Аватары БогаВайшнавВерховный Господь говоритИллюзияЙогаКачества БогаМатериальное существованиеМедитацияМудрецОсвобождениеПостижение истиныПрирода душиПростая жизньРеинкарнацияСвятое имяСчастьеУстройство мираЦель ВедЧайтанья МахапрабхуШри Ишопанишад
(прекрасная Иша-упанишада)
Все цитаты Новые цитаты

Все цитаты

Бхагавад-гита
2.7  Арджуна говорит Кришне: Я больше не знаю, в чём состоит мой долг, и постыдная слабость скупца лишила меня самообладания. Поэтому прошу, скажи прямо, что лучше для меня. Отныне я Твой ученик и душа, предавшаяся Тебе, — наставляй же меня.
2.11  (Кришна говорит Арджуне) Верховный Господь сказал: Произнося учёные речи, ты сокрушаешься о том, что недостойно скорби. Настоящие мудрецы не скорбят ни о мёртвых, ни о живых.
2.12  Кришна говорит Арджуне: Не было такого времени, когда бы не существовал Я, ты и все эти цари, и в будущем никто из нас не перестанет существовать.
2.13  Воплотившаяся в теле душа постепенно меняет тело ребёнка на тело юноши, а затем на тело старика, и точно так же после смерти она переходит в другое тело. Того, кто осознал свою духовную природу, такая перемена не смущает.
2.14  Кришна говорит Арджуне: О сын Кунти, счастье и горе приходят и уходят, сменяя друг друга, как зима и лето. Они возникают от соприкосновения чувств с объектами восприятия, о потомок Бхараты, поэтому нужно научиться терпеливо переносить их, оставаясь невозмутимым.
2.15  Кришна говорит Арджуне: О лучший из людей, тот, кого не выводят из равновесия радости и невзгоды, кто всегда остаётся спокойным и невозмутимым, воистину достоин освобождения.
2.16  Мудрецы, узревшие истину, пришли к заключению о бренности несуществующего [материального тела] и о неизменности вечного [души]. Они сделали этот вывод, тщательно изучив природу того и другого.
2.17  Кришна говорит Арджуне: Знай же: то, чем пронизано материальное тело, неразрушимо. Никто не может уничтожить бессмертную душу.
2.18  Кришна говорит Арджуне: Душа неуничтожима, неизмерима и вечна, а тело, в котором она воплощается, обречено на смерть. Поэтому сражайся, о потомок Бхараты!
2.20  Душа не рождается и не умирает. Она не возникла однажды в прошлом, не возникает сейчас и не возникнет в будущем. Она нерождённая, вечная, всегда существующая, бессмертная и изначальная. Она не гибнет, когда погибает тело.
2.22  Как человек, снимая старые одежды, надевает новые, так и душа входит в новые материальные тела, оставляя старые и бесполезные.
2.23  Душу нельзя рассечь на куски никаким оружием, сжечь огнём, намочить водой или иссушить ветром.
2.24  Эта индивидуальная душа неразрушима, несгораема, неувлажняема и неиссушима. Она существует всегда и везде, неизменная, недвижимая, вечно та же.
2.25  Кришна говорит Арджуне: Душа невидима, непостижима и неизменна. Зная это, ты не должен скорбеть о теле.
2.27  Кришна говорит Арджуне: Тот, кто родился, непременно умрёт, а тот, кто умер, родится вновь. Это неизбежно, поэтому, исполняя свой долг, ты не должен предаваться скорби.
2.29  Одни смотрят на душу как на чудо, другие говорят о ней как о чуде, третьи слышат, что она подобна чуду, а есть и такие, кто, даже услышав о душе, не могут постичь её.
2.51  Служа Господу, великие мудрецы и преданные сбрасывают бремя последствий своей деятельности в материальном мире. Так они вырываются из круговорота рождения и смерти и достигают обители Бога, где не бывает страданий.
2.56  Того, кто остаётся невозмутимым, терпя тройственные страдания, кто не восторгается, когда к нему приходит счастье, и кто избавился от привязанностей, страха и гнева, называют мудрецом, обуздавшим свой ум.
