Вход
   
 

События

Онлайн-семинары

(Медитация. Философия йоги. Веды. Бхагавад-гита. Вегетарианство. Аюрведа)

Программы на местах

Узнайте о программах в городах
России и других стран СНГ.
Свяжитесь с представителями
Школы бхакти-йоги
в Вашем городе (регионе)

Самара, Сочи, Киев
каждую субботу
Санкт-Петербург, Киев
каждое воскресенье

Опрос

Продолжите ли Вы существовать после смерти тела?

Да
Нет
Надеюсь, что да
Надеюсь, что нет
Не знаю

Результаты

Жемчужины мудрости

Джада Бхарата говорит:

О царь Рахугана, до тех пор пока обусловленная душа не прекратит переселяться из одного материального тела в другое, пока она не стряхнёт с себя скверну материальных наслаждений, не одолеет своих шестерых врагов и не пробудит в себе знание о своей истинной, духовной природе, — до тех пор она будет скитаться по материальному миру и рождаться в самых разных формах жизни.

Шримад-Бхагаватам, 5.11.15

Все цитаты

Брахман и вайшнав

Часть 2

Вторая часть обширной статьи о брахманах, вайшнавах, ведическом обществе и принятии духовного учителя. Если Вы начали путешествие по нашему сайту с этой страницы, советуем сначала читать Часть 1.

Брахман и вайшнав. Часть 1

В ведическом обществе всё было устроено так, чтобы постепенно возвысить человека до уровня брахмана (гуна благости), а затем и до уровня вайшнава. Это возвышение происходило в течение многих жизней. Человек рождается, сохраняя тот уровень духовного развития, которого он достиг в прошлой жизни, и в ведическом обществе каждый занимал положение, соответствующее своему уровню. А. Ч. Бхактиведанта Свами пишет:

Система варн и ашрамов предписывает её последователям исполнение многих обязанностей, упорядочивающих жизнь. В соответствии с этими обязанностями, человек, желающий изучать Веды, должен обратиться к истинному духовному учителю с просьбой принять его в ученики. Священный шнур — отличительный знак тех, кто способен изучать Веды под руководством ачарьи истинного духовного учителя. Шри Шукадева Госвами не проходил подобных очистительных обрядов, поскольку с самого рождения был освобождённой душой.

Человек, как правило, рождается обыкновенным существом, а благодаря очистительным церемониям он получает второе рождение. Увидев всё в новом свете, он в поисках духовного руководства обращается к духовному учителю, чтобы тот помог ему понять Веды. Духовный учитель принимает в ученики только искренне ищущего и даёт ему священный шнур. Так человек становится дваждырождённым, или двиджей. Обретя качества двиджи, человек может изучать Веды, а когда человек становится сведущим в Ведах, его называют випрой. Так випра, или опытный брахман, постигает Абсолют и совершенствуется в духовной жизни, пока не достигнет уровня вайшнава. Уровня вайшнава человек достигает тогда, когда заканчивает своё обучение как брахмана. Совершенствуясь, брахман обязательно должен стать вайшнавом, ибо вайшнав это учёный брахман, достигший уровня самоосознания.

Шрила Шукадева Госвами с самого начала был вайшнавом, поэтому ему не нужно было проходить через все ступени системы варнашрамы. В конечном счёте цель варнашрама-дхармы в том, чтобы неотёсанного человека превратить в чистого преданного Господа, вайшнава. Поэтому тот, кто стал вайшнавом и кого признал уттама-адхикари, то есть вайшнав первого класса, уже считается брахманом, независимо от своего происхождения и прошлых поступков. Шри Чайтанья Махапрабху следовал этому принципу, признав Шрилу Харидаса Тхакура ачарьей святого имени, хотя Тхакур Харидас родился в мусульманской семье. Итак, Шрила Шукадева Госвами родился вайшнавом, и поэтому уже обладал качествами брахмана. Ему не нужно было проходить никаких обрядов.

