Аватары БогаВайшнавВерховный Господь говоритИллюзияЙогаКачества БогаМатериальное существованиеМедитацияМудрецОсвобождениеПостижение истиныПрирода душиПростая жизньРеинкарнацияСвятое имяСчастьеУстройство мираЦель ВедЧайтанья МахапрабхуШри Ишопанишад
(прекрасная Иша-упанишада)
Все цитаты Новые цитаты

Устройство мира

Бхагавад-гита
5.8-9  Когда человек, обладающий божественным сознанием, видит, слышит, осязает, ощущает запахи, ест, ходит, спит или дышит, он всегда знает, что сам он ничего не делает. Ему известно, что, когда он беседует, опорожняет кишечник или наполняет желудок, открывает или закрывает глаза, это просто материальные чувства взаимодействуют с объектами восприятия, но сам он не причастен ко всему этому.
5.14  Воплощённый дух, хозяин города-тела, не совершает действий, не побуждает других к деятельности и не создает её плодов. Всё это делают гуны материальной природы.
5.15  Верховный Господь не отвечает за греховные и праведные поступки живых существ. Воплощённые в теле существа пребывают во власти иллюзии, потому что их истинное знание скрыто невежеством.
7.4  Кришна говорит: Земля, вода, огонь, воздух, эфир, ум, разум и ложное эго — эти восемь элементов составляют Мою отделённую материальную энергию.
7.5  Кришна говорит: Помимо этой, низшей, энергии, о сильнорукий Арджуна, существует также Моя высшая энергия, состоящая из живых существ, которые ведут борьбу с силами материальной природы и поддерживают вселенную.
7.7  Кришна говорит: О завоеватель богатств [Арджуна], нет истины превыше Меня. Всё сущее покоится на Мне, подобно жемчужинам, нанизанным на нить.
7.12  Кришна говорит Арджуне: Знай же, что все состояния бытия, будь то в благости, страсти или невежестве, созданы Моей энергией. Я есть всё, и в то же время Я стою в стороне от всего. Я не подвластен гунам природы — это они подвластны Мне.
7.14  Кришна говорит: Трудно преодолеть влияние Моей божественной энергии, состоящей из трёх гун материальной природы. Но те, кто предался Мне, с лёгкостью выходят из-под её власти.
8.20  Но существует иная, вечная природа — она лежит за пределами материального мира, который то проявляется, то исчезает. Эта высшая природа неуничтожима. Когда всё в материальном мире разрушается, она остаётся нетронутой.
8.21  Кришна говорит: То, что называют непроявленным и нетленным, высшей целью, то место, достигнув которого живое существо [душа] никогда не возвращается в материальный мир, — это Моя высшая обитель.
10.8  Кришна говорит: Я — источник всех духовных и материальных миров. Всё исходит из Меня. Мудрецы, постигшие эту истину, служат и поклоняются Мне всем сердцем.
13.6-7  Пять грубых материальных стихий, ложное эго, разум, непроявленное, десять органов чувств и ум, пять объектов чувств, а также желание, ненависть, счастье и горе, совокупность всех материальных элементов, признаки жизни и решимость — всё это, вместе взятое, составляет поле деятельности и происходящие в нём изменения.
13.28  Тот, кто видит, что во всех телах индивидуальную душу сопровождает Сверхдуша, и понимает, что ни душа, ни Сверхдуша не погибают, хотя и находятся в обречённом на гибель теле, видит вещи такими, как они есть.
14.5  Материальная природа состоит из трёх гун благости, страсти и невежества. Когда вечное живое существо входит в соприкосновение с материальной природой, эти гуны обусловливают его.
15.6  Кришна говорит: Эта Моя высшая обитель не освещена ни солнцем, ни луной, ни огнём, ни электрическим светом. Тот, кто однажды достиг её, больше не возвращается в материальный мир.
18.38  Счастье, которое человек испытывает от соприкосновения чувств с их объектами, которое в начале кажется нектаром, а в конце становится подобным яду, именуют счастьем в гуне страсти.
18.61  Кришна говорит: Верховный Господь, о Арджуна, пребывает в сердце каждого и направляет скитания всех живых существ, которые словно находятся в машине, сделанной из материальной энергии.
Шримад-Бхагаватам
2.5.16  Все виды медитации и мистицизма суть средства постижения Нараяны. Цель всех аскез — достичь Его. Трансцендентные знания приобретают только для того, чтобы на мгновение увидеть образ Нараяны, и, наконец, обрести освобождение — значит вступить в царство Нараяны.
2.6.17  Распространяя свои лучи, Солнце освещает всё в этом мире изнутри и снаружи. Подобно этому, Верховная Личность Бога, принимая вселенскую форму, изнутри и снаружи поддерживает всё творение.
4.29.30-31  Живое существо подобно голодному псу, который, в надежде на то, что его накормят, бродит от дома к дому. В одном доме волей судьбы его бьют и гонят прочь, а в другом — дают немного еды. Так и живое существо, одолеваемое бесчисленными желаниями, скитается в материальном мире, по воле судьбы рождаясь в различных формах жизни. Иногда оно оказывается на вершине жизни, а иногда — на дне, рождаясь то на райских планетах, то в аду, то на средних планетах и так без конца.
