Аватары БогаВайшнавВерховный Господь говоритИллюзияЙогаКачества БогаМатериальное существованиеМедитацияМудрецОсвобождениеПостижение истиныПрирода душиПростая жизньРеинкарнацияСвятое имяСчастьеУстройство мираЦель ВедЧайтанья МахапрабхуШри Ишопанишад
(прекрасная Иша-упанишада)
Все цитаты Новые цитаты

Мудрец

Бхагавад-гита
2.11  (Кришна говорит Арджуне) Верховный Господь сказал: Произнося учёные речи, ты сокрушаешься о том, что недостойно скорби. Настоящие мудрецы не скорбят ни о мёртвых, ни о живых.
2.13  Воплотившаяся в теле душа постепенно меняет тело ребёнка на тело юноши, а затем на тело старика, и точно так же после смерти она переходит в другое тело. Того, кто осознал свою духовную природу, такая перемена не смущает.
2.14  Кришна говорит Арджуне: О сын Кунти, счастье и горе приходят и уходят, сменяя друг друга, как зима и лето. Они возникают от соприкосновения чувств с объектами восприятия, о потомок Бхараты, поэтому нужно научиться терпеливо переносить их, оставаясь невозмутимым.
2.15  Кришна говорит Арджуне: О лучший из людей, тот, кого не выводят из равновесия радости и невзгоды, кто всегда остаётся спокойным и невозмутимым, воистину достоин освобождения.
2.16  Мудрецы, узревшие истину, пришли к заключению о бренности несуществующего [материального тела] и о неизменности вечного [души]. Они сделали этот вывод, тщательно изучив природу того и другого.
2.51  Служа Господу, великие мудрецы и преданные сбрасывают бремя последствий своей деятельности в материальном мире. Так они вырываются из круговорота рождения и смерти и достигают обители Бога, где не бывает страданий.
2.56  Того, кто остаётся невозмутимым, терпя тройственные страдания, кто не восторгается, когда к нему приходит счастье, и кто избавился от привязанностей, страха и гнева, называют мудрецом, обуздавшим свой ум.
2.57  Тот, кто, живя в материальном мире, свободен от мирских привязанностей, кто не слишком радуется, когда с ним случается что-то хорошее, и не злится, когда случается что-то плохое, обладает совершенным знанием.
2.70  Тот, кого не беспокоит непрерывный поток желаний, подобен океану, который никогда не выходит из берегов, хотя в него впадает множество рек. Только такой человек способен обрести умиротворение, но не тот, кто стремится удовлетворить свои желания.
3.3  Верховный Господь сказал: О безгрешный Арджуна, как Я уже говорил, есть два типа людей, стремящихся познать своё «я». Одни посвящают себя философским размышлениям, а другие преданно служат Господу.
4.37  Кришна говорит: О Арджуна, подобно тому как пламя костра превращает дрова в пепел, огонь знания сжигает дотла все последствия материальной деятельности.
4.38  В этом мире нет ничего более чистого и возвышенного, чем духовное знание. Это знание — спелый плод всей практики йоги. Тот, кто достигнет совершенства в преданном служении, в должный срок насладится им в своём сердце.
5.8-9  Когда человек, обладающий божественным сознанием, видит, слышит, осязает, ощущает запахи, ест, ходит, спит или дышит, он всегда знает, что сам он ничего не делает. Ему известно, что, когда он беседует, опорожняет кишечник или наполняет желудок, открывает или закрывает глаза, это просто материальные чувства взаимодействуют с объектами восприятия, но сам он не причастен ко всему этому.
5.10  Подобно тому как вода не смачивает лист лотоса, грех никогда не пятнает того, кто исполняет свой долг без привязанности к плодам своего труда, жертвуя их Верховному Господу.
5.11  Отказавшись от всех привязанностей, йоги позволяют действовать своему телу, уму, разуму и даже чувствам только ради самоочищения.
