Вход
   
 

События

Онлайн-семинары

(Медитация. Философия йоги. Веды. Бхагавад-гита. Вегетарианство. Аюрведа)

Программы на местах

Узнайте о программах в городах
России и других стран СНГ.
Свяжитесь с представителями
Школы бхакти-йоги
в Вашем городе (регионе)

Самара, Сочи, Киев
каждую субботу
Санкт-Петербург, Киев
каждое воскресенье

Опрос

Продолжите ли Вы существовать после смерти тела?

Да
Нет
Надеюсь, что да
Надеюсь, что нет
Не знаю

Результаты

Жемчужины мудрости

Господь, Верховная Личность Бога, есть не что иное, как абсолютное трансцендентное знание, но в зависимости от метода познания Он может проявляться по-разному: как безличный Брахман, как Параматма, как Верховная Личность Бога или как пуруша-аватара.

Шримад-Бхагаватам, 3.32.26

Все цитаты

Духовный учитель: брошюры, книги, лекции

Реальность реинкарнации

Интервью с Учителем

Собеседник: Сегодня реинкарнацией интересуются многие, но мало кто действительно понимает, что это такое. Не могли бы вы объяснить?

Учитель: «Реинкарнация» означает переселение личности из одной формы жизни в другую — это первое, что нужно понять. Поэтому прежде всего нужно ответить на вопрос «Кто переселяется?». Очевидно, что не тело переселяется в другое тело. Значит, должно быть нечто, продолжающее существовать после смерти тела. Поэтому первое, что необходимо понять, это что личность — не материальное тело. Во время смерти личность покидает тело, которое начинает разлагаться, и все, кто имел отношения с личностью, бывшей в этом теле, начинают плакать и чувствуют себя очень несчастными, потому что личность, с которой у них были отношения, покинула их. Таким образом, понять науку о переселении души означает понять, что личность, или живое существо, бывшее в этом теле, покинуло его и, если оно духовно не очистилось, войдёт в новое грубое материальное тело.

Собеседник: Таким образом, первое, что нужно понять, это кто мы, что мы не тело?

Учитель: Да, это первое. Если я не тело из плоти и крови, то возникает вопрос: «Кто я?» В «Бхагавад-гите» Кришна отвечает на этот вопрос, заданный Ему Арджуной:

Душа не рождается и не умирает. Она не возникла однажды в прошлом и никогда не перестанет существовать. Она нерождённая, вечная, всегда существующая, бессмертная и изначальная. Она не уничтожается, когда погибает тело.

Бхагавад-гита, 2.20

Из этого мы можем понять, что живое существо есть душа. Вот кто мы на самом деле.

Нашими материальными глазами невозможно увидеть душу, но признаком, указывающим на присутствие живого существа, является сознание. В этой связи я хотел бы процитировать комментарий А. Ч. Бхактиведанты Свами (Б.-г., 2.17), в котором он пишет:

Каждый из нас может понять, чем пронизано его тело, — оно пронизано сознанием. Всем телом или какой-то его частью каждый может испытывать боль или приятные ощущения. Сфера действия индивидуального сознания ограничена рамками данного тела. Боль и наслаждения, которые ощущает одно тело, неведомы другому. Это объясняется тем, что в каждом теле находится индивидуальная душа. Признаком её присутствия является наличие в теле индивидуального сознания.

Живые существа в низших формах жизни проявляют меньше сознания, чем те, у которых высшая форма жизни — человеческая. Таким образом, необходимо чётко понять, что вы — живое существо, или душа, внутри материального тела. Когда тело умирает, вы не умираете. Тело — как одежда. Когда ваша одежда изнашивается, вы выбрасываете её, но это вовсе не значит, что вы перестали существовать. Эта истина обсуждается также в Библии, где сказано, что материальное тело подобно жилищу, в котором временно пребывает душа, личность.

Собеседник: Некоторым людям очень трудно поверить в реинкарнацию.