Из комментария к Шримад-Бхагаватам, 1.2.2

Трансцендентным служением Господу должны заниматься все, даже те, кто обладает качествами брахмана. И в «Бхагавад-гите», и в «Шримад-Бхагаватам» утверждается, что желание служить Господу является для живого существа совершенством. Только служа Господу, брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры совершенным образом исполняют предписанные им обязанности. Брахманам, постигшим ведическую мудрость, должно быть известно об этом, а представителям других сословий надлежит следовать указаниям брахмана-вайшнава (того, кто, обладая качествами брахмана, действует как вайшнав).

Из комментария к Шримад-Бхагаватам, 3.6.33

Вот мы и подошли к вопросу о том, кого следует принимать в качестве духовного учителя. Вывод однозначен — настоящий духовный учитель должен быть безраздельно предан Верховному Господу, т.е., он должен быть вайшнавом высочайшего уровня. Тот, кто не является вайшнавом, не должен становиться духовным учителем. Устройство ведического общество предполагает, что духовный учитель принадлежит к сословию брахманов. В этой связи А. Ч. Бхактиведанта Свами отмечает следующее:

По своему происхождению и воспитанию человек может быть брахманом и знатоком Вед (мантра-тантра-вишарадах), но, если такой человек не вайшнав, он не имеет права быть гуру. Это значит, что даже опытный брахман может не быть вайшнавом, но вайшнав в любом случае брахман.

Из комментария к Шримад-Бхагаватам, 6.13.3

В шастрах сказано, что, даже если брахман в совершенстве исполняет свои обязанности и очень хорошо знает Веды, он не может давать наставления и занимать положение гуру, не будучи вайшнавом. <…> …Махараджа Амбариша советовался с брахманами, которые были чистыми преданными Господа. Он понимал, что обычные брахманы, знатоки санскрита или даже опытные жрецы, не могут дать ценного совета.

Из комментария к Шримад-Бхагаватам, 9.4.21

Я уже упоминал о том, что для нашего времени, Кали-юги, характерна ситуация, когда люди в Индии называют себя брахманами лишь на том основании, что они родились в семьях «потомственных брахманов». Это называется «кастовая система». Великие ачарьи-вайшнавы на протяжении всей истории решительно выступали против такой профанации ведического знания, когда люди объявляют себя брахманами по признаку рождения, даже не обладая необходимыми качествами брахманов, перечисленными в шастрах. А. Ч. Бхактиведанта Свами пишет:

Необходимо отметить, что, когда в этой главе Господь прославляет брахманов, Он имеет в виду преданных-брахманов, то есть вайшнавов. Было бы ошибкой считать, что Господь говорит о тех, кто только называет себя брахманами, то есть о людях, которые появились на свет в семьях брахманов, но не обладают брахманическими качествами.

Из комментария к Шримад-Бхагаватам, 3.16.4

Система деления общества на сословия в соответствии с качествами людей и родом их деятельности научно обоснована. В наше время система деления общества на сословия брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр выродилась в кастовую систему.

Из комментария к Шримад-Бхагаватам, 3.29.31

А. Ч. Бхактиведанта Свами отмечает, что в наше время люди, даже в Индии, практически полностью перестали следовать изначальной системе варнашрамы, которая действовала в ведическом обществе, и потому настоящий брахман большая редкость, и практически всё население находится на уровне шудр.

В обществе должны быть четыре варны: брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры. Брахманы нужны для того, чтобы вести за собой других людей. Если в человеческом обществе нет системы варнашрама-дхармы и нет наставников-брахманов, всё общество превращается в ад. В Кали-югу, особенно в наши дни, настоящих брахманов нет, поэтому в обществе царит хаос. Раньше такие брахманы были, но сейчас остались только люди, которые считают себя брахманами, хотя на самом деле они не способны помочь другим своими наставлениями.

