Вход
   
 

События

Онлайн-семинары

(Медитация. Философия йоги. Веды. Бхагавад-гита. Вегетарианство. Аюрведа)

Программы на местах

Узнайте о программах в городах
России и других стран СНГ.
Свяжитесь с представителями
Школы бхакти-йоги
в Вашем городе (регионе)

Самара, Сочи, Киев
каждую субботу
Санкт-Петербург, Киев
каждое воскресенье

Опрос

Кто такой Бог?

Верховная Личность
Безличный дух, Вселенский разум, Природа и т.п.
Бога нет
Я Бог
Иное (5)

Результаты

Жемчужины мудрости

Но существует иная, вечная природа — она лежит за пределами материального мира, который то проявляется, то исчезает. Эта высшая природа неуничтожима. Когда всё в материальном мире разрушается, она остаётся нетронутой.

Бхагавад-гита, 8.20

Все цитаты

Духовный и материальный мир

Но существует иная, вечная, непроявленная природа — она лежит за пределами материального мира, который то проявляется, то исчезает. Эта высшая природа неуничтожима. Когда всё в материальном мире разрушается, она остаётся нетронутой.

Бхагавад-гита, 8.20

Мы сейчас живём в материальном мире. Часто можно услышать: «Бог создал мир». Многие люди так говорят, но обычно их представление о мире весьма ограниченно. Это представление примерно таково: «Мир — это то, что я вижу вокруг, то, где я нахожусь, где я живу. И Бог создал этот мир, и другого мира нет». Конечно, они понимают, что мы не всё видим в этом мире, но они могут домыслить себе этот мир исходя из того, что они слышали или читали.

Например, мы знаем, что есть микромир — молекулы, атомы, элементарные частицы и т. д. Они везде, и из них всё состоит. Мы их не видим, потому что они слишком маленькие. Но мы можем расширить наше видение с помощью разнообразных микроскопов и с помощью нашего воображения, представляя себе этот мир микрочастиц. И мы знаем, что есть макромир — огромные галактики и прочие объекты, которых мы не видим, потому что они слишком далеко. Но мы можем расширить наше видение этих объектов с помощью разнообразных телескопов и с помощью воображения, представляя себе, как пространство простирается во все стороны и как его заполняют различные звёзды и т. д.

Сложнее представить себе «параллельные миры». Нам говорят, что есть рай и ад (а также астральный мир и прочие тонкие миры), и мы можем верить этому и соглашаться с этим, но мы понимаем, что попасть в эти места невозможно, просто путешествуя по земле, под землёй или в космическом пространстве. Мы понимаем, что доступ в эти места для «обычного» путешественника закрыт. Это означает, что «большое» пространство устроено сложнее, чем та его часть, которая доступна нам в нашем нынешнем состоянии и по которой мы можем, при наличии определённых технических средств (ноги, автомобили, самолёты, космические корабли, буровые установки и т. п.), перемещаться влево и вправо, вперёд и назад, вверх и вниз. Есть такие пространства, в которые просто так не попадёшь. Должны быть открыты какие-то «порталы» и т. п. Большинство из нас никакого опыта такого рода не имеют. Мы можем просто слушать об этом, соглашаться: «Да, существуют некие иные отдельные миры, иные измерения, в которые просто так не попадёшь» — и что-то себе представлять в уме, формировать какую-то картину.

Когда «верующие люди» думают о рае, они обычно представляют себе место, где нет страданий, а есть вечные нескончаемые наслаждения. Но какова природа этих наслаждений? Мы знаем наслаждения, которые мы испытываем здесь, в мире, в котором мы живём, и нам кажется, что в раю всё то же самое, только во много раз больше, сильнее и без страданий. Но на самом деле это не так. В духовном мире, царстве Бога, — настоящем раю, где действительно нет страданий (на санскрите этот мир называется Вайкунтха, что в переводе означает «место, в котором нет страданий»), природа наслаждений совершенно иная, чем здесь, в этом мире. А может быть такое место наслаждений, где их природа примерно такая, как здесь? Конечно. Даже в пределах Земли есть места «более райские» и «более адские». Есть страны и города, где жизнь «лучше», а есть, где «хуже», и потому люди стремятся переехать из последних в первые. Если же говорить о «параллельных мирах», то в нашей «большой» материальной вселенной есть такие места, где жизнь настолько «хороша», что, попав туда, многие бы подумали: «Ну вот я и попал в рай, о котором мне так долго говорили».