Учитель: Речь не о вере. Это не очень трудно понять, и это очень научно. Постарайтесь понять одну простую истину: тело, которое на вас сегодня, — не то, которое было у вас десять или двадцать лет назад. Тело разрушается, его клетки умирают, молекулы заменяются — и у вас появляется новое тело. А затем и оно заменяется другим — все клетки и молекулы новые. Это значит, что материальные частицы, из которых ваше тело состоит сейчас, — не те, которые были на вас раньше. Но есть субстанция, которая продолжает существовать несмотря на непрерывное изменение вашего тела. Вы понимаете это?

Собеседник: Да.

Учитель: Таким образом, если вы понимаете, что тело, которое на вас сейчас, — не то, которое было на вас пять или восемь лет назад, то сможете понять, что переселились. Уже в этой жизни вы переселились из одного тела в другое. Речь не о вере в то, что произойдёт когда-то в будущем.

Просто подумайте о том, что с вами уже произошло. Вы можете быть атеистом, не верить в реинкарнацию — что угодно. Возьмите фотографию тела, в котором вы были десять, двадцать, тридцать лет назад, посмотрите на неё и постарайтесь понять, что, хотя тело на фотографии — не то, которое на вас сейчас, вы по-прежнему существуете. Вы существуете, но тела, которое вы видите на снимке, больше нет. И это свидетельствует о том, что душа уже сейчас переселяется из младенческого тела в отроческое, юношеское, взрослое, среднего возраста, старое и т. д. Вы уже переселились.

Воплотившаяся в теле душа постепенно меняет тело ребёнка на тело юноши, а затем на тело старика, и точно так же после смерти она переходит в другое тело. Того, кто осознал свою духовную природу, такая перемена не смущает.

Бхагавад-гита, 2.13

Собеседник: А что вы скажете об уме? Многие сказали бы, что мы — ум.

Учитель: Ум подобен телу. На самом деле ум — это тонкое материальное тело. Ум постоянно меняется, так же, как и грубое материальное тело. Вы — свидетель ума. Например, вы сознаёте, что ваш ум меняется. Кто наблюдает за изменениями, происходящими в уме? Вы, живое существо. Кто-то из психологов привёл другой пример: мы можем понять, что мы не ум, из того, что мы часто не в состоянии управлять умом. Людям трудно управлять умом. Это значит, что есть существо, которое пытается овладеть умом, управлять им. Это ещё одно свидетельство того, что вы не ум, что существует некто (вы), пытающийся управлять умом.

Иногда ваш ум, например, выходит из-под контроля, становится совершенно неуправляемым. Вы хотите взять его под контроль, но обнаруживаете, что какие-то мысли просто «сами лезут в голову». Вы хотите перестать думать об этом, но не можете. И тогда вы пытаетесь управлять умом. Другой пример — вы пытаетесь очистить ум от всех мыслей или заставить его сосредоточиться на чём-то конкретном. В состоянии вы управлять умом или нет, это свидетельствует об одном: вы — существо, пытающееся управлять им, как если бы он был лошадью или чем-то подобным. Вы пытаетесь управлять чем-то, отличным от вас самих. Таким образом, вы — не ум. Ум — это тонкое тело.

Собеседник: Как ум участвует в переселении души? Уходит ли душа из тела чистой, лишённой всех материальных покровов, грубых и тонких?

Учитель: Душа покидает грубое материальное тело, грубую физическую форму, но остаётся покрытой тонким материальным телом, т. е. материальными желаниями и записями ощущений, остающимися в уме после опытов, пережитых в предыдущем теле. С помощью центральной нервной системы вы испытали множество ощущений. Например, ваши глаза видели птицу, и её форма запечатлелась в вашем уме. Все эти формы, тонкие образы и материальные желания покрывают душу. Другими словами, душа остаётся покрытой тонким телом, материальным умом. Когда душа оставляет грубое тело, наличие этого покрова приводит к тому, что душа снова получает грубое материальное тело.