2.57  Тот, кто, живя в материальном мире, свободен от мирских привязанностей, кто не слишком радуется, когда с ним случается что-то хорошее, и не злится, когда случается что-то плохое, обладает совершенным знанием.
2.61  Кришна говорит: Того, кто, обуздав чувства, держит их в повиновении и сосредоточивает ум на Мне, называют человеком с устойчивым разумом.
2.66  Тот, кто не установил связь со Всевышним, не способен одухотворить свой разум и успокоить ум. Когда ум беспокоен, человек не знает умиротворения, а без умиротворения разве может он быть счастлив?
2.70  Тот, кого не беспокоит непрерывный поток желаний, подобен океану, который никогда не выходит из берегов, хотя в него впадает множество рек. Только такой человек способен обрести умиротворение, но не тот, кто стремится удовлетворить свои желания.
2.71  Истинное умиротворение обретает лишь тот, кто полностью изжил в себе стремление к чувственным удовольствиям, свободен от желаний, не считает себя обладателем чего-либо и избавился от ложного эго.
3.3  Верховный Господь сказал: О безгрешный Арджуна, как Я уже говорил, есть два типа людей, стремящихся познать своё «я». Одни посвящают себя философским размышлениям, а другие преданно служат Господу.
3.6  Тот, кто внешне сдерживает свои органы действия, но при этом постоянно думает об объектах чувств, обманывает самого себя и зовётся притворщиком.
3.27  Введённая в заблуждение ложным эго, духовная душа, находясь под влиянием трёх гун материальной природы, считает себя совершающей действия, которые в действительности совершаются материальной природой.
3.31  Кришна говорит: Те, кто выполняет свои обязанности в соответствии с Моими предписаниями, кто следует этому учению с верой и не завидует Мне, освобождаются от рабства кармы [деятельности, совершаемой ради наслаждения её плодами].
3.38  Как огонь покрыт дымом, зеркало — пылью, а зародыш — чревом, так и живые существа, каждое в разной степени, покрыты вожделением.
4.1  Верховный Господь Шри Кришна сказал: Я открыл эту вечную науку йоги богу Солнца Вивасвану, Вивасван поведал её Ману, отцу человечества, а Ману в свой черёд поведал её Икшваку.
4.2  Так эта великая наука передавалась по цепи духовных учителей, и её постигали праведные цари. Но с течением времени цепь учителей прервалась, и это знание в его первозданном виде было утрачено.
4.3  Кришна говорит Арджуне: Сегодня Я открываю тебе эту древнюю науку о взаимоотношениях живого существа и Верховного Господа, ибо ты — Мой преданный и Мой друг и потому способен проникнуть в тайну этой божественной науки.
4.6  Кришна говорит: Хотя Я нерождённый и Моё трансцендентное тело нетленно, хотя Я — повелитель всех живых существ, в каждую эпоху силой Своей внутренней энергии Я появляюсь в этом мире в Своём изначальном духовном облике.
4.9  Кришна говорит: Тот, кто постиг божественную природу Моего явления и деяний, больше никогда не родится в материальном мире. Покинув тело, он вернётся в Мою вечную обитель, о Арджуна.
4.34  Постарайся узнать истину, обратившись к духовному учителю. Вопрошай его смиренно и служи ему. Осознавшая себя душа может передать тебе знание, потому что она видит истину.
4.35  Кришна говорит Арджуне: Получив от осознавшей себя души истинное знание, ты больше никогда не впадёшь в заблуждение, ибо это знание поможет тебе увидеть, что все живые существа — частицы Всевышнего или, иными словами, что все они пребывают во Мне.
4.37  Кришна говорит: О Арджуна, подобно тому как пламя костра превращает дрова в пепел, огонь знания сжигает дотла все последствия материальной деятельности.
4.38  В этом мире нет ничего более чистого и возвышенного, чем духовное знание. Это знание — спелый плод всей практики йоги. Тот, кто достигнет совершенства в преданном служении, в должный срок насладится им в своём сердце.
5.7  Тот, кто занят преданным служением, кто чист душой и обуздал свой ум и чувства, дорог всем, и все дороги ему. Хотя такой человек всегда поглощён деятельностью, он никогда не бывает связан её последствиями.