Из комментария к Шримад-Бхагаватам, 10.8.6

Верховный Господь разделил человеческое общество на четыре сословия в соответствии с тремя гунами материальной природы и связанной с ними деятельностью. Раньше такое деление на четыре сословия — брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр неукоснительно соблюдалось, но со временем, из-за того что принципами варнашрамы стали пренебрегать, появилось много людей, относящихся к категории варна-санкары, и потому от системы варнашрамы сейчас, по сути, ничего не осталось. В нынешнюю эпоху, в век Кали, почти все люди — шудры (калау шудра-самбхавах); сейчас очень трудно найти настоящего брахмана, кшатрия или вайшью.

Из комментария к Шримад-Бхагаватам, 7.11.18-20

Так называемых кастовых брахманов именуют также смарта-брахманами, поскольку они пытаются обосновывать свою позицию ссылками на определённую категорию писаний, называемых смрити. Большинство из них не обладают качествами настоящих брахманов более того, поскольку они извращают ведическое учение, им также свойственны различные отрицательные качества, связанные с их невежеством. Поэтому среди преданных Господа само название смарта-брахман стало синонимом этих отрицательных качеств.

Слова мудха вартишйасе катхам свидетельствуют о том, что Шукрачарья был брахманом из сословия жрецов. Таких брахманов главным образом интересует плата, которую они получают от своих учеников. Увидев, как Махараджа Бали рискует своей собственностью, Шукрачарья почувствовал, что это плохо кончится не только для царя, но и для семьи самого Шукрачарьи, зависевшего от милости Бали. В этом разница между вайшнавом и смарта-брахманом. Смарта-брахмана интересует только материальная выгода, а вайшнава удовлетворение Верховного Господа. Слова Шукрачарьи выдают в нём настоящего смарта-брахмана, живущего исключительно корыстными побуждениями.

Из комментария к Шримад-Бхагаватам, 8.19.33

По сути, смарта-брахманы материалисты. Они признают только те разделы Вед, в которых говорится о законах материального мира, и отвергают науку о трансцендентных качествах Верховной Личности Бога. Чтобы стать настоящими брахманами и вайшнавами, им необходимо принять заключение настоящей философии веданты о том, что Бог — трансцендентная личность.

Раньше Сарвабхаума Бхаттачарья был смарта-брахманом, то есть неукоснительно соблюдал законы Вед на материальном уровне. Материальное сознание не позволяет человеку поверить в то, что прасад трансцендентен, что Говинда — изначальный Верховный Господь, а вайшнав освобождённая душа. Все эти трансцендентные истины выходят за пределы понимания обычного знатока Вед. Большинство последователей Вед составляют ведантисты. Эти так называемые приверженцы философии веданты полагают, что Абсолютная Истина безлична. Они также считают, что, родившись в определённой касте, человек не может сменить её, пока не умрёт и не родится снова. Кроме того, смарта-брахманы отрицают тот факт, что маха-прасад (пища, предложенная Божеству) трансцендентен и свободен от материального осквернения. Прежде Сарвабхаума Бхаттачарья тоже неукоснительно соблюдал все ведические заповеди на материальном уровне. Сейчас же, как говорит Гопинатха Ачарья, по неизъяснимой милости Шри Чайтаньи Махапрабху с ним произошли кардинальные перемены. Став вайшнавом, Сарвабхаума Бхаттачарья ел прасад с другими вайшнавами. Более того, ему выпало счастье сидеть рядом с Самим Шри Чайтаньей Махапрабху.

Комментарий к Чайтанья-чаритамрите, Мадхья-лиле, 12.180

Материалистичные смарта-брахманы заявляют, что если человек не родился в брахманской семье, он не может стать брахманом и духовным учителем.

По мнению смарта-брахманов, человек, не родившийся в семье брахманов, не может достичь уровня брахмана.

