Вход
   
 

События

Онлайн-семинары

(Медитация. Философия йоги. Веды. Бхагавад-гита. Вегетарианство. Аюрведа)

Программы на местах

Узнайте о программах в городах
России и других стран СНГ.
Свяжитесь с представителями
Школы бхакти-йоги
в Вашем городе (регионе)

Самара, Сочи, Киев
каждую субботу
Санкт-Петербург, Киев
каждое воскресенье

Опрос

Кто такой Бог?

Верховная Личность
Безличный дух, Вселенский разум, Природа и т.п.
Бога нет
Я Бог
Иное (5)

Результаты

Жемчужины мудрости

Достичь Верховной Личности Бога, равных которому нет, можно с помощью чистой преданности. Он всегда остаётся в Своей обители, и тем не менее пребывает всюду и всё пребывает в Нём.

Бхагавад-гита, 8.22

Все цитаты

О дьяволе и демонах

Эта статья была написана в ответ на вопросы читателя, присланные в соответствующий раздел нашего сайта. Вопросов было много, поэтому статья получилась достаточно большой. Статья ещё не закончена — я собираюсь снабдить её цитатами из священных писаний и авторитетных комментариев к ним — цитатами, подтверждающими высказанные мною мысли. Если Вы читаете эту статью не на сайте Haribol.ru, это значит, что статья перепечатана. Тогда я приглашаю Вас посетить её родную страницу, «О дьяволе и демонах», — вполне возможно, что там эта статья уже обновлена и расширена.

Некоторые вопросы, носящие более частный характер, будут освещены на отдельной странице в разделе «Вопросы и ответы». Ниже приведены вопросы читателя, ответы на которые содержатся в данной статье:

  • Какова сущность демонов? Какие виды существ обитают на Земле, только демонические и божественные?
  • Много ли на нашей Земле демонов и знают ли они, что они демоны? Или они, как и святые, встречаются редко?
  • Может ли демон измениться и обрести божественную натуру?
  • Если можете, объясните, зачем приходят демоны — чтобы заставить нас страдать?
  • Объясните основную цель демонов, ведь основная цель божественных натур — подняться в обитель Кришны?

В своём письме читатель пишет: «Надеюсь, вы сможете объяснить мне этот сложный вопрос. Я не понимаю сущность демонов и какие виды существ обитают на Земле, только демонические или божественные?»

Тема, которой посвящены вопросы, очень серьёзная и важная, и начинать разбирать её нужно именно с вопроса о сущности. Если человек не понимает сущности живых существ, он может сколько угодно читать священные писания, но по-прежнему будет оставаться в замешательстве и заблуждении.

Мы должны чётко себе уяснить, что у Бога есть две энергии — материальная и духовная. Духовная энергия — это жизнь, живые существа: Бог (Верховное Существо) и все мы, Его неотъемлемые частицы. Все живые существа обладают духовной формой, и все они вечны. Духовный мир — это мир чистой духовной энергии, чистых живых существ. Он исполнен вечности, знания и блаженства (сат-чит-ананда).

Материальный мир — это мир временных форм, состоящих из материальной энергии. Все эти формы построены из частиц материи (молекул, атомов и т.д.), которые лишены жизни. В отличие от духовных частиц, или духовных душ, материальные частицы — не живые.

Когда мы говорим о живом существе в материальном мире, мы должны чётко сознавать отличие духовной души, или собственно живого существа, дживы, от материального тела, в котором она воплощается. Материальное тело состоит из двух оболочек — грубого тела и тонкого тела, материального ума. Материальное сознание живого существа, его склад ума, записано в его тонком теле, и именно это сознание определяет принадлежность живого существа к божественным или демоническим натурам на данном этапе его пребывания в материальном мире.

В статье «Кто вы? Открывая ваше истинное я», частях первой и второй, мы подробно объясняем, что живое существо, личность — не тело и не ум, а в части третьей, «Вы — духовная душа, искра Бога», объясняем, кто же мы на самом деле. Это основа понимания вообще всего, что относится к сфере ведического знания.