5.8-9  Когда человек, обладающий божественным сознанием, видит, слышит, осязает, ощущает запахи, ест, ходит, спит или дышит, он всегда знает, что сам он ничего не делает. Ему известно, что, когда он беседует, опорожняет кишечник или наполняет желудок, открывает или закрывает глаза, это просто материальные чувства взаимодействуют с объектами восприятия, но сам он не причастен ко всему этому.
5.10  Подобно тому как вода не смачивает лист лотоса, грех никогда не пятнает того, кто исполняет свой долг без привязанности к плодам своего труда, жертвуя их Верховному Господу.
5.11  Отказавшись от всех привязанностей, йоги позволяют действовать своему телу, уму, разуму и даже чувствам только ради самоочищения.
5.12  Кришна говорит: Душа, непоколебимо преданная Мне, обретает истинный мир и покой, ибо отдаёт Мне все плоды своего труда. Тому же, кто не находится в союзе со Всевышним, кто движим желанием наслаждаться плодами своего труда, уготовано рабство.
5.13  Когда воплощённое живое существо, научившись владеть собой, отрекается в уме от всякой деятельности, оно счастливо живёт в городе с девятью вратами [материальном теле], не совершая действий и не становясь их причиной.
5.14  Воплощённый дух, хозяин города-тела, не совершает действий, не побуждает других к деятельности и не создает её плодов. Всё это делают гуны материальной природы.
5.15  Верховный Господь не отвечает за греховные и праведные поступки живых существ. Воплощённые в теле существа пребывают во власти иллюзии, потому что их истинное знание скрыто невежеством.
5.17  Когда ум, разум, вера и упования целиком направлены на Всевышнего, человек, благодаря совершенному знанию, избавляется от всей скверны греха, и тогда перед ним открывается путь к освобождению.
5.18  Смиренный мудрец, обладающий истинным знанием, одинаково смотрит на учёного и добродетельного брахмана, корову, слона, собаку и собакоеда [неприкасаемого].
5.21  Такого человека, свободного от мирских привязанностей, не привлекают материальные чувственные удовольствия: он всегда погружён в транс и черпает блаженство внутри себя. Так человек, постигший своё истинное «я» и всегда сосредоточенный на Всевышнем, наслаждается безграничным счастьем.
5.22  Кришна говорит Арджуне: Разумный человек сторонится удовольствий, рождённых от соприкосновения материальных чувств с объектами восприятия, ибо такие удовольствия являются источником страданий. У всех материальных удовольствий, о сын Кунти, есть начало и конец, поэтому мудрец никогда не тешится ими.
5.29  Кришна говорит: Человек, полностью осознавший, что Я — тот, кто наслаждается всеми жертвоприношениями и плодами подвижничества, что Я верховный владыка всех планет и полубогов, а также друг и благодетель всех существ, избавляется от материальных страданий и обретает полное умиротворение.
6.6  Для того, кто обуздал ум, он становится лучшим другом, а для того, кому это не удалось, ум остаётся злейшим врагом.
6.16  Кришна говорит: О Арджуна, человек никогда не станет йогом, если он ест слишком много или слишком мало, спит слишком много или спит недостаточно.
6.18  Когда йог упорядочивает деятельность ума и, освободившись от материальных желаний, достигает духовного бытия, его называют утвердившимся в практике йоги.
6.19  Как пламя светильника горит ровно в безветренном месте, так и трансценденталист, обуздавший свой ум, всегда погружён в медитацию на своё духовное «я».
6.20-23  Когда человек достигает совершенства, называемого трансом, или самадхи, его ум, занятый йогой, полностью отстраняется от материальной деятельности. Благодаря чистоте ума такой йог обретает способность видеть своё истинное «я», и оно становится для него источником радости и счастья. В этом радостном состоянии он испытывает безграничное духовное блаженство, наслаждаясь с помощью трансцендентных чувств. Утвердившись на этом уровне, человек никогда не отступает от истины и, достигнув этого состояния, понимает, что ничего большего достичь невозможно. Он никогда не приходит в смятение, даже перед лицом величайших бедствий. Вот подлинная свобода от страданий, возникающих от соприкосновения с материальным миром.