Из комментария к Чайтанья-чаритамрите, Мадхья-лиле, 23.105

Это представление, основанное на ошибочном отождествлении с телом и непонимании сути Вед (преданности Верховной Личности Бога), настолько широко распространилось в Индии, что его стали считать неотъемлемой частью «истинного индуизма», несмотря на то, что Господь Чайтанья Сам решительно отверг эту вздорную философию. Он провозгласил:

Кем бы ни был человек — брахманом, санньяси или шудрой, если он знает науку о Кришне, то может стать духовным учителем.

Чайтанья-чаритамрита, Мадхья-лила, 8.128

А. Ч. Бхактиведанта Свами пишет в комментарии к этому стиху:

Брахман считается духовным учителем всех остальных варн, или сословий, однако, если речь идёт о сознании Кришны, духовным учителем может стать каждый, поскольку философия сознания Кришны полностью духовна. Чтобы распространять сознание Кришны, требуется только одно — понять науку о душе. Не имеет значения, кто человек — брахман, кшатрий, вайшья, шудра, санньяси, грихастха или кто-то ещё. Если он знает эту науку, то может стать духовным учителем.

<…> Тот… кто понимает истинную природу сознания Кришны и действительно хочет обрести трансцендентное знание, позволяющее достичь в жизни совершенства, может принять духовного учителя, принадлежащего к любому сословию, при условии, что такой духовный учитель в совершенстве знает науку о Кришне. <…> По сути, квалификация духовного учителя определяется его познаниями в науке о Кришне. Кто он — брахман, кшатрий, вайшья или шудра, не имеет никакого значения. <…> Того, кто по-настоящему знает духовную науку о Кришне, ни в коем случае нельзя считать шудрой, даже если он родился в семье шудр. И наоборот, випра, или брахман, безукоризненно выполняющий шесть обязанностей брахманов (патхана, паатхана, йаджана, йааджана, дана, пратиграха) и хорошо знающий ведические гимны, не имеет права становиться духовным учителем, если не является вайшнавом. Однако человек, происходящий из семьи чандалов, но при этом весьма сведущий в науке сознания Кришны, вполне может стать гуру. Так гласят шастры.

Об этом говорится в «Падма-пуране», в стихе, который часто цитируют ачарьи, принадлежащие к нашей цепи ученической преемственности:

Учёный брахман, сведущий во всех областях ведического знания, не имеет права становиться духовным учителем, если не является вайшнавом, то есть не владеет наукой сознания Кришны. Но вайшнав, будь он даже самого низкого происхождения, может стать духовным учителем.

Теперь пришло время объяснить, что такое сознание Кришны. В Кали-югу все понятия деградируют мгновенно — невежественные люди очень быстро подменяют суть различного рода формальными признаками. Сознание Кришны — это не организация и не принадлежность к организации. Это именно сознание. Вайшнав это не тот, кто одет определённым образом или внешне ведёт себя определённым образом. Это человек, обладающий определёнными внутренними качествами. «Сознание Кришны», или «сознание Бога» означает, что человек предан истине, Богу, постоянно думает о Боге и старается служить Ему в своей жизни. Такого сознания невозможно достичь, просто сменив одежду, побрив голову и нарисовав на лбу тилак, или даже став активным членом какой-то «духовной организации» (потому что организации также деградируют — люди начинают использовать их для своих целей, не имеющих ничего общего со служением Богу). Стать вайшнавом может только тот, кто с полной искренностью принял в своей жизни руководство настоящего духовного учителя, сад-гуру настоящего вайшнава, преданного Господа. Это отношения с личностью, а не с какой-то безличной «организацией», или церковью. И эта личность, духовный учитель, должен быть настоящим преданным, а не просто рядиться в одежды преданного, как волк в овечью шкуру. В Кали-югу очень много таких псевдовайшнавов, поэтому нам нужно быть очень внимательными и осторожными, а в конце концов, просто искренними, потому что искренних искателей истины Бог защищает и ведёт изнутри, а неискренние найдут себе какого-нибудь шарлатана и будут называть его великим гуру или примкнут к какой-нибудь «церкви», найдут себе «гуру», утверждённого голосованием какого-то центрального комитета этой церкви и будут думать: «Нас так много — не могут же столько людей ошибаться». Конечно же, рано или поздно это закончится разочарованием и страданием, но может пройти не одна жизнь, прежде чем человек прозреет.