4.29.32  Живые существа пытаются противостоять многочисленным страданиям, причиной которых являются высшие силы, другие живые существа или же их собственное тело и ум. Но, несмотря на все их попытки преодолеть законы природы, обусловленные этими законами, они вынуждены оставаться в их власти.
4.29.51  Тот, кто занят преданным служением, ничего не боится в материальном мире, ибо Верховная Личность Бога является Сверхдушой и другом каждого живого существа. Человек, которому известна эта тайна, обладает истинным знанием и имеет право стать духовным учителем всего мира. Истинный духовный учитель, представитель Кришны, неотличен от Самого Кришны.
4.29.58  В следующей жизни живое существо наслаждается плодами тех поступков, которые оно совершило в этой жизни.
4.29.59  Те, кто постиг мудрость Вед, говорят, что все наши радости и невзгоды являются результатом наших поступков, совершённых в прошлом. Но мы видим, что того тела, которое действовало в прошлой жизни, больше не существует. Как же мы можем наслаждаться или страдать из-за последствий того, что мы делали, находясь в другом теле?
4.29.60  Великий мудрец Нарада продолжал: В этой жизни живое существо действует в грубом теле. К деятельности его побуждает тонкое тело, состоящее из ума, разума и эго. Когда грубое тело умирает, тонкое тело продолжает существовать, наслаждаясь и страдая. Таким образом, со смертью грубого тела ничего не меняется.
4.29.65  Нарада Муни говорит царю Прачинабархишату: Итак, дорогой царь, всевозможные мысли и образы, которые возникают в уме живого существа, покрытого оболочкой тонкого тела, тянутся за ним из предыдущей жизни. Не сомневайся в истинности моих слов. В нашем уме не может возникнуть того, с чем мы не сталкивались в прошлых жизнях.
4.29.66  Нарада Муни говорит царю Прачинабархишату: О царь, пусть тебе во всём сопутствует удача! Ум — причина того, что живое существо получает тело определённого типа, соответствующее характеру его взаимодействия с материальной природой. По состоянию ума живого существа можно судить о том, кем оно было в прошлой жизни и какое тело получит в будущем. Таким образом, ум содержит информацию о прошлой и будущей жизни живого существа.
4.29.76-77  Переползая с одного листа на другой, гусеница, прежде чем оторваться от того листа, на котором сидит, должна уцепиться за следующий. Подобно этому, прежде чем оставить своё нынешнее тело, живое существо должно обрести следующее, тип которого определяется его деятельностью в этой жизни. Причина этого в том, что ум является хранилищем всех материальных желаний.
7.2.37  Шри Ямараджа сказал: До чего же это странно! Они старше меня и прекрасно знают, что в мире непрерывно рождаются и умирают тысячи живых существ. Судя по всему, эти люди должны были бы понимать, что им самим тоже предстоит умереть, но они, околдованные иллюзией, похоже, совершенно этого не понимают. Обусловленная душа приходит неведомо откуда и после смерти уходит неведомо куда. Это закон материальной природы, и исключений из него не бывает. Зачем же тогда они скорбят о смерти своего мужа?
12.5.8  Самосветящаяся душа, пребывающая внутри тела, отлична от видимого грубого и невидимого тонкого тел. Она всегда остаётся неизменной основой для бесконечно меняющихся тел, подобно тому как эфир всегда остаётся неизменной основой всех преобразований материи. Таким образом, душа бессмертна и не сравнима ни с чем материальным.
Чайтанья-чаритамрита, Ади-лила
7.128  Ведический звук омкара, главное слово в ведических писаниях, является основой всех ведических звуков. Потому следует признать, что омкара это звуковое воплощение Верховной Личности Бога и вместилище всего проявленного мира.
Чайтанья-чаритамрита, Мадхья-лила
6.174  Трансцендентная вибрация омкара это воплощение Верховной Личности Бога в звуке. Всё ведическое знание и космическое мироздание возникает из этого звукового образа Верховного Господа.
Шри Ишопанишад
1  Всё живое и неживое во вселенной находится во власти Господа и принадлежит Ему. Поэтому каждый должен брать только то, что ему необходимо, что выделено ему как его доля, и не посягать на остальное, хорошо понимая, кому всё принадлежит.
Брихад-араньяка-упанишада
  Индивидуальные духовные души (атмы) со всеми их качествами, подобно бесчисленным искрам, вылетающим из огня, исходят от Верховной Души (Параматмы).
Веданта-сутра
1.1.2  Абсолютная Истина есть первоисточник всего сущего.
Сканда-пурана
1Н.ШБ  Как две нити, продольная и поперечная, сплетаясь, образуют ткань, так и Господь Вишну пронизывает вдоль и поперёк весь проявленный мир.
 
Рассылка новостей
подписаться | отказаться
 
Связаться с создателями сайта Карта сайта Стиль жизни Путь мудрости Йога Медитация Связаться с создателями сайта Карта сайта Стиль жизни Путь мудрости Йога Медитация