У каждого из нас свои представления о том, что такое рай, и свои «требования» к раю. Например, свидетели Иеговы очень много говорят о будущем «рае на земле». Но земля, или планета Земля, — часть материального мира. Свидетели Иеговы не понимают, что настоящий рай — не материален. У меня были беседы с ними, в которых я пытался донести до них эту идею, но они были не в состоянии понять принципиальную разницу между материей и духом. Для них рай на земле означает, что не будет болезней, не будет войн, не будет воровства. Все чиновники будут невероятно честными, порядочными людьми. Не будет землетрясений, наводнений, засухи, мы будем немного работать, а в остальное время наслаждаться, посиживая в шезлонгах на лужайках рядом с мирно играющими детьми, вкусно кушать, сладко пить и беседовать о том, как же хорошо нам живётся в этом раю. На травке рядом будут нежиться львы и ягнята, и первые не будут есть вторых. Хотя возникает вопрос, чем же тогда будут питаться львы? Возможно, свидетели Иеговы считают, что львы должны будут перейти на питание цветами и плодами. Правда, весь их пищеварительный аппарат, начиная от зубов и заканчивая прямой кишкой, приспособлен для питания мясом животных. Для того, чтобы лев, живущий на земле, остался львом, и при этом перешёл на растительную пищу, должно произойти некое кардинальное изменение в его природе. Но допустим, они считают, что как-то оно произойдёт. Хотя и непонятно, как и почему. Но вопросы на этом не заканчиваются, а только начинаются.

Я это всё говорю для того, чтобы показать, что представления свидетелей Иеговы о будущем вечном рае на земле в значительной степени построены на фантазиях. Нигде в авторитетных источниках, которыми являются Веды, ничего подобного нет. Если на земле и возможен рай, он будет весьма относительным, а значит, ненастоящим, потому что настоящий рай — абсолютен.

Что же такое материальный мир? Это мир относительности, мир двойственности. Что бы мы ни взяли, относительно чего-то это будет хорошо, а относительно чего-то другого — не очень. Как бы хорошо ни было, всегда чего-то не хватает, всегда хочется ещё лучше. Другими словами, материальный мир — это мир, в котором никакой приятный опыт не может удовлетворить нас полностью, и потому мы всегда чем-то недовольны.

В значительной степени наше недовольство в материальном мире вызвано тем, что вокруг действует закон времени, а значит, закон творения и разрушения. Мой разговор со свидетелями Иеговы происходил рядом со зданием вокзала, и я представил, как это здание должно было бы выглядеть в раю. На земле его природа явно «не дотягивала». Здание не было в плохом состоянии, тем не менее на его стене был заметен ряд небольших трещин. «Непорядок», — подумал я, и обратил внимание моей собеседницы на эти трещины. На что она ответила, что в раю на земле мы быстро заделаем все трещины и вообще наведём во всём полный порядок. Я понял, что продолжать разговор бесполезно. По крайней мере у меня на это не было сил.

Противоречие заключалось в том, что в раю у меня не было никакого желания заниматься заделыванием трещин, ремонтом изношенных зданий — мне вообще не хотелось иметь дела ни с чем, что подвержено разрушению. Здание должно было быть абсолютно красивым и неразрушающимся. Поднеся глаза близко к поверхности стены, я не должен был видеть некий корявый рельеф кирпича или цемента, отнюдь не радующий взор, а… нечто другое. Я не знал, что. Но вовсе не то, что мы видим здесь, на земле. Сама природа вещей в раю должна была быть совершенно иной, чем здесь. Абсолютной, неразрушимой и прекрасной во всех отношениях.

Итак, материальный мир и духовный мир — противоположности. В материальном мире действует закон времени. В нём есть творение и разрушение. В духовном мире царит вечность, закона времени нет, творения и разрушения нет. На санскрите такая природа духовного мира называется апракрита. Именно об этом говорит стих из «Бхагавад-гиты» (ведического священного писания), приведённый вначале.

