Задать вопрос

E-mail
Пароль
Напомнить?
E-mail
Пароль
Имя (псевдоним)
Код активации

События

Онлайн-семинары

(Медитация. Философия йоги. Веды. Бхагавад-гита. Вегетарианство. Аюрведа)

Программы на местах

Узнайте о программах в городах
России и других стран СНГ.
Свяжитесь с представителями
Школы бхакти-йоги
в Вашем городе (регионе)

Самара, Сочи, Киев
каждую субботу
Санкт-Петербург, Киев
каждое воскресенье

Жемчужины мудрости

Кришна говорит:

Придя ко Мне, великие души, йоги-преданные, никогда больше не возвращаются в этот бренный, полный страданий мир, ибо они обрели высшее совершенство.

Бхагавад-гита, 8.15

Все цитаты
12 Июня 15  –  Wallenstein

Здравствуйте. Начну с того, что человек я любопытный и, наверное, это любопытство сыграло со мной злую шутку. Несколько месяцев назад мне в соцсети написал некий человек, который предложил прослушать курс лекций (бесплатный) по буддизму, его основам. Меня это заинтересовало, и я согласился. Когда я прослушал все семь лекций, тот же человек предложил мне практику, но помимо этого обязательно надо было делать пожертвования, небольшие. В принципе мне было интересно, и я согласился. Заполнил весьма подробную анкету, отправил её им. Но я так и не приступил к обучению. Решил немного подумать, и мне не понравился ряд вещей. Например: чётко указанный размер пожертвований; ведут себя так, словно я им что-то должен; у них был гуру, которого они боготворили, мне это не нравилось; метод обучения меня не привлёк, увы и ах; они считали, что их учение является истиной. И я решил отказаться. Я сказал об этом своему инструктору, после чего он мне ответил, что у меня нечистые намерения, что я всё это время тратил энергию гуру впустую, и для меня это выйдет плохой кармой, и если я не буду практиковать учение, то моя карма испортится. В этом и заключается вопрос. Так ли это? Уже довольно долго я периодически впадаю в депрессии, что примечательно, в вечернее время в основном. Не знаю, что со мной, иногда, думая об этом, начинаю паниковать и приписывать свои недавние неудачи именно этому обстоятельству. Надеюсь на вашу помощь. Мира вам и добра.

16 Июня 15  –  Omkara

Здравствуйте, Wallenstein

Отвечая на ваш вопрос, хочу затронуть несколько моментов. Первый — свобода выбора. Именно её вы осуществили, когда отказались практиковать предложенное вам учение. Свобода воли, свобода выбора — это дар Бога. Сам Бог уважает вашу свободу выбора. Вы вправе подумать и согласиться или отказаться следовать чему бы то ни было, в том числе и Его учению. Он не принуждает вас.

Второе: буддизм — это не высшая истина. Это процесс духовного совершенствования, предназначенный для людей с определённым типом атеистического сознания. Поэтому в буддизме ничего не говорится о Боге и служении Ему. А также если мы говорим о чистом буддизме, то это учение Будды, а чему учат всевозможные гуру-шарлатаны под видом буддизма — бог весть. Я не утверждаю, что гуру той группы, о которой вы пишете, обязательно является шарлатаном, но его последователь-«инструктор» в вашем случае явно применил манипулятивные приёмы — попытался запугать вас. Также он показал, что рассматривает вас как некую «добычу», которая «сорвалась с крючка», и выразил своё неудовольствие этим. Такое отношение к людям характерно для групп, которые обычно называют сектами (в отрицательном смысле слова). Или по крайней мере для отдельных представителей духовных организаций (или отдельных групп людей внутри этих организаций), чьё сознание можно назвать сектантским. Именно для людей с сектантским мышлением характерно отношение к другим как к своей собственности (собственности группы), которую они собираются использовать в своих целях.

Люди в сектах и сектантских группах очень озабочены ростом численности. Им очень важно, чтобы вы соответствовали их критерию принадлежности к их группе. Это придаёт им уверенности. Напротив, уход из их группы или нежелание присоединиться к ней подтачивает их уверенность в собственной правоте, поэтому они всячески сопротивляются тому, чтобы люди уходили от них. Сектантство и шарлатанство в нашу эпоху, Кали-югу, очень распространено во всех религиях.