К сожалению, большинство вероучителей современных религий не понимают этой, в общем-то, довольно простой истины. Они путают дух с материей, а живое существо, чистую душу с материальным телом и умом. Примеров такого смешения и вытекающего из него заблуждения можно привести много, но я приведу лишь один — учение Аристотеля и христианских философов о «разных типах душ»: человеческой душе, животных душах и т.п. (И дело здесь не только в разнице терминологий, когда разные люди называют одним и тем же словом разные вещи — например, христиане часто называют «душой» то, что мы называем тонким телом, — но в реальном непонимании.) Далее по мере необходимости я буду упоминать о других подобных заблуждениях.

Учители, принадлежащие к чистой цепи ученической преемственности, очень чётко объясняют, что все души, или дживы, качественно одинаковы, независимо от того, в каких телах они воплощены. Везде, где есть жизнь, присутствует духовная частица, душа. Именно она представляет собой жизнь, и именно её присутствие заставляет тело, состоящее из мёртвых частиц материи, казаться «живым». Не бывает «живой материи», как говорят некоторые учёные-материалисты, но бывает материя (материальное тело), в которой временно находится частица жизни. Когда душа покидает тело, то сразу становится очевидным, что оно — мёртвое. Оно и раньше было мёртвым, но в нём было заметно присутствие живой нематериальной души.

И тогда становится понятной истина о реинкарнации: вечная духовная душа переходит из одного тела в другое, получая, в соответствии с развитием своего сознания, тела крошечных бактерий или других одноклеточных форм, растений, животных, людей, полубогов (девов), существ астрального мира и т.д. Так называемые эзотерики называют астральных существ «сущностями», нагоняя тень на плетень введением этого нового термина, но на самом деле всё это просто различные живые существа — одинаковые по своей сущности духовные души, воплощённые в различных материальных телах, грубых и тонких или только тонких (астральные существа, или духи, не имеют грубого материального тела).

Итак, по своей сущности все живые существа одинаковы. Все они — чистые духовные души, дети Бога. В этом смысле все они — святые. Почему же они зачастую ведут себя очень «недуховно», демонично? Всё дело в материальном сознании. Несмотря на то, что духовная сущность у всех живых существ одинакова, их временное материальное покрытие может быть очень разным.

Таким образом, шестнадцатая глава «Бхагавад-гиты», «Божественные и демонические натуры», описывает именно типы сознания. Но тип материального сознания не может изменить природу души, сущность души. Материальное сознание — это содержимое тонкого тела, своего рода «форма ума». Оно не затрагивает душу. Но оно может так плотно её покрывать, что подлинное духовное сияние души будет не в состоянии пробиться через этот покров, и на поверхности его мы увидим — демон, злое существо, ненавидящее Бога и жестоко обращающееся с другими. Тем не менее, сущность души остаётся прежней, об этом никогда нельзя забывать.

Материальное сознание постоянно меняется — сегодня «демон» может находиться в благодушном состоянии, а завтра, что называется, «как с цепи сорвался». Но даже более постоянные, более глубинные качества характера меняются, хотя и не так быстро. Для этого может понадобиться много жизней, но всё равно это ничто по сравнению с вечностью духовной души. «Душа по своей природе — христианка», — это изречение приписывают христианскому богослову Тертуллиану. Перефразируя его, можно сказать: «Душа по своей природе — преданный Бога». Этого невозможно изменить, потому что это то, кто мы есть, навечно. Но Господь даровал нам свободу выбора, и мы можем выбирать не любить Бога и враждовать с Ним неограниченно долгое время. Это не изменит нашей сущности — но это может длиться очень долго. Почти вечность. Тем не менее, наша истинная сущность преданной Богу чистой, святой души рано или поздно всё равно проявится, и тогда мы вернёмся к Богу. Этого не может не произойти, потому что, повторяю, каждое — абсолютно каждое! — живое существо по своей вечной природе — любящий слуга Бога. Эта любовь может быть временно непроявлена, но она с нами навечно. Не существует независимого по своей сущности «зла». Зло — это просто отсутствие зримого проявления любви к Богу.

