Ум — тонкое материальное тело
Некоторые из крупнейших авторитетов в области человеческого мозга пришли к заключению, что мозг — не сама личность, что он используется ею. Иногда вместо «личность» они используют слово «ум», но нет никакого сомнения, что говорят они о том же.
Один из самых выдающихся нейрохирургов в мире доктор Уайлдер Пенфилд в конце свой блистательной карьеры сделал такой вывод:
Ум — то, что руководит программированием всех механизмов мозга. Можно сказать, что человеческий ум и есть личность. Люди разгуливают по свету, всегда пребывая в зависимости от своего личного компьютера, который они постоянно программируют в соответствии со своими всё время меняющимися целями и интересами1.
Сэр Джон Экклз сравнивает мозг с машиной, а саму личность — с её водителем:
Чрезвычайно важно понять, что… посредством мысли мы можем влиять на нейронные механизмы мозга. Таким образом мы можем вызывать в мире изменения к лучшему или худшему. Выражаясь образно, наше сознательное «я» находится в водительском кресле2.
Пенфилд и другие исследователи признают факт существования нематериального «я», которое использует грубое физическое тело, но при этом упускают наличие тонкого материального тела.
В приводимой ранее аналогии мы говорили о грубом теле как о верхней одежде, о тонком теле — как о нижней одежде, а о нематериальном «я» — как о человеке, носящем на себе всю эту одежду. Материалист видит только верхнюю одежду (пальто, туфли, рубашку и т.д.). Пенфилд разглядел верхнюю одежду и нематериальное «я», но не нижнюю одежду. В этом его ошибка.
Согласно Пенфилду (которого мы, кстати, очень уважаем и считаем не материалистом, а трансценденталистом), все желания, ощущения, мысли, воспоминания и т.д. хранятся в мозге. Он считал мозг обширным банком памяти, которым пользуетесь вы, личность. Он говорит:
Ум [т.е. «я»] на самом деле не нуждается в другой памяти, так как с помощью высшего механизма мозга он может мгновенно получить доступ к нужной информации3.
В таком случае, согласно точке зрения Пенфилда, у вас, «я», не было бы никаких мыслей, ощущений, воспоминаний, желаний и т.д., если бы у вас не было мозга. Поэтому все ваши воспоминания, желания и прочее неизбежно должны будут прекратиться в момент смерти, когда вы расстанетесь со своим мозгом. Когда грубому телу придёт конец, останетесь только вы — личность. Из утверждения Пенфилда о том, что «я» покрыто только грубым физическим телом, следует, что после удаления физического тела у «я» не останется никаких покровов. Другими словами, во время смерти «я» полностью освобождается.
Однако Пенфилд допускает и другие возможности. Вот что он, в частности, пишет:
Если во время бездействия высшего механизма мозга ум [«я»] обладает самостоятельным сознанием, он мог бы использовать свой собственный механизм памяти. Но в случае памяти ума нужно дать другое определение энграммы. Вместо того чтобы быть «отпечатком», оставленным в организме «психическим опытом», она должна быть отпечатком, который работа нейронов оставляет в психической структуре!4
Как видим, Пенфилд указывает на возможность существования тонкого материального тела, в котором хранятся воспоминания, желания и т.д. Другими словами, он допускал вероятность наличия между «я» и мозгом тонкого материального тела. Он говорит, что, если это так, то работа мозга, вызванная чувственным восприятием или чем бы то ни было, должна оставлять «отпечаток» в тонком материальном теле. И именно так всё и происходит.
Когда вы, закрыв глаза, наблюдаете за своими мыслями, именно ум, а не мозг, является объектом вашего созерцания (объектом созерцания вашего «я»). Поток содержимого ума (мыслей, ощущений и т.д.) течёт в вашем уме. Именно ум, а не мозг, является хранилищем памяти, а также местом пребывания всех материальных желаний.
Вопрос: Но ведь ум, должно быть, как-то связан с мозгом?
Ответ: Конечно. Ум сложным образом связан с мозгом, так же как мозг связан с остальным телом*. Ум также сложным образом связан с вами, с «я». Ум (и разум) связывает вас с мозгом, а через него — со всем остальным телом. С этой точки зрения краткое и обобщённое описание процесса восприятия будет выглядеть следующим образом: возбуждение одного из ваших органов чувств служит причиной посылки в мозг определённых электрических импульсов, а реакция мозга каким-то образом передаётся в ваш ум в виде образов, звуков и т.д. Затем всё это наблюдаете, воспринимаете вы, ваше «я». Все эти образы и прочее сохраняются в вашем уме.
Поскольку ваш ум сложным образом «подключён» к мозгу, возбуждение определённых участков мозга может вызывать появление в вашем уме определённых форм, образов, воспоминаний и т.д. Затем всё это наблюдаете вы. Ум — это картотека, в которой хранятся все ваши воспоминания, желания и т.д. Таким образом, деятельность мозга напрямую влияет на ваш ум, и наоборот — деятельность ума влияет на ваш мозг. Однако это вовсе не значит, что ваш мозг это ум или ваш ум это мозг.
1. |
Wilder Penfield, The Mystery of the Mind. Princeton, N.J.: Princeton University Press, 1975, p. 61 |
2. |
Sir John Eccles, The Human Psyche. Berlin: Springer-Verläg International, 1980, pp. 243-244 |
3. |
Wilder Penfield, The Mystery of the Mind, p. 50 |
4. |
Wilder Penfield, The Mystery of the Mind, p. 50 |
Чтобы вернуться к чтению текста, нажмите на номер ссылки
___________________________
* Ум может быть связан с физическим телом и при отсутствии мозга. Подробнее см. «У бактерии есть сознание и цель».
Чтобы вернуться к чтению текста, нажмите значок сноски
Приглашаем почитать основную статью по данной теме: Кто вы? Открывая ваше истинное «я», а также другие статьи раздела Кто вы?. |