Несколько замечаний по поводу того, что вам не понравилось в данной группе. Вы пишете, что вам не понравилось, что они считали своё учение истиной. Но для духовной или религиозной группы это совершенно естественно. Действительно ли человек, претендующий на звание духовного учителя, знает истину, это другой вопрос, но в любом случае он не может говорить: «Я не знаю, истинно моё учение или нет, но я всё равно ему учу». Это нелепость. Если ты не уверен, что знаешь истину, то какое право ты имеешь учить? Поэтому по крайней мере формально они занимали правильную позицию: «Мы знаем истину, мы получили её свыше как откровение, потому мы учим. Мы знаем процесс, ведущий к определённому результату, применяем его сами и верим, что он действительно ведёт к этому результату». Действительно ли они знают истину и действительно ли их процесс ведёт к результату, о котором они заявляют, это вопрос, который каждый искатель должен решать для себя индивидуально. Необходимо проанализировать то, чему люди учат, с помощью разума, а затем, обратившись за помощью к Господу в сердце, определить, можно доверять этим людям или нет. Но само по себе утверждение «Мы знаем истину» ещё не означает, что что-то не в порядке. Нужно разбираться по существу. Те, кто утверждает, что что-то истинно, могут быть либо правы, либо заблуждаться, но верить в то, что они правы, либо сознательно обманывать людей (то есть знать, что то, что они говорят людям, заведомо неправда). Нужно разбираться, правда ли то, что люди говорят, или нет. Это значит, что нужно самому понять, что есть истина.

Затем, вы пишете, что у них был гуру, которого они боготворили, и вам это не нравилось. Может, вы имели в виду «обожествляли»? В наше время слово «боготворить» по отношению к кому-либо обычно используется в другом значении: «восторженно любить, преклоняться, испытывать чувство почтительного восхищения, глубочайшего уважения». В этом случае я тоже не вижу ничего плохого в том, что последователи боготворят своего гуру. На самом деле в священных писаниях говорится, что гуру следует оказывать такое же почтение, как Самому Богу. В вайшнавской традиции, например, существует обряд гуру-пуджа поклонение гуру. Настоящий духовный учитель, настоящий гуру это полномочный представитель Бога. Он — посол духовного мира, царства Бога. Так же, как в лице чрезвычайного и полномочного посла почтение оказывают стране, которую он представляет, в лице гуру, представителя Бога, почтение оказывают Самому Богу. Они неразделимы. Апостол Иоанн говорил, что Бог есть любовь. И то же самое можно сказать об истинном гуру. Совершенно естественно, что искренние последователи испытывают к нему ответную любовь, восхищение, глубочайшее уважение и преклонение.

Иисус Христос был таким гуру, и на протяжении всей истории на Земле были такие гуру. Ученики Иисуса никогда не называли его Богом, но «сыном Бога» и «учителем». Потом его объявили Богом, но это ошибка. Тем не менее оказывать Иисусу Христу те же почести, что и Самому Богу, — это правильно. Но при этом нужно помнить, что он гуру, представитель Бога, а не Сам Бог. Это отдельная большая тема, которую я надеюсь в скором времени обсудить подробно, поскольку подобный вопрос уже давно ждёт своей очереди.

Итак, боготворить гуру (в описанном выше смысле) — правильно. Но если гуру не настоящий, т. е. не находится на высочайшем уровне духовного осознания, а тем более если он шарлатан и на самом деле эксплуатирует своих последователей, то чувство обожания со стороны последователей просто направлено не на того человека. Это примерно как заливать правильный бензин в неправильную машину. Это объяснение и аналогия касаются обоих обсуждённых моментов — утверждения об истинности учения и обожания гуру. Сами проявления правильные, но их объект может быть неправильным, и тогда вся ситуация становится неправильной. Тем не менее по одним лишь проявлениям, о которых вы написали, что они вам не понравились, судить нельзя. Всегда нужно разбираться по существу.

Если же вы имели в виду, что они объявляли своего учителя Богом (обожествляли), то это, конечно, неправильно, об этом я уже писал выше. Но для буддистов вообще было бы странно объявлять кого-то Богом, поскольку, как я уже сказал, в учении Будды отсутствует понятие Бога как таковое. Есть ещё вероятность, что вы приняли за буддистов группу сторонников философии «я Бог», которую они обычно называют «адвайта-ведантой», — в этом случае да, для их гуру характерно объявлять себя Богом, что, конечно же, полное шарлатанство, обман и безобразие.