Собеседник: Как это происходит?

Учитель: Тонкое материальное тело — это ядро, вокруг которого формируется грубое тело.

Собеседник: То, что душа покидает тело, по-прежнему покрытая тонким телом, материальным умом, означает, что я должен помнить свои прошлые жизни, потому что у меня по-прежнему тот же ум, т. е. эта информация по-прежнему при мне. Разве тот факт, что я не помню своих прошлых жизней, не говорит о том, что не было никаких прошлых жизней?

Учитель: Раз вы так рассуждаете, я задам вам следующий вопрос: бабочка помнит свою прошлую жизнь в качестве гусеницы?

Собеседник: Не знаю.

Учитель: Вы помните своё рождение — своего нынешнего тела? Помните ли вы пребывание в утробе?

Собеседник: Нет.

Учитель: Тем не менее, вы знаете, что родились, верно?

Собеседник: Вы хотите сказать, что моя неспособность вспомнить прошлую жизнь вовсе не означает, что у меня её не было?

Учитель: Именно. Наша память несовершенна. Так устроено. Вы не помните ни рождения, ни пребывания в утробе матери, ни того, чем занимались в предыдущей жизни, ни прошлых рождений. Кришна говорит: «Тот, кто родился, непременно умрёт, а тот, кто умер, родится вновь».

Собеседник: Можно ли с помощью гипноза вспомнить прошлые жизни?

Учитель: Наверное, можно. Но какова ценность таких воспоминаний? Хорошо, что вы хотите найти свои корни, или истоки, но это невозможно сделать просто вспоминая прошлые жизни. С незапамятных времён вы переходите из тела в тело, прожили столько жизней — какой смысл вспоминать одну или две последние? В древних Ведах Индии сказано, что существует 8 млн 400 тыс. форм жизни, или типов тел, — от крошечных микробов до огромных тел полубогов. Иногда у вас может быть тело животного, иногда — растения, иногда — человеческое или любое другое. Разумного человека не увлечёт мистическая сторона всего этого; он будет искать решение проблемы.

Собеседник: Некоторое время назад здесь шёл фильм «Одри Роуз», где реинкарнация была представлена как вечная увеселительная прогулка из одного тела в другое.

Учитель: В таком случае этот фильм не смог выразить истинную философию йоги. По природе мы — искры Бога, вечны, мы не перестанем существовать. Нам незачем находиться в этом временном царстве материальной энергии. Оно для нас не естественно, это не наш дом. С какой стати нам, по своей природе вечным и исполненным блаженства, желать оставаться в материальном мире, мире плоти, который по своей природе преходящ и полон скорби? «Инкарнация» означает пребывание в теле из плоти и крови, материальном теле. Тело, по своей природе, переживает рождение, болезни, старость и смерть, и это повторяется снова и снова. Душе следовало бы вечно жить с Богом в Его обители и быть свободной от повторяющихся рождений и смертей. Как сказал великий китайский мудрец Лао-цзы: «Причина страданий — материальное тело». Так с какой стати нам хотеть надевать на себя тело за телом?

Собеседник: Каким временем датируется первое упоминание реинкарнации в христианской церкви?

Учитель: В III веке человек по имени Ориген, один из основателей христианской церкви, в своей книге «О началах» утверждал:

Некоторые души, склонные творить зло, попадают в человеческие тела, но затем, предаваясь неразумным страстям, после отмеренного человеку срока они перемещаются в тела животных, а потом опускаются до уровня растений. Из этого положения они восходят, следуя обратным путём, и вновь обретают Царствие Небесное*.

Собеседник: Что это за «склонность творить зло»?