Итак, из сказанного должно быть ясно, что демон может измениться и стать святым, и рано или поздно он это сделает, повинуясь своей истинной природе. Хотя это может занять очень много времени, миллионы и миллиарды жизней, и прочие «зиллионы», для которых даже нет названия и которые даже невозможно себе представить. Но время существует вечно, материальный мир вместе с находящимися в нём душами вечно переходит из проявленного состояния в непроявленное и обратно, и Бог не устанет ждать.

Как сильно это ведическое понимание отличается от представлений так называемых христиан, что у нас только одна жизнь, и если мы не успеем «спастись» в течение этой жизни, то будем вечно гореть в аду. Это показывает, насколько их сознание деградировало за годы, прошедшие после ухода Иисуса Христа. Они совершенно не поняли природу души. Я ничего не имею против христиан, зачастую это добрые, хорошие люди, стоящие на страже морали и нравственности, и я желаю им всяческих успехов в этом. Но тем не менее факт остаётся фактом — поговорите с любым христианским священником, и вы услышите много подобных нелепостей, присутствующих в их вероучении.

Кстати, так было не всегда, вероучение деградировало постепенно. На заре христианства в нём содержалось гораздо больше правильного понимания, которое затем осуждалось и отвергалось последующими поколениями вероучителей. Например, Климент Александрийский, живший во втором веке, сформулировал учение об апоката́стасисе, или «всеобщем восстановлении». Он допускал конечность адских мук, возможность покаяния «диавола» и всех грешников, предполагал, что адские муки могут быть очистительным огнём для «падших ангелов» и людей. Другими словами, у него было достаточно хорошее понимание природы души, близкое к ведическому. Его ученик Ориген более детально изложил представление о всеобщем спасении, а также учил о реинкарнации, или переселении души. Но затем все эти учения были осуждены как «ереси», и в христианстве возобладали ложные представления о «возникновении души одновременно с телом», «вечном аде» и невозможности спасения для «нечистых духов».

Однажды я разговаривал с пятидесятниками, и они были шокированы моим утверждением, что «падшие духи» могут спастись. Но что в этом такого удивительного? Почему они не могут спастись? Они что, по своей сущности, по самой своей природе, заложенной Богом, какие-то «нечистые», какие-то «неправильные»? На мой взгляд, это просто клевета на Бога — утверждать, что Он создал каких-то существ такими, что они по своей сущности и природе не в состоянии предаться своему Отцу или Творцу. Они любят называть Бога Творцом, но при этом изображают Его каким-то уж очень неумелым создателем, сотворившим неких уродов, в принципе неспособных предаться Ему и любить Его.

Я уже слышу, как другие христиане говорят: «Это ты ничего не понял! Нечистые духи сами когда-то сделали выбор враждовать с Богом, в силу дарованной им Господом свободы воли». Но откуда следует, что это навечно и что они никогда не смогут изменить своего решения? По сути, речь идёт об одном ключевом вопросе — какова природа живого существа. Ведические писания утверждают, что природу души не может изменить ничто, в том числе и решение не служить Богу. А это значит, что для каждого существа, для каждой души возможность вернуться к Богу существует всегда, и рано или поздно она будет реализована.

По сути, современные «христиане» изображают Бога неким садистом, отпускающим своим мятежным детям краткий миг для исправления, а затем обрекающим их на вечные муки без каких-либо шансов на покаяние. Что такое время одной человеческой жизни? Ничто, по сравнению с вечностью. Утверждать, что Бог назначил один этот ничтожный миг в качестве шанса предаться Ему, и кто не успел этого сделать, будет вечно терпеть адские муки, не имея никаких шансов на спасение, — это верх заблуждения и глупости. Но церковь, к сожалению, этому учит.