5.17  Когда ум, разум, вера и упования целиком направлены на Всевышнего, человек, благодаря совершенному знанию, избавляется от всей скверны греха, и тогда перед ним открывается путь к освобождению.
5.18  Смиренный мудрец, обладающий истинным знанием, одинаково смотрит на учёного и добродетельного брахмана, корову, слона, собаку и собакоеда [неприкасаемого].
5.21  Такого человека, свободного от мирских привязанностей, не привлекают материальные чувственные удовольствия: он всегда погружён в транс и черпает блаженство внутри себя. Так человек, постигший своё истинное «я» и всегда сосредоточенный на Всевышнем, наслаждается безграничным счастьем.
5.22  Кришна говорит Арджуне: Разумный человек сторонится удовольствий, рождённых от соприкосновения материальных чувств с объектами восприятия, ибо такие удовольствия являются источником страданий. У всех материальных удовольствий, о сын Кунти, есть начало и конец, поэтому мудрец никогда не тешится ими.
5.29  Кришна говорит: Человек, полностью осознавший, что Я — тот, кто наслаждается всеми жертвоприношениями и плодами подвижничества, что Я верховный владыка всех планет и полубогов, а также друг и благодетель всех существ, избавляется от материальных страданий и обретает полное умиротворение.
7.16  Кришна говорит: О лучший из Бхарат [Арджуна], четыре типа праведников встают на путь преданного служения Мне: страждущие, ищущие богатства, любознательные и те, кто стремится постичь Абсолютную Истину.
7.19  Кришна говорит: Пройдя через множество рождений и смертей, тот, кто действительно обладает знанием, предаётся Мне, понимая, что Я — причина всех причин и всё сущее. Такая великая душа встречается очень редко.
7.28  Кришна говорит: Кто совершал благочестивые поступки в этой и в прошлых жизнях и полностью отрёкся от греха, тот выходит из-под власти иллюзорной двойственности и с решимостью посвящает себя служению Мне.
9.13  Кришна говорит: О сын Притхи, те же, кто свободны от заблуждений, великие души, находятся под покровительством божественной природы. Они служат Мне с любовью и преданностью, ибо знают, что Я — Верховная Личность Бога, изначальная и неистощимая.
10.8  Кришна говорит: Я — источник всех духовных и материальных миров. Всё исходит из Меня. Мудрецы, постигшие эту истину, служат и поклоняются Мне всем сердцем.
12.18-19  Кришна говорит: Тот, кто не делит людей на друзей и врагов, кто одинаково встречает почёт и бесчестье, холод и жару, счастье и страдания, похвалу и поношение, кто никогда не соприкасается с тем, что оскверняет, всегда хранит молчание и всем доволен, кому всё равно, где жить, кто утвердился в знании и преданно служит Мне, — такой человек очень дорог Мне.
13.28  Тот, кто видит, что во всех телах индивидуальную душу сопровождает Сверхдуша, и понимает, что ни душа, ни Сверхдуша не погибают, хотя и находятся в обречённом на гибель теле, видит вещи такими, как они есть.
Шримад-Бхагаватам
1.2.11  Сведущие трансценденталисты, познавшие Абсолютную Истину, называют эту недвойственную субстанцию Брахманом, Параматмой или Бхагаваном.
2.1.6  Высшее совершенство человеческой жизни, которого можно достичь, либо познав природу материи и духа, либо овладев мистическими силами, либо в совершенстве исполняя предписанные обязанности, состоит в том, чтобы в конце жизни помнить о Личности Бога.
2.1.11  Шукадева Госвами говорит Махарадже Парикшиту: О царь, постоянное повторение святого имени Господа по примеру великих авторитетов избавляет от страха и сомнений и приводит к успеху любого — и того, у кого нет никаких материальных желаний, и того, кто жаждет материальных наслаждений, и даже того, кто, обладая трансцендентным знанием, черпает удовлетворение в самом себе.
