочь мне осознать мою ошибку и двигаться вперёд?» Согласен, что иногда бывает трудно ответить «Да». Страдания людей в этом мире зачастую ужасны и кажутся бессмысленными. Так и хочется бросить упрёк этому предполагаемому Богу или вообще отвергнуть идею Его существования. В этом случае атеист сам становится в позу «верховного судии» и в своём высокомерии начинает судить Бога, отказывая Ему в том, что Он есть. Но тот, у кого есть хотя бы немного смирения, в состоянии руководствоваться интуицией и найти ответ, который помогает установить личные внутренние отношения с Верховным Господом и двигаться вперёд, к свету, надежде и счастью.

Стихи из священных писаний, в которых говорится о качествах Бога, можно посмотреть здесь.

Советуем почитать (послушать, посмотреть) в связи с этой статьёй:
Кто вы? Открывая ваше истинное «я»,
Вы — духовная душа, искра Бога,
Как относиться к красоте в этом мире?,
а также Веды: священное писание, Изображение Верховного Господа, Христианство и вайшнавизм

Основы практики очищения сознания даны в статье Урок медитации, а её обоснование — в других статьях раздела Медитация

Кто такой Бог — вайшнавское понимание на основе Вед, логики и интуиции.

© Omkara, 2010

 
Рассылка новостей
подписаться | отказаться
 
Связаться с создателями сайта Карта сайта Стиль жизни Путь мудрости Йога Медитация Связаться с создателями сайта Карта сайта Стиль жизни Путь мудрости Йога Медитация