В Кали-югу настоящий вайшнав очень большая редкость, и поскольку система варнашрамы не действует, такой вайшнав может происходить из любой семьи. Например, ачарья святого имени Шрила Харидас Тхакур родился в 15-м веке в мусульманской семье (в то время в Индии мусульмане, несмотря на то, что они были завоевателями и правили многими частями страны, считались низшими из людей, т.е., ниже шудр, поскольку были даже не собакоедами, а «убийцами коров», что намного хуже). В священных писаниях утверждается, что такой вайшнав занимает более возвышенное положение, чем брахман, не желающий принять прибежище в Боге.

Если брахман — пусть он даже обладает всеми двенадцатью брахманскими достоинствами [перечисленными в книге «Санат-суджата»] — не предан Господу и не желает укрыться под сенью Его лотосных стоп, он, несомненно, стоит ниже преданного, который родился среди собакоедов, но посвятил все свои мысли, слова, действия, богатства и саму жизнь Верховному Господу. Такой преданный способен очистить всю свою семью, поэтому он лучше так называемого брахмана, который кичится высоким происхождением, но не может очистить даже самого себя.

Шримад-Бхагаватам, 7.9.10

Другой вариант перевода этого стиха, процитированного Кришнадасом Кавираджей Госвами в «Чайтанья-чаритамрите», звучит так:

Если человек родился в брахманской семье и обладает всеми двенадцатью качествами брахмана, но при этом не предан лотосным стопам Господа Кришны, чей пупок по форме напоминает лотос, то он стоит ниже чандала, посвятившего все свои мысли, слова, действия, богатства и саму жизнь служению Господу. Мало родиться в семье брахмана или даже обладать качествами брахмана. Нужно стать чистым преданным Господа. Если шва-пача, или чандал, стал преданным, то он способен спасти не только себя самого, но и всю свою семью, тогда как брахман, не являющийся преданным, а лишь обладающий брахманскими достоинствами, не может очистить даже самого себя, не говоря уже о других.

Чайтанья-чаритамрита, Мадхья-лила, 20.59

(Оба приведённых выше варианта перевода (с санскрита на английский) принадлежат А. Ч. Бхактиведанте Свами Прабхупаде.)

Человек, развивший в прошлых жизнях преданность Верховной Личности Бога, но не завершивший процесс очищения, в этой жизни может встретить настоящего вайшнава, принять его своим духовным учителем и таким образом продолжить своё совершенствование в сознании Кришны и, если он удачлив, такой человек сможет стать вайшнавом высочайшего уровня (уттама-адхикари, или парамахамсой). Тот, кого такой духовный учитель принял своим учеником, может легко возвыситься до положения брахмана и вайшнава независимо от того, в какой семье он родился. С другой стороны, даже если человек родился в так называемой брахманской семье, это не обязательно означает, что он станет настоящим брахманом. А. Ч. Бхактиведанта Свами пишет в комментарии к «Шримад-Бхагаватам» (3.33.6):

Бытует мнение, что, повторяя святые имена, человек только начинает процесс очищения и в следующей жизни он получит возможность родиться в семье брахмана, чтобы завершить этот процесс. Однако в настоящее время даже те, кто рождается в самых лучших брахманских семьях, не проходят очистительных обрядов, более того, нельзя даже с уверенностью сказать, что их отцы действительно были брахманами. В прежние времена в таких семьях проводился очистительный ритуал гарбхадхана, но сейчас даже брахманы перестали проводить гарбхадхану, или обряд, сопровождающий зачатие ребёнка. В таких условиях никто не может поручиться за то, что ребёнок действительно родился от отца-брахмана. Но истинный духовный учитель может определить, обладает ли человек качествами брахмана, и, когда он видит, что ученик достоин этого, он возводит его в ранг брахмана. Тот, кто получает брахманическое посвящение и брахманский шнур в соответствии с принципами панчаратры, становится двиджей, дваждырождённым. Это подтверждает Санатана Госвами: двиджатвам джайате. Когда в процессе повторения святых имён человек очищается, он получает от духовного учителя посвящение и становится брахманом. В ходе дальнейшего духовного развития такой брахман может достичь уровня вайшнава. Это подразумевает, что вайшнав уже обладает всеми брахманическими качествами.