2.3.10  Истинно разумные люди, свободны ли они от материальных желаний (преданные), мечтают ли о всевозможных материальных благах (карми) или жаждут освобождения (гьяни), должны с полной решимостью поклоняться высшему целому — Личности Бога.
3.32.32  Кульминацией философских поисков истины является постижение Верховной Личности Бога. Когда, постигнув Господа, человек выходит из-под влияния гун материальной природы, он достигает уровня преданного служения. Занимается ли человек преданным служением или идёт философским путём познания истины, он должен достичь одной и той же цели — Верховной Личности Бога.
3.32.34-36  Занимаясь регламентированной кармической деятельностью, совершая жертвоприношения, раздавая милостыню, совершая аскезы и изучая различные писания, проводя философские изыскания, обуздывая ум и чувства, ведя отречённый образ жизни и исполняя предписанные обязанности, занимаясь различными формами йогической практики и бхакти-йогой, идя путём преданного служения, который приводит к развитию привязанности и отрешённости, постигнув науку самоосознания и отрёкшись от всего материального, человек, который в совершенстве овладел различными методами самоосознания, постигает Верховного Господа таким, каким Он являет Себя в материальном мире и в духовной обители.
4.29.36-37  Истинная цель каждого живого существа заключается в том, чтобы избавиться от невежества, которое не позволяет ему разорвать заколдованный круг рождений и смертей. Сделать это можно, только если мы предадимся Верховному Господу, приняв покровительство Его представителя. Если человек не занят преданным служением Верховной Личности Бога, Васудеве, он не сможет полностью отречься от материального мира и обрести истинное знание.
4.29.51  Тот, кто занят преданным служением, ничего не боится в материальном мире, ибо Верховная Личность Бога является Сверхдушой и другом каждого живого существа. Человек, которому известна эта тайна, обладает истинным знанием и имеет право стать духовным учителем всего мира. Истинный духовный учитель, представитель Кришны, неотличен от Самого Кришны.
5.5.4  Господь Ришабхадева говорит: Человек, который видит смысл жизни в чувственных наслаждениях, со временем лишается рассудка. Словно одержимый, он бросается в водоворот материальной жизни и совершает всевозможные грехи. Он не знает, что получил своё тело в наказание за прошлые прегрешения и что именно это тело, хотя оно и невечно, является причиной всех его страданий. На самом деле душе лучше было бы не воплощаться в материальном теле, но она всё же получила его, чтобы испытывать в нём чувственные наслаждения. Поэтому Я считаю, что разумному человеку не подобает предаваться чувственным наслаждениям, ибо, стремясь к ним, он обрекает себя на бесконечные рождения в материальных телах.
5.5.24  Господь Ришабхадева говорит: Веды представляют собой Моё вечное, трансцендентное воплощение в звуке, поэтому их называют шабда-брахмой. Из всех обитателей этого мира только брахманы глубоко изучают Веды, и, поскольку они усваивают самую суть ведического знания, их следует считать олицетворением Вед. Брахманы пребывают в высшей гуне природы (саттва-гуне). Потому им присущи такие качества, как владение своим умом (шама) и владение чувствами (дама). Будучи правдивыми (сатья), они объясняют истинный смысл Вед и из сострадания (ануграха) проповедуют ведическое учение всем обусловленным душам. Они предаются аскезе (тапасья), воспитывают у себя терпение (титикша) и постигают истинную природу индивидуальной души и Верховного Господа (анубхава). Таковы восемь добродетелей брахмана. Вот почему Я провозглашаю, что нет ни одного живого существа, которое превосходило бы брахманов.
5.11.17  Джада Бхарата говорит Махарадже Рахугане: Необузданный ум — злейший враг живого существа. Если дать уму волю, если не следить за ним, он будет становиться всё более могущественным и в конце концов полностью подчинит себе живое существо. При всей своей эфемерности он обладает огромной силой и способен полностью скрыть истинную природу души. О царь, срази же этого врага оружием служения лотосным стопам духовного учителя и Верховной Личности Бога. Служи им очень усердно, не жалея сил.