А теперь, наконец, разберём утверждения вашего «инструктора», ставшие причиной вашего беспокойства. Давайте вспомним основы ведических знаний. Плохая карма возникает, когда вы совершаете действие ради собственного удовольствия и при этом причиняете страдания другим живым существам. Запомним это, и поговорим о том, мог ли ваш отказ добавить вам плохую карму. Исходя из общих соображений — мог, но очень незначительную. Во-первых, когда вы решали, согласиться вам или отказаться, вы, по всей видимости, руководствовались эгоистическими соображениями: «Что доставит мне большее удовольствие?» Поэтому ваш «инструктор», возможно, прав в том, что у вас были нечистые намерения. Но, вероятно, не в том смысле, который он пытался вложить в это слово. Абсолютно чистые намерения бывают у того, кто руководствуется одним единственным желанием — служить Богу бескорыстно, не ожидая от Него никакой награды. Другими словами, у того, кто ничего не хочет для себя. У всех остальных людей намерения в той или иной степени нечисты. Поэтому «инструктор» не открыл никакой Америки — вы и сами могли бы легко прийти к такому выводу, просто поразмыслив объективно. Дело в том, что абсолютно чистые намерения в этом мире встречаются очень и очень редко и являются результатом длительной и очень серьёзной духовной практики. Поэтому сказать человеку, пришедшему в предположительно духовную организацию заниматься духовной практикой, что у него нечистые намерения, это всё равно что сказать человеку, которого доставили в больницу в карете скорой помощи, что он болен. Представляете? — вас выкатывают на носилках из машины, и встречающий вас врач заявляет вам: «Голубчик, вы больны!» Ну, я вроде как подозревал это, именно потому я здесь — хочу избавиться от своей болезни. И имею право потребовать перевезти меня в другую больницу, если у меня будут основания считать, что врачи здесь не обладают необходимой квалификацией.

Но можно говорить о чистоте намерений и в другом, относительном смысле. Если человек приходит в духовную организацию, чтобы чему-то научиться и чего-то достичь в плане духовного продвижения, то его намерения можно считать чистыми. Если же он приходит для того, чтобы осуществить какие-то другие явно эгоистические желания, то его намерения нечисты. Но довольно об этом.

Итак, мы предположили, что первое условие зарабатывания кармы выполнено — в абсолютном смысле (а именно он применим в этом случае) ваши мотивы нечисты, эгоистичны. Теперь проверим второе условие, касающееся именно плохой кармы, причинили ли вы страдания другим живым существам своим отказом. Возможно, причинили — «инструктору» и, может быть, ещё кому-то, кто был связан в этой организации с вашим обучением. Ваш отказ мог стать причиной отрицательных эмоций у этих людей, а отрицательные эмоции скорее всего относятся к категории страданий. Например, «инструктор» мог почувствовать раздражение или даже гнев, у него могли возникнуть неприятные чувства в связи с тем, что его усилия не принесли желаемого результата. Как следствие для вас — микроскопическая плохая карма.

Должно ли это вас беспокоить? Абсолютно нет. Как мы уже обсудили выше, вы осознанно осуществили свою свободу выбора, на что имели полное право. Верный ли выбор вы сделали? Скорее всего да, судя по тому, что вы написали об этой группе. Другими словами, если бы вы согласились пройти обучение, последствия для вас могли быть гораздо более тяжёлыми.

Пока мы не достигли полной чистоты помыслов, любое наше действие, любой наш выбор, скорее всего, создаст какую-то плохую карму, потому что всегда может найтись человек, которому наш выбор не понравится, а это значит, что он будет испытывать какие-то неприятные эмоции, которые, как мы предположили, относятся к категории страданий, за которые причинившему их человеку полагается плохая карма. По сути каждым своим шагом и каждым вздохом обычный человек (не святой высочайшего уровня) создаёт какую-то плохую карму. Когда мы шагаем, мы неизбежно калечим и убиваем мелких живых существ. Когда мы дышим, миллионы микробов попадают на наши слизистые оболочки, и многие из них погибают. Находясь в этом мире, мы причиняем страдания другим живым существам практически любым своим действием. В некоторых религиозных группах люди пытаются избежать этого. Например, джайны метут дорогу перед собой, чтобы случайно не наступить на какую-нибудь букашку, носят маски, чтобы не вдохнуть какую-нибудь мушку. Но эти усилия тщетны. Бактерии всё равно доберутся до слизистых оболочек и в большинстве своём погибнут. От веника, которым они метут дорогу, козявки всё равно будут испытывать страдания, даже если он и не убьёт их. Как бы там ни было, они пытаются делать, что могут, чтобы уменьшить свою плохую карму. Бог им в помощь. Но суть в том, что есть гораздо более простой и естественный способ избавления от кармы заняться самоосознанием. Помните первое условие? Если вы служите Богу (а самоосознание — это служение Богу), то даже если вы при этом ненамеренно или несознательно причиняете какие-то страдания другим живым существам, это не засчитывается вам как плохая карма.