Не нужно забывать, что процесс воспевания святых имён такой могущественный, что может «творить чудеса», превращая бывших мясоедов, материалистов, атеистов в чистых вайшнавов. Но чтобы это произошло, человек должен хотеть этого и сам прилагать требующиеся от него усилия под руководством духовного учителя. А. Ч. Бхактиведанта Свами пишет в комментарии к «Шримад-Бхагаватам» (4.4.34):

В этом стихе следует обратить внимание на слово брахма-теджаса. В те времена брахманы были так могущественны, что могли творить чудеса, просто пожелав того и произнеся ведическую мантру. Однако в наш век, век упадка и деградации, таких брахманов больше не осталось. Согласно Панчаратра-смрити, все люди, рождённые в этот век, принадлежат к шудрам, потому что брахманическая культура полностью утрачена. Однако если кто-то проявляет интерес к сознанию Кришны, то, в соответствии с правилами вайшнавских смрити, такого человека следует считать кандидатом в брахманы, и ему необходимо предоставить все возможности для достижения высшего совершенства. В этот век деградации человек может достичь высшего совершенства, просто повторяя Харе Кришна. Одного этого вполне достаточно для того, чтобы достичь всех результатов, к которым приводит практика прочих методов самоосознания, — таков бесценный дар, принесённый людям этого века Господом Чайтаньей.

В отличие от жертвоприношений, описанных в соответствующих разделах Вед, воспевание святых имён не требует от человека какой-то особой квалификации. Любой желающий может применить этот процесс для того, чтобы очиститься и в конечном итоге достичь совершенства.

Говорится, что читать мантры, содержащиеся в Ведах, имеют право только истинные брахманы. <…> Существует много видов жертвоприношений, предназначенных для различных целей, но все мантры должны произносить только настоящие брахманы. А поскольку в век Кали таких брахманов нет, ведические жертвоприношения запрещены. В эту эпоху Шри Чайтанья Махапрабху рекомендовал только одно жертвоприношение — санкиртана-ягью, или повторение маха-мантры: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе.

А. Ч. Бхактиведанта Свами, «Кришна: Верховная Личность Бога», глава 7, абз. 9

Того, кто развил в себе чистую преданность Господу, следует считать брахманом, даже если с материальной точки зрения он не занимает какого-то высокого положения (рождение в аристократической семье и т.д.). Об этом говорят священные писания.

Даже если человек родился в семье млеччхов, его следует считать лучшим из брахманов и учёным пандитом, если он развил чистую преданность Господу.

Гаруда-пурана

Как бронза, надлежащим образом смешанная со ртутью, превращается в золото, так и человек, пройдя обучение и получив духовное посвящение у настоящего духовного учителя, сразу же становится брахманом.

Таттва-сагара

Приведя эти и другие свидетельства священных писаний в своём комментарии к «Чайтанья-чаритамрите» (Антья-лила, 16.29), А. Ч. Бхактиведанта Свами заключает:

Все эти свидетельства богооткровенных писаний подтверждают, что, согласно Ведам, вайшнава никогда нельзя считать абрахманом (небрахманом). Даже если вайшнав родился в семье млеччхов или яванов, его нельзя считать человеком, принадлежащим к низшей касте. Став преданным Господа Кришны, он полностью очистился и достиг уровня брахмана…

Таким образом, если мы хотим совершить духовное продвижение, нам нужно прежде всего молиться Господу, чтобы Он показал нам, кто является Его представителем — вайшнавом высочайшего уровня. Только такая великая душа (махатма) может привести нас к цели жизни, и именно под его руководством нужно изучать ведическую литературу.