Но давайте вернёмся к вопросам читателя. «Много ли на нашей Земле демонов, и знают ли они, что они демоны?» И связанный с этим вопрос из его письма: какова основная цель демонов — «ведь основная цель божественных натур — подняться в обитель Кришны», пишет читатель.

Основная цель демонов продиктована демоническим сознанием. Божественное сознание — это «Я — слуга Бога». Демоническое сознание — «Я верховный наслаждающийся, весь этот мир и все живые существа предназначены для моего наслаждения». Таким образом, основная цель демона — занять место Бога. До тех пор, пока наше сознание не очистилось полностью, в нём в той или иной степени присутствует демонизм. Рассмотрим это таким образом: представим себе, что чистая душа — это сверкающий бриллиант, не покрытый ничем. Затем представим, что этот чистый бриллиант может быть покрыт различными внешними загрязнениями. На нём может быть: несколько пылинок, тонкий слой пыли, толстый слой пыли, слои грязи разной толщины, другие загрязнения разного вида и разной толщины: смола, различные горные породы и т.п. Все эти загрязнения не меняют сам бриллиант, но покрывают его частично или же покрывают полностью, со всех сторон. И тогда становится понятно, что употребление слова «демон» по отношению к душе в материальном мире зависит от того, какую идею мы хотим донести. Например, в зависимости от контекста духовный учитель может сказать, что никто на самом деле не является демоном, все — преданные Бога. Этим он хочет донести до слушателей ту мысль, что даже под всеми этими слоями загрязнений душа сама по себе остаётся чистой, и что все загрязнения материальным сознанием — временны. Или он может сказать: «Мы все демоны», имея в виду, что все души в материальном мире, за исключением немногих чистых преданных Бога, ещё покрыты в какой-то степени этим материальным загрязнением, этим демоническим сознанием — желанием быть Богом. У кого-то это демоническое сознание присутствует в виде «нескольких пылинок» или «небольших участков пыли», и такого человека называют садху, или святым, но ещё не достигшим совершенства. У кого-то оно подобно толстому слою пыли, у кого-то — слою грязи, через который кое-где проглядывают участки чистого бриллианта, у кого-то — толстому слою грязи, или смолы, или асфальта, или камня, скрывающему бриллиант полностью. Такого человека обычно просто называют демоном.

Таким образом, в большинстве случаев демонами называют «злых людей» — преступников, мучителей, жестоко обращающихся с другими живыми существами. Много ли на Земле таких людей? Ни для кого из нас не секрет, что их на Земле много. Таково время, в которое мы живём, Кали-юга.

Но в священных писаниях демонами также называют определённый народ или расу живых существ, обитающих на других планетах вселенной и обладающих могуществом, позволяющим им враждовать и воевать с полубогами — благочестивыми существами, слугами Бога, отвечающими за различные функции управления этой вселенной. Этих демонов также называют асурами (неблагочестивыми), Дайтьями (потомками Дити) и Данавами (потомками Дану), а полубогов — сурами (благочестивыми) и девами (божественными), а в иудео-христианской традиции — ангелами и архангелами. И девы, и асуры это такие же духовные души, как и мы с вами, но получившие большее могущество в результате своей кармы. Это обширная тема, которую я не буду развивать в этой статье.

Почему асуров, потомков Дити и Дану, называют демонами? Потому, что им, в основном, присущи демонические качества. Но поскольку такое определение демонов основано на внешних факторах, а именно, рождении в определённых семьях, в определённом народе, оно не абсолютно. Другими словами, среди демонов «по рождению» могут встречаться святые «по сознанию». Примеры — великие святые, чистые преданные Бога Махараджа Прахлада и его внук Махараджа Бали, родившиеся в семьях асуров. Махараджа Прахлада — великий преданный Кришны, но иногда его называют демоном, и в этом случае нужно понимать, о чём идёт речь — о том, что он родился в семье демонов Дайтьев, и потому «принадлежит к этому народу».