Итак, своим отказом вы вряд ли могли добавить себе какую-то заметную плохую карму. Но могли ускорить созревание уже имеющейся прошлой кармы, что выразилось в депрессиях.

Как вам себе помочь? Как избавиться от прошлой кармы и не создавать её в будущем? Советую почитать раздел «Медитация» и применить практику, описанную в статье «Урок медитации». Её легко можно освоить самостоятельно. Никаких пожертвований мы не требуем :). А также в помощь практике советую вам расширить свои знания в области науки о душе, об истинном «я». В этом вам могут помочь серии статей «Кто я?», «Йога», а также статьи других разделов нашего сайта.

17 Июня 15  –  Wallenstein

Спасибо большое за ваш ответ, вы сняли с моих плеч эту тяжесть. Обязательно попробую вашу практику.

Кстати, ещё такой вопрос. Вы написали: «Но могли ускорить созревание уже имеющейся прошлой кармы, что выразилось в депрессиях». Это случилось из-за моего отказа?

И ещё, те практики, что вы мне дали, помогут мне, чтобы моя имеющаяся карма не созрела, так?

18 Июня 15  –  Omkara

Здравствуйте, Wallenstein

Психология — сложная штука. А закон кармы это как раз из области тонкой психологии. Я сказал «могли ускорить». Почему я так написал? Просто исходя из последовательности или логики событий. Очевидно, что есть какая-то причинно-следственная связь. Вы отказались иметь с ними дело. Они вам что-то сказали по этому поводу. Сказанное ими начало крутиться у вас в уме и запускать там какие-то процессы, с которыми, по всей видимости, и связаны начавшиеся у вас депрессии. Депрессия — это страдание, а значит, конечное проявление имеющейся плохой кармы (выгорание, или отработка, кармы). Созревание кармы связано с процессами, происходящими в нашем уме. Это как удобрение для кармы. Таково моё понимание всего этого.

Слушание и повторение имён Бога это самый лучший, самый эффективный способ аннулирования кармы. Это как операция по удалению кармы под непрерывной анестезией. Тогда как непосредственная отработка, через страдание, — это как операция без анестезии. Но, опять же, скорость удаления кармы зависит от вашего сознания. Слушание и повторение имён Бога запускает в уме процессы очищения, переформатирования сознания. Но у вас остаётся свобода. Всё, что вам будет предлагаться, вы свободны принимать или не принимать. Другими словами, к вам будет приходить информация, предлагающая вам что-то изменить в вашем сознании и в вашей жизни. От того, согласитесь вы её принять или нет, будет зависеть ваша дальнейшая эволюция. Поэтому желательно найти настоящего духовного учителя и слушать его.

Но в любом случае слушание и повторение имён Бога не может принести никакого вреда, а пользу принесёт огромную также в любом случае. Что касается кармы, то оно постепенно устраняет карму на всех стадиях, от семени до уже созревших последствий. Это как постепенное переписывание вашей судьбы с плохого сценария на хороший.

Также наряду с практикой мантра-йоги очень желательно воздерживаться от совершения греховных поступков. Есть один стих в Бхагавад-гите, который подытоживает сказанное о карме:

Хитросплетения деятельности очень трудны для понимания. Поэтому надо хорошо знать, что такое действие, что такое запретное действие и что такое бездействие.

Бхагавад-гита, 4.17

Более подробно об этом вы можете узнать, связавшись с представителями Школы бхакти-йоги в вашем регионе или продолжив общение с нами через интернет.

18 Июня 15  –  Wallenstein

Спасибо, кажется, я понял. Буду настраивать себя на позитивный лад и практиковать.
Спасибо.
Мира вам и добра.

 
Рассылка новостей
подписаться
 
Медитация Йога Путь мудрости Стиль жизни Карта сайта Связаться с создателями сайта Медитация Йога Путь мудрости Стиль жизни Карта сайта Связаться с создателями сайта