Постарайся узнать истину, обратившись к духовному учителю. Вопрошай его смиренно и служи ему. Осознавшая себя душа может передать тебе знание, потому что она видит истину.

Бхагавад-гита, 4.34

Если вы поедете в Индию, чтобы изучать Веды под руководством какого-нибудь брахмана, не являющегося вайшнавом, это будет большой ошибкой. Настоящие ведические авторитеты не советуют этого делать. Надеюсь, мне удалось в достаточной мере подкрепить этот вывод ссылками на священные писания и авторитетные комментарии к ним. Даже если вам удастся найти не смарта-брахмана, извращающего ведическое знание, а настоящего, обладающего всеми необходимыми качествами брахмана, который, тем не менее, ещё не достиг уровня вайшнава (а вероятность того, что вы найдёте такого человека, близка к нулю), он всё равно сможет передать вам лишь некоторое предварительное знание, связанное с осознанием только безличной черты Бога. В «Бхагавад-гите» (12.5) Кришна говорит:

Тем, чей ум сосредоточен на непроявленном, безличном аспекте Всевышнего, духовное продвижение даётся очень нелегко. Воплощённым живым существам всегда трудно достичь успеха, следуя этим путём.

А. Ч. Бхактиведанта Свами пишет в комментарии к этому стиху:

Трансценденталистов, стремящихся к познанию непостижимого, непроявленного, безличного аспекта Верховного Господа, называют гьяна-йогами, а тех, кто, всегда сознаёт Кришну и занимается преданным служением Господу, именуют бхакти-йогами. В данном стихе ясно показана разница между гьяна-йогой и бхакти-йогой. Хотя гьяна-йога в конце концов приводит человека к той же цели, что и бхакти-йога, путь этот очень сложен и тернист, тогда как путь бхакти-йоги, непосредственного служения Верховной Личности Бога, значительно легче и естественнее для воплощённой души.

Если наша цель — взобраться на гору, разумно ли будет карабкаться на неё, каждую секунду рискуя жизнью, когда нам предлагают лёгкое и приятное путешествие на её вершину по канатной дороге? Наша Школа даёт всем желающим возможность познакомиться с настоящим духовным учителем, вайшнавом, достигшим высшей цели, провозглашаемой всей ведической литературой. Под его руководством можно очень быстро постичь её подлинную суть. Пренебрегать этой возможностью, и вместо этого пытаться изучать предварительные разделы Вед (которые, если вдруг возникнет такая необходимости, можно будет изучить самому, так сказать, «в рабочем порядке», уже обладая гораздо более высоким знанием) под руководством невайшнава или принимать своим гуру какого-нибудь псевдовайшнава или даже вайшнава, находящегося не на самом высоком уровне духовного осознания, было бы в высшей степени неразумно.

В Кали-югу милостью Господа Чайтаньи людям открыт быстрый и прямой путь к духовному самоосознанию. Если же вместо этого они захотят идти трудным и медленным окольным путём, то почти наверняка потерпят неудачу. Такова особенность людей нашей эпохи.

Свободу ошибаться желающим ошибаться, набивать шишки и идти «своим» путём Господь даёт всегда, но тех, кто достаточно разумен, чтобы отказаться от излишней гордыни и принять в своей жизни руководство Господа, Он сразу же берёт под Свою защиту и помогает им успешно справиться со всеми препятствиями на их духовном пути.

© Omkara, 2011

 
Рассылка новостей
подписаться
 
Связаться с создателями сайта Карта сайта Стиль жизни Путь мудрости Йога Медитация Связаться с создателями сайта Карта сайта Стиль жизни Путь мудрости Йога Медитация