Учитель: Желание быть Богом, верховным наслаждающимся, главным наслаждающимся энергией Бога. Если у души присутствует даже небольшое желание быть господином, она на самом деле не может жить в обители Господа, потому что есть только один Господь, или хозяин. Все остальные, по своей природе, — слуги, и в царстве Бога все наслаждаются служением Ему. Поэтому, если кто-то не хочет служить Богу, он тотчас же помещается в материальный мир. Этот мир — для тех из нас, кто хочет подражать Богу. В Библии сказано, что Бог создал этот мир для того, чтобы человек наслаждался. Но на самом деле он создан для того, чтобы человек пытался наслаждаться. Здесь нет настоящего наслаждения. Мы будем счастливы и будем наслаждаться, когда вернёмся в духовный мир, в царство Бога, в качестве Его слуг. Но мы не хотим этого. Мы хотим царства Бога с собой на троне — с собой в центре. Мы хотим царства Бога без Бога. Как только мы думаем: «Я не буду служить», Бог тотчас даёт нам возможность не видеть Его. Служение Богу основано на любви. Оно должно быть добровольным. Поэтому душа, будучи в какой-то степени независимой, всегда имеет возможность выбора: служить или не служить Богу. А Бог, зная всё, что у нас на сердце, даёт нам то, чего мы желаем.

Собеседник: Почему христианская церковь перестала учить о реинкарнации?

Учитель: Я не претендую на знание всех подробностей. Но я знаю, что в 553 г. н. э. император Юстиниан издал свои «Анафемы на Оригена»: «Если кто говорит или придерживается мнения о немыслимом предсуществовании душ и нелепейшем перерождении, следующем из него, — тот да будет анафема [проклят]». Некоторые утверждают, что император Юстиниан сделал это заявление, движимый политическими амбициями; другие — потому, что народные массы ошибочно считали: раз есть реинкарнация, значит, можно грешить. Люди думали: «О чём беспокоиться? Я буду возвращаться снова и снова и наслаждаться вечно». Они не понимали, что материальный мир — место страдания. Кроме того, они не понимали законов кармы, а именно, что их действия будут порождать соответствующие реакции. Или, как сказал об этом Иисус: «Что посеешь, то и пожнёшь».

Многие люди не осознают, что это проблема для живого существа, по природе вечного и исполненного блаженства, — увязнуть во временном, ограниченном материальном измерении и быть вынужденным снова и снова рождаться, болеть, стареть и умирать. Это причиняет страдания. Как однажды А. Ч. Бхактиведанта Свами объяснял группе студентов Гавайского университета, что если живёшь как собака, то и вернёшься собакой, а один юноша сказал: «Что в этом плохого? Мне кажется, это здорово!» Президент США Ричард Никсон тоже однажды заявил, что если бы он мог выбирать, то вернулся бы собакой!

Собеседник: Исключает ли реинкарнация то, что называют «Судным днём»?

Учитель: Конечно нет. На самом деле именно по решению суда личность наслаждается или страдает на следующем этапе своей жизни. Христиане также называют это раем и адом. В соответствии со своей кармой, или совершёнными в прошлом поступками, душа будет некоторое время находиться в адских или райских условиях. Не нужно далеко ходить, чтобы увидеть души, живущие в адских условиях, — свиньи, собаки, деревья, низшие формы жизни. Существует множество адских измерений, и душа с плохой кармой обитает в том или ином из них, находясь в теле определённого типа. Очевидно, что вы не могли бы существовать в аду без материального тела. Если бы у вас его не было, вы были бы в царстве Бога. Некоторые души в известной степени находятся в аду прямо здесь и сейчас.

Собеседник: Но христиане говорят, что у животных нет души.