Иногда девы и асуры могут воплощаться на нашей Земле, как бы сохраняя за собой своё прежнее положение в мире полубогов или демонов, и после окончания жизни на Земле снова занимая это положение. В священных писаниях можно встретить много таких примеров, но все они так или иначе связаны с лилами (играми, или развлечениями) Бога. Если, говоря о демонах на Земле, читатель имеет в виду этот случай, то я не знаю, много ли сейчас таких демонов. Может, и нет вовсе, или немного, но это не имеет значения. Как я уже сказал, на Земле сейчас много личностей, в той или иной степени демонических. Все эти демоны готовы эксплуатировать и притеснять других ради собственной власти, ради удовлетворения собственных чувств. Пытаясь удовлетворить свои амбиции в этой сфере, могущественные демоны в человеческом обличье разрушают природу, развязывают войны и причиняют людям бесчисленные страдания — но их это не волнует. Главное для них — удовлетворить свою безудержную страсть быть господином и наслаждающимся. И конечно же, удовлетворить её невозможно, поэтому демоны никогда не бывают счастливы, и в должный срок материальная природа уничтожает их грубое тело, и они попадают в обитель властелина смерти Ямараджи, где несут ответ за все свои злодеяния.

Знают ли демоны о том, что они демоны? Зависит от того, что Вы имеете в виду, уважаемый читатель. Если Вы имеете в виду, знают ли воплотившиеся на Земле асуры подробности своей жизни до воплощения на Земле — может да, может нет. Если это для чего-то нужно Господу, то они будут знать. Например, царь Камса узнал от Нарады Муни, что в прошлой жизни он был демоном по имени Каланеми и его убил Господь Вишну. Об этом говорится в «Шримад-Бхагаватам». Если же Ваш вопрос звучит аналогично вопросу «Знает ли дурак, что он дурак?», то обычно нет. В этом случае слово «демон» означает «плохой, злой человек», а такие люди не склонны к рефлексии. Они не задумываются о том, хорошо они поступают или плохо. Для них «хорошо» — это то, что им хочется делать.

«Какие виды существ обитают на Земле, только демонические и божественные?» Из того, что я объяснил, ответ на этот вопрос должен быть ясен. Существует два типа сознания — божественное и демоническое, и у разных воплощённых существ эти типы сознания проявляются в разном соотношении. Тот, у кого вообще нет демонического сознания, кто очистился от него полностью (или никогда его не имел, такие личности тоже иногда приходят в этот мир для выполнения заданий Господа), именуется чистым преданным Бога, истинным духовным учителем, полномочным представителем Бога, маха-бхагаватой или уттама-адхикари. Но таких личностей на Земле, как правило, единицы. Остальные сочетают в себе божественное и демоническое сознание. Если божественное сознание преобладает, а демоническое находится под жёстким контролем духовного разума, такой человек называется святым, преданным Бога или садху. Главная цель возвышенных святых, преданных Бога — жить так, чтобы это доставляло удовольствие Богу, было приятно и угодно Ему. Они стремятся служить Ему. Конечно, они хотят вернуться в обитель Кришны по окончании срока жизни этого физического тела, но это не является их главной целью. Их главная цель — с любовью служить Кришне, где бы они ни находились.

Если же преобладает демоническое сознание, такого человека называют демоном. А между этими двумя категориями — святыми людьми и явными демонами — находятся обычные люди.

«Зачем приходят демоны, чтобы заставить нас страдать?» Демоны приходят потому, что такова их карма, в соответствии с которой они рождаются в определённом месте в определённое время. Они, как и все остальные существа, приходят, чтобы попытаться осуществить свои желания в материальном мире. Особых же демонов, таких как Камса, Джарасандха, Равана и Хираньякашипу, истории которых можно найти в «Шримад-Бхагаватам», «Махабхарате», «Рамаяне» и других ведических писаниях, Господь может посылать непосредственно, поскольку они должны принять участие в Его лилах (играх).

Демон Хираньякашипу сражается с Богом в образе человекольва (Господом Нрисимхадевой).