5.18.12  В теле человека, который развил беспримесную преданность Верховной Личности Бога, Васудеве, воплощаются все полубоги вместе с их возвышенными качествами, такими, как религиозность, знание и самоотречение. И наоборот, тот, кто стоит в стороне от преданного служения и занимается мирскими делами, не имеет вообще никаких хороших качеств. Даже если он достиг успеха в мистической йоге или, честно трудясь, содержит свою семью и всех родственников, он вынужден идти на поводу у собственного ума и потому служит внешней энергии Господа. Откуда же у такого человека возьмутся добродетели?
7.13.34  Те из людей, кто обладает разумом, должны отказаться от первопричины скорби, иллюзии, страха, гнева, привязанности, нищеты и бесполезного труда. Главная причина всего этого кроется в ненужном стремлении к почёту и богатству.
9.15.40  Обязанность брахмана воспитывать в себе всепрощение, добродетель, сияющую, подобно солнцу. Хари, Верховная Личность Бога, доволен теми, кто прощает других.
Чайтанья-чаритамрита, Мадхья-лила
8.128  Кем бы ни был человек — брахманом, санньяси или шудрой, если он знает науку о Кришне, то может стать духовным учителем.
Шри Ишопанишад
6  Тот, кто видит всё связанным с Верховным Господом, кто смотрит на все существа как на Его неотъемлемые частицы и ощущает присутствие Верховного Господа во всём сущем, никогда не питает ненависти к кому-либо или чему-либо.
7  Тот, кто всегда смотрит на живые существа как на духовные искры, качественно равные Господу, понимает истинную природу вещей. Что может ввести в заблуждение или потревожить такого человека?
8  Такой осознавший себя человек должен на самом деле знать величайшего из всех, Личность Бога — всемогущего, всеведущего, не воплощённого в теле, безупречного, не имеющего вен, чистого и неосквернённого, самодостаточного философа — того, кто с незапамятных времён исполняет желание каждого.
Брихад-араньяка-упанишада
3.8.10  Того, кто не пытается разрешить проблемы жизни, как надлежит человеку, и уходит из этого мира, подобно кошкам и собакам, так и не постигнув науку самоосознания, называют скупцом. В противоположность ему, того, кто достаточно разумен и использует человеческое тело для разрешения всех жизненных проблем, называют брахманом.
Веданта-сутра
1.1.1  Настало время задавать вопросы об Абсолютной Истине.
Падма-пурана
2Н.НП  Учёный брахман, сведущий во всех областях ведического знания, не имеет права становиться духовным учителем, если не является вайшнавом, то есть не владеет наукой сознания Кришны. Но вайшнав, будь он даже самого низкого происхождения, может стать духовным учителем.
Махабхарата, Вана-парва
313.117  Сухая логика не приводит к окончательному выводу. Тот, кто не имеет своей, отличной от других, точки зрения, не может считаться великим мудрецом. В Ведах много разделов, и, просто изучая их, невозможно найти истинный путь, приводящий к пониманию принципов религии. Подлинный смысл религиозных заповедей скрыт в сердце безгрешного святого, постигшего природу духа. Поэтому шастры гласят, что необходимо избрать тот путь совершенствования, который указывают махаджаны.
Нарада-панчаратра
1Н.БРС  Необходимо избавиться от всех материальных самоотождествлений и очиститься от материальной скверны. Следует вернуться в своё изначальное чистое состояние, находясь в котором мы занимаем все наши чувства в служении повелителю чувств. Это и называется преданным служением.
Бхакти-расамрита-синдху
1.2.187  Тот, кто служит Кришне своим телом, умом, разумом и речью, является освобождённой душой, даже если находится в материальном мире.
 
Рассылка новостей
подписаться | отказаться
 
Связаться с создателями сайта Карта сайта Стиль жизни Путь мудрости Йога Медитация Связаться с создателями сайта Карта сайта Стиль жизни Путь мудрости Йога Медитация