Вход
   
 

События

Онлайн-семинары

(Медитация. Философия йоги. Веды. Бхагавад-гита. Вегетарианство. Аюрведа)

Программы на местах

Узнайте о программах в городах
России и других стран СНГ.
Свяжитесь с представителями
Школы бхакти-йоги
в Вашем городе (регионе)

Самара, Сочи, Киев
каждую субботу
Санкт-Петербург, Киев
каждое воскресенье

Опрос

Признаёте ли Вы, что существовали до зачатия этого тела?

Да
Нет
Как одну из гипотез

Результаты

Жемчужины мудрости

Индивидуальные духовные души (атмы) со всеми их качествами, подобно бесчисленным искрам, вылетающим из огня, исходят от Верховной Души (Параматмы).

Брихад-араньяка-упанишада

Все цитаты

Философия и религия

4-я рассылка, 6 марта 2009 г.

Читать историю сайта

В связи с гьяна-йогой и йогой в целом интересно рассмотреть связь философии и религии, логики и интуиции, разума и чувств. Вот что об этом говорит А. Ч. Бхактиведанта Свами:

Бхакти-йога, преданное служение, лежит в основе всех философских систем. Любую философию, которая не приводит человека к пониманию необходимости преданного служения Господу, следует считать философской концепцией спекулятивного толка*. Однако сама бхакти-йога, лишённая философской основы, остаётся в большей или меньшей степени религиозными сентиментами*. Есть две категории людей: одни считают себя интеллектуалами и проводят время в философских рассуждениях или медитируют, а другие доверяют только своим эмоциям и не имеют философского обоснования своих взглядов. Ни те, ни другие не смогут достичь высшей цели жизни, а если и смогут, то им потребуются для этого многие годы.

Веды говорят о существовании трёх начал: Верховного Господа, живого существа и вечных отношений, которые связывают живое существо с Господом. Соответственно, цель жизни заключается в том, чтобы, следуя принципам бхакти, или преданного служения, развить в себе любовь к Господу, стать Его вечным слугой и в конечном счёте достичь планеты* Верховной Личности Бога.

Философия санкхьи анализирует строение окружающего нас мира. Чтобы постичь суть вещей, необходимо изучить их природу и свойства. Это называется процессом познания. Однако познание окружающего мира должно быть не самоцелью, а средством к достижению цели жизни, бхакти-йоги, которая лежит в основе процесса познания*. Тот, кто отвергает бхакти-йогу и занимается исключительно аналитическим изучением природы вещей, практически ничего не достигает. Бхагаватам сравнивает такое занятие с обмолотом пустой рисовой шелухи. В пустой шелухе нет риса, поэтому тот, кто обмолачивает её, только напрасно тратит своё время. Научный анализ материальной природы, живого существа и Сверхдуши должен приводить к постижению основы всех основ, которой является преданное служение Господу.

Из комментария к Шримад-Бхагаватам, 3.29.1-2

Религия, лишённая философской основы, превращается в сентименты или даже фанатизм, а философия без религии остаётся на уровне умозрительных рассуждений.

Из комментария к Бхагавад-гите, 3.3

Есть люди, которые просто философствуют, а есть те, кто просто слепо выполняют религиозные ритуалы. Бхагавад-гита содержит обе необходимые составляющие. Вот что значит «наука». Вам нужно быть религиозными, но нужно понимать всё философски. Иначе вы станете фанатиками, религиозными фанатиками. В Чайтанья-чаритамрите ясно сказано: чаитанйера дайара катха караха вичара. Люди, постарайтесь понять дар Чайтаньи Махапрабху философски. Не слепо, а философски. И вичара кариле читте паибе чаматкара. Если вы действительно мудры, то обнаружите, что он очень возвышен. А если вы будете просто выполнять ритуалы, предписанные вашей религией, не стараясь понять философию, стоящую за ними, то станете фанатиком. Мы не должны становиться ни религиозными фанатиками, ни сухими умозрительными философами. И те и другие опасны. Они не могут достичь никакого осознания. Должны быть две составляющие. Вы должны быть религиозными, но стараться понять любое утверждение философски.

Например, в Библии сказано: «Бог создал мир». Это правда. Но поскольку у современных образованных людей нет объяснения того, как Бог творил, процесса творения Это объясняется в Бхагаватам, как появилось небо, затем воздух, огонь. Это процесс, шаг за шагом. Бог сотворил мир, в этом нет сомнения. Но поскольку это не объяснено философски, современные образованные люди не согласны с этим.

Таким образом, в Бхагавад-гите вы найдёте всё. Сочетание религиозных чувств и философского понимания. Так и должно быть.

Лекция по Бхагавад-гите (3.1-5), Лос-Анджелес, 20 декабря 1968 г.

Не может быть религии без философии. Это сентимент, фанатизм. А одна лишь философия, без религии, без ощущения Бога, — это умозрительное рассуждение. Таким образом, у религии должна быть научная, логическая основа. Тогда это религия высокого уровня.

Лекция по Бхагавад-гите (7.1-3), Стокгольм, 10 сентября 1973 г.

*Спекулятивная философия чисто умозрительная, не дающая ответа на действительно важные жизненные вопросы.

*Сентимент — общая эмоциональная установка, совокупность чувств и взглядов как основа для действия или суждения: «Я так чувствую или мне так кажется, поэтому я так поступаю». Материально обусловленный сентимент не может служить критерием истины.

*Духовные планеты в духовном небе — обитель Верховного Господа, или Вайкунтха, духовный мир.

* Преданность Истине является необходимым условием познания Истины.

Чтобы вернуться к чтению текста, нажмите значок сноски

Всего хорошего и харибол!
Омкара (админ Haribol.ru)

 
Рассылка новостей
подписаться
 
Связаться с создателями сайта Карта сайта Стиль жизни Путь мудрости Йога Медитация Связаться с создателями сайта Карта сайта Стиль жизни Путь мудрости Йога Медитация