Находясь на Земле, демоны причиняют «нам» — т.е., другим живым существам — всевозможные страдания, поскольку таков их образ действий. Их попытки удовлетворить своё вожделение неизбежно связаны с причинением страданий другим. Здесь я хочу предостеречь читателя от излишнего сосредоточения на том, как плохи, злы и демоничны другие люди или существа. Человек, занимающийся духовной практикой, в первую очередь должен видеть, насколько демоничен он сам. Мы должны работать над собственным сознанием и стараться исправить собственные недостатки, и тогда наша жизнь станет гораздо лучше и счастливее. Не нужно забывать, что все наши страдания — это результат наших собственных прошлых поступков. Если мы в своей жизни встречаем какого-то демона, который причиняет нам страдания, мы должны понимать, что причина этого — наша собственная карма, поэтому мы никого не можем в этом винить, кроме себя. Таково истинное ви́дение. Высшие силы (полубоги, отвечающие за исполнение закона кармы) сводят разных личностей, и каждая из них получает то, что хочет или заслужила. Демон получает возможность попытаться осуществить свои желания, а его жертва получает страдание в соответствии со своими прошлыми грехами (поступками, в которых проявлялось её собственное демоническое сознание). Закон кармы установлен Богом именно для того, чтобы обусловленные души могли попытаться исполнить свои желания, а затем сами могли испытать всё то, что их действия принесли или причинили другим. Преданный Бога сострадает и демонам, и их жертвам. Вторым потому, что они страдают сейчас, а первым — потому, что в результате своих поступков они будут страдать в будущем. Это всё печально, но необходимо для того, чтобы обусловленные души задумались и захотели исправиться.

Раз уж ответы на вопросы читателя потребовали такого подробного объяснения темы демонов и демонического сознания, хотелось бы рассмотреть и вопрос о «диаволе». Подробно не получится, для этого нужно проводить отдельное исследование, но если говорить вкратце, то христиане представляют себе дьявола как некоего «родоначальника всего зла», заклятого врага Бога. Раньше этот персонаж был ангелом, а затем решил, что не хочет служить Богу, и начал творить зло. Занятие дьявола заключается в том, чтобы с помощью лжи стараться «соблазнить» человека не служить Богу, а вместо этого заниматься всевозможной греховной деятельностью.

В таком искажённом представлении о дьяволе присутствует смешение двух истин. На самом деле «родоначальником всего зла» является каждый для себя сам. Я уже говорил об этом. Никакого «общего родоначальника зла» не существует. Не знаю, кто первый это сказал, но от вайшнавов нередко можно услышать следующее утверждение: «Хочешь увидеть дьявола? Посмотри в зеркало». Каждый из нас лично совершил «первородный грех», отвергнув Бога, и поэтому каждый сам является «падшим ангелом» и дьяволом в аду своего материального сознания. По сути дела, каждый из нас живёт в своём собственном мире — своём сознании, внутреннем и внешнем (состоящем из восприятий внешнего мира), и каждый является в нём своим собственным дьяволом.

Конечно, среди демонов есть очень могущественные личности, обитающие на низших планетах, но они не могут бросить вызов власти Бога. Бог всегда и всем управляет, и всё в этом мире происходит потому, что так решил Бог — по тем или иным причинам, но в то же время не вынужденно. Бог установил закон кармы по определённым причинам, и Он же установил, в каких случаях карма сгорает, или аннулируется, и эти установления Бога действуют всегда и везде, воля Бога исполняется всегда. Какой-нибудь могущественный демон может пытаться идти наперекор воле Бога, но нарушить её не в состоянии. Если ему удаётся совершить какое-нибудь «зло», то только потому, что Бог это «попустил», как говорят христиане, — т.е., разрешил этому произойти во исполнение закона кармы.