Учитель: Слово «душа» может иметь разный смысл. Если имеется в виду «живое существо», — очевидно, что у животного есть душа. Или, вернее, душа (живое существо) временно пребывает в теле животного. Но если под «душой» понимают разумность, способность вопрошать об Абсолютной Истине или достичь совершенства, то у растения или животного нет души. Почему? Потому что их не интересует почти ничего кроме еды, сна, совокупления и защиты. Их сознание не настолько развито, чтобы они могли заниматься поиском Истины. Христианская церковь учит, что эта человеческая жизнь — один-единственный шанс. Если это делается для того, чтобы побудить людей серьёзно относиться к необходимости развивать любовь к Богу сейчас, то это можно понять. В конце концов, некоторые люди думают: «Это не так уж важно, у меня ещё будет возможность заняться этим». Возможность будет. Но вы не знаете, когда. Поверхностное понимание реинкарнации, несомненно, может привести к безответственному образу жизни. Человеческая форма жизни настолько редка, что нам следует непременно воспользоваться её преимуществами. Она даёт возможность вернуться в царство Бога, сойти с колеса рождений и смертей. Но если мы не пользуемся этой возможностью, если мы просто живём как животные, то зачем Богу снова давать нам человеческое тело? Если мой склад ума — как у животного, то в следующей жизни у меня будет тело животного.

Собеседник: Как это происходит?

Учитель: Как я уже говорил, ум — это ядро, вокруг которого развивается грубое тело, которое является своего рода отражением нашего ума. Различные типы тел, которые мы видим в материальном мире, — это просто внешние проявления различных желаний и вкусов воплощённых душ.

В материальном мире живое существо переносит свои представления о жизни из одного тела в другое, как воздух переносит запахи.

Войдя в новое грубое тело, живое существо получает новые уши, глаза, язык, нос и кожу (орган осязания). Все эти чувства сгруппированы вокруг ума, и с их помощью живое существо наслаждается доступными им объектами чувств.

Бхагавад-гита, 15.8, 9

Собеседник: Таким образом, физическое тело, в котором находится душа, — тело животного, растения или человека — это просто средство для исполнения определённых желаний ума?

Учитель: Совершенно верно. Например, в виде языка проявляется желание чувствовать вкус, а в виде носа — ощущать запах. Но разным живым существам природа дала разные языки и носы в соответствии с их конкретными вкусами и желаниями. Язык свиньи устроен так, чтобы можно было наслаждаться пищей определённого типа; язык кошки или человека позволяет им получать «наслаждение» от пищи, предназначенной для них. Таким образом, природа даёт нам тело — органы чувств — того типа, который соответствует складу нашего ума, нашим желаниям.

Собеседник: В таком случае тот, кто не может жить без сёрфинга, например, рискует получить тело дельфина?

Учитель: Да. Или тюленя, или акулы — то тело, которое дало бы ему возможность скользить по волнам целый день не замерзая и без необходимости выходить на берег, чтобы поесть. На самом деле костюмы для подводного плавания — это уже своего рода толстая кожа, почти как тюленья. Но не каждый человек, занимающийся сёрфингом, не может без него жить. Всё зависит от того, насколько сильно он привязан к этому занятию.

Собеседник: Иногда мы видим людей, которые выглядят или ведут себя совсем как определённые животные. Значит ли это, что они на самом деле превращаются в это животное?

Учитель: Да. Часто склад ума влияет на грубое тело даже в этой жизни. Например, вы смотрите на человека и думаете: «Боже! Этот парень выглядит совсем как свинья!» Хотя у него и тело человека, он, по той или иной причине, очень похож на свинью. Или замечали ли вы, что иногда человек бывает похож на свою собаку? Пребывая в этом теле, личность сформировала определённый склад ума, который, в свою очередь, отразился на её грубом теле. Это замечают не только духовные люди, но и материалисты. Я видел карикатуры на эту тему в газетах. Как это получается? Ответ дан в Ведах: личность, хотя и в человеческом теле, формирует своё тонкое тело, или склад ума, по типу собачьего. Постоянно смотрит на свою собаку, думает о ней, кормит её, думает, чем бы её порадовать, разговаривает с ней и т. п. По невежеству направляет свою любовь на собаку, и потому развивает тонкое тело собаки.

Собеседник: Таким образом, пока в нашем уме материальные желания, после смерти грубого тела придётся получать следующее?