Итак, духовный мир — это нечто большее, чем земной рай или даже небесный рай, но в материальном мире. Духовный мир имеет природу Абсолюта, и это нужно понимать. Веды утверждают, что такой мир Абсолюта существует, это наш дом, и нам нужно желать вернуться в него, если мы хотим быть счастливы.

Между материальным и духовным разница качественная, а не количественная. Многие люди путают духовный мир с «миром духов», или астральным миром. Они используют прилагательное «духовный» в вводящем в заблуждение смысле. Например, говорят, что у привидения «духовное тело». Но «духовный» не значит «бестелесный». Бестелесные духи, обитающие в астральном измерении, не духовны. Хотя их тело более тонкое, чем наше грубое физическое тело, оно тоже материально. Это тонкое материальное тело, а астральный мир — это тонкоматериальный мир в пределах «большой» материальной вселенной (под «большой вселенной» мы понимаем всю материальную вселенную, а не только то измерение, которое доступно нашему наблюдению).

В современной научно-популярной литературе принято писать слово «вселенная» с большой буквы. Под «Вселенной» учёные-материалисты понимают «весь мир». Но они не знают, что собой представляет весь мир. Для них «Вселенная» — это некое пространство, по которому можно путешествовать с помощью механических средств. Но современные механические средства годятся для путешествия только по небольшой части всего творения — видимой части вселенной. Даже для путешествия по «параллельным мирам», или «иным измерениям», механических средств у современных учёных пока что нет. Многие современные физические теории предполагают существование «параллельных миров», или иных измерений, поэтому в них понятие «Вселенная» расширено до совокупности всех этих миров. Тем не менее никакая физическая теория не может предположить существование духовного мира, или мира Абсолюта, о нём можно узнать только свыше — в частности, из Вед, священных писаний. В ведической литературе утверждается, что материальный мир состоит из множества вселенных, поэтому мы пишем это слово с малой буквы и понимаем под ним одну отдельно взятую вселенную материального мира.

Путешествие в духовный мир происходит с помощью сознания. А поскольку сознание первично, с материальным телом тоже могут происходить всевозможные чудеса. Например, преобразование материального тела в духовное (настоящее духовное). Вспоминаем преображение Иисуса Христа. Или «материализация» и «дематериализация» физического тела, которыми может сопровождаться перемещение его из одного измерения в другое в пределах материального мира. Всё это происходит с помощью соответствующего сознания. При этом более частой является ситуация, когда душа перемещается в иное измерение без внешнего тела — либо временно, сохраняя при этом связь с грубым физическим телом (потеря внешнего сознания, состояние «транса»), либо полностью покидает физическое тело (смерть). Апостол Павел говорит о разных вариантах перемещения в иное измерение так (2 Коринфянам, 12.2):

Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли — не знаю, вне ли тела — не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба.

Таким образом, возвращение домой, в духовный мир, требует прежде всего работы с сознанием. Всё это подробно описано в ведической литературе. Наше сознание переносит нас домой. Сначала перемещение происходит чисто внутренне (иное сознание, иное восприятие), а затем и внешне (уход души с материального плана бытия при оставлении физического тела). Душа, вернувшаяся домой, в духовный мир, не реинкарнирует, т. е. не получает нового материального тела. Она продолжает вечно существовать в чистой духовной форме и жить совершенной духовной жизнью в общении со Всевышним и Его спутниками.

Мы живём в материальном мире, который распадается и который нужно постоянно строить снова. Но давайте вспомним, кто мы. Какой смысл нам, вечным душам, жить в таком мире? Или вы думаете, что произошла ошибка и он будет исправлен, превратится в духовный? Но это нелогично. Бог не совершает ошибок. Согласно Ведам, материальный мир и духовный мир существуют одновременно и параллельно, и душа, восстановившая своё чистое сознание, в конечном итоге полностью покидает этот мир материи, оказываясь в своей естественной среде в том числе и внешне, а не только внутренне.

© Omkara, 2022

 
Рассылка новостей
подписаться
 
Связаться с создателями сайта Карта сайта Стиль жизни Путь мудрости Йога Медитация Связаться с создателями сайта Карта сайта Стиль жизни Путь мудрости Йога Медитация