Вторая истина заключается в том, что могущественная личность, старающаяся соблазнить индивидуальную душу, действительно существует. Но эта личность — не противник, а слуга Бога, и имя её — Майядеви, или Майя. Это олицетворённая порождающая иллюзию энергия Бога. Это личность женского рода, относящаяся к категории полубогов, и у неё много имён, таких как Дурга, Ума, Кали и Парвати. Майядеви — чистая преданная Бога. Тем, кто находится под сильным влиянием ошибочных концепций, присутствующих в том числе и в вероучении современного христианства, может быть трудно понять, как чистый слуга Бога может заниматься тем, чтобы соблазнять Его детей, склоняя их к тому, чтобы они не служили Ему. Но на самом деле это не очень трудно понять. Сначала индивидуальная душа, реализуя свою свободу воли, принимает решение не служить Богу и начинает пытаться быть независимым наслаждающимся. Это автоматически означает, что душа покидает духовное царство и оказывается в материальном мире. Что такое материальный мир? Это мир, в котором есть все возможности для того, чтобы душа пыталась быть Богом — господином и наслаждающимся. Она этого хотела, а значит, должна это получить. Бог предоставляет ей эти возможности. Так вот, соблазнение, на самом деле, — это просто сообщение о возможностях пытаться наслаждаться тем или иным образом, и Майядеви управляет этим процессом «посылки сообщений». Она выполняет эту работу для Бога, и делает это совершенным образом. Но Майядеви не в состоянии заставить душу принять её предложение. У души всегда есть свобода принять или не принять предложение Майядеви. И если душа принимает его, а затем страдает от последствий этого шага, то в этом нельзя винить Майядеви.

Зачем вообще нужно это соблазнение? Как я уже сказал, душа хотела этого, и теперь перед Богом стоит задача склонить её к тому, чтобы она изменила своё решение. Он не заставляет нас это сделать, не отбирает у нас дарованную Им свободу воли, но старается сделать так, чтобы мы изменили своё решение добровольно. Он ждёт того момента, когда мы начнём сознательно и добровольно отвергать предложения Майи. До тех пор, пока мы будем только принимать их, мы будем страдать в материальном мире, переходя из одного материального тела в другое и испытывая на себе все последствия наших поступков, нашей кармы.

А как может быть иначе? Представьте себе блоху, со всей серьёзностью пытающуюся проглотить слона. Блоха — это мы с вами, а слон — это творение Бога, Его мир. Совершенно естественно, что бедной блохе от такого занятия будет не сладко.

Это обширная тема, и рассуждать о ней можно долго. Но я надеюсь, что мне удалось объяснить, почему это ошибка — считать «соблазнительницу» Майядеви дьяволом, врагом Бога. В каком-то смысле её всё-таки можно назвать противником Бога — в конце концов, она же старается отвернуть от Него индивидуальные души. Но она выполняет эту работу для Бога, как служение Ему, по Его заданию, а Сам Бог в это время из нашего сердца, как Параматма (Сверхдуша) или «голос совести», старается привлечь нас к Себе, посылая сообщения: «Не соглашайся, слушай Меня, служи Мне» — а свободный выбор должны совершить мы.

Советуем почитать (послушать, посмотреть) в связи с этой статьёй:
Кто вы? Открывая ваше истинное «я»,
Кто такой Бог,
Объяснение кармы,
Рай и ад, судьба, преодоление кармы,
а также другие статьи раздела Путь мудрости

Основы ежедневной практики медитации и очищения сознания по системе бхакти-йоги даны в статье Урок медитации

Кто такие демоны и кто такой дьявол, с точки зрения ведического знания? Много ли на нашей Земле демонов и знают ли они, что они демоны? Может ли демон измениться и стать святым? Зачем приходят демоны — чтобы заставить нас страдать? Кто такая Майядеви (богиня Дурга)?

© Omkara, 2013

 
Рассылка новостей
подписаться
 
Связаться с создателями сайта Карта сайта Стиль жизни Путь мудрости Йога Медитация Связаться с создателями сайта Карта сайта Стиль жизни Путь мудрости Йога Медитация