Учитель: Да. Вы получаете то, что хотите. Природа даст вам тело, с помощью которого вы сможете пытаться исполнить свои желания.

Собеседник: Некоторые психологи говорят, что возвращение к нашему детству и даже прошлым жизням поможет нам понять себя и избавиться от всех комплексов, причина которых, возможно, кроется в том, что мы пережили в прошлых жизнях.

Учитель: Ум подобен компьютеру, в котором записаны сотни тысяч впечатлений, не только из этой жизни, но и из всех предыдущих. Поэтому представление психологов, что они помогут вам найти первопричину вашей проблемы, заставляя вас вспоминать то время, когда вы были младенцем и ваш отец сделал вам что-то плохое и теперь у вас комплекс, — поверхностно. У вас так много прошлых впечатлений и комплексов, что психиатры не смогут заставить вас вспомнить их все. Они могут вернуть вас к первому крику, заставить вспомнить боль рождения, но затем им придётся вернуть вас к переживанию смерти из вашей прошлой жизни, затем к первому крику той жизни, затем к первому крику жизни, которая была до неё, и т. д. и т. д. Они не понимают, что у вас были сотни тысяч опытов в бесчисленном множестве тел и даже в бесчисленном множестве форм жизни. Как они собираются вернуть вас на десять тысяч жизней назад, когда вы были личинкой и у вас было нервное расстройство из-за того, что вы были голодны, а ваша мать не дала вам поесть испражнений? Или к вашей смерти, когда вы были мухой и вас прихлопнули, и поэтому теперь вы боитесь мухобоек? Нет смысла пытаться всё это исправить. Лучше направить усилия на то, чтобы решить жизненные проблемы, заложив фундамент нового будущего — помня, что вы на самом деле дух, и стараясь восстановить свои взаимоотношения с Богом.

Откуда вообще следует, что повторное переживание плохих событий должно нейтрализовать их последствия? Почему вы считаете, что они будут хоть сколько-нибудь менее болезненными во второй раз? И как это может помешать тому, что завтра с вами снова случится что-то плохое?

Проблема страданий решается, когда вы помните о том, кто вы на самом деле и каковы ваши взаимоотношения с Богом, и используете свои чувства таким образом, чтобы доставлять удовольствие Богу и служить Ему, а не своему нынешнему внешнему материальному телу.

Собеседник: Значит, наша привязанность к материальному миру и разного рода наслаждениям и есть причина реинкарнации?

Учитель: Да. Суть в том, что нужно развить другую привязанность — к Богу. Живя в этом мире, невозможно не есть, не спать, не совокупляться и не обороняться или не получать удовольствие от различных материальных опытов. Но при этом нужно всё больше сосредоточиваться на другой деятельности — самоосознании, или осознании Бога. Материальные потребности необходимо удовлетворять. Но одновременно мы можем развивать то, что Господь Иисус и Господь Кришна называют «любовной привязанностью к Богу».

Если вы привязаны к Верховному Господу, это значит, что у вас нет желания наслаждаться материальным миром и вы в состоянии жить в этом мире, но быть не от мира. Поэтому вам не нужно будет получать другое тело и возвращаться в этот мир.

Окончание интервью — в статье «Рай и ад, судьба, преодоление кармы»

Советуем почитать (послушать, посмотреть) в связи с этой статьёй:
Кто вы? Открывая ваше истинное «я»,
Вы — духовная душа, искра Бога,
Объяснение кармы,
а также другие статьи раздела Реинкарнация

___________________________

* Пересказ Григорием Нисским из той части книги Оригена, которая в настоящее время утрачена. — Прим. переводчика.

Чтобы вернуться к чтению текста, нажмите значок сноски

Текст брошюры Духовного учителя (интервью), 1982

 
Рассылка новостей
подписаться
 
Связаться с создателями сайта Карта сайта Стиль жизни Путь мудрости Йога Медитация Связаться с создателями сайта Карта сайта Стиль жизни Путь мудрости Йога Медитация