6.28  Так, обуздав ум и чувства и непрестанно занимаясь практикой йоги, человек полностью очищается от материальной скверны и обретает высшее, совершенное счастье в трансцендентном любовном служении Всевышнему.
6.29  Кришна говорит: Совершенный йог видит Меня пребывающим во всех живых существах, а всех живых существ — пребывающими во Мне. Воистину, осознавшая себя душа видит Меня, единого Верховного Господа, повсюду.
6.31  Кришна говорит: Он поклоняется и служит Сверхдуше, зная, что Сверхдуша и Я суть одно. Такой йог всегда, при любых обстоятельствах, остаётся во Мне.
6.46  Кришна говорит: Йог намного превосходит аскета, философа и человека, стремящегося к плодам своего труда. Поэтому, о Арджуна, невзирая ни на что, стань йогом.
6.47  Кришна говорит: А из всех йогов тот, кто всегда погружён в мысли обо Мне и, исполненный непоколебимой веры, поклоняется и служит Мне с любовью и преданностью, связан со Мной самыми тесными узами и достиг высшей ступени совершенства. Таково Моё мнение.
7.4  Кришна говорит: Земля, вода, огонь, воздух, эфир, ум, разум и ложное эго — эти восемь элементов составляют Мою отделённую материальную энергию.
7.5  Кришна говорит: Помимо этой, низшей, энергии, о сильнорукий Арджуна, существует также Моя высшая энергия, состоящая из живых существ, которые ведут борьбу с силами материальной природы и поддерживают вселенную.
7.7  Кришна говорит: О завоеватель богатств [Арджуна], нет истины превыше Меня. Всё сущее покоится на Мне, подобно жемчужинам, нанизанным на нить.
7.12  Кришна говорит Арджуне: Знай же, что все состояния бытия, будь то в благости, страсти или невежестве, созданы Моей энергией. Я есть всё, и в то же время Я стою в стороне от всего. Я не подвластен гунам природы — это они подвластны Мне.
7.13  Кришна говорит: Ввергнутый в иллюзию тремя гунами природы [благостью, страстью и невежеством], весь мир не знает Меня, стоящего над гунами и неисчерпаемого.
7.14  Кришна говорит: Трудно преодолеть влияние Моей божественной энергии, состоящей из трёх гун материальной природы. Но те, кто предался Мне, с лёгкостью выходят из-под её власти.
7.16  Кришна говорит: О лучший из Бхарат [Арджуна], четыре типа праведников встают на путь преданного служения Мне: страждущие, ищущие богатства, любознательные и те, кто стремится постичь Абсолютную Истину.
7.19  Кришна говорит: Пройдя через множество рождений и смертей, тот, кто действительно обладает знанием, предаётся Мне, понимая, что Я — причина всех причин и всё сущее. Такая великая душа встречается очень редко.
7.25  Кришна говорит: Я никогда не являю Себя глупцам и невеждам. От них Меня скрывает Моя вечная созидательная энергия (йога-майя), и потому введённый в заблуждение мир не знает Меня, нерождённого и непогрешимого.
7.26  Кришна говорит: О Арджуна, как Верховная Личность Бога, Я знаю всё, что происходило в прошлом, происходит сейчас и произойдёт в будущем. Я также знаю все живые существа, Меня же не знает никто.
7.28  Кришна говорит: Кто совершал благочестивые поступки в этой и в прошлых жизнях и полностью отрёкся от греха, тот выходит из-под власти иллюзорной двойственности и с решимостью посвящает себя служению Мне.
8.5  Кришна говорит: Тот, кто во время смерти оставляет тело, помня только Меня, сразу достигает Моей природы, в этом нет сомнения.
8.6  О каком состоянии бытия человек помнит, оставляя тело, того состояния он и достигнет непременно.
8.15  Кришна говорит: Придя ко Мне, великие души, йоги-преданные, никогда больше не возвращаются в этот бренный, полный страданий мир, ибо они обрели высшее совершенство.
8.16  Кришна говорит Арджуне: Все планеты материального мира, от высшей и до низшей, — это места страданий, где каждый вынужден снова и снова рождаться и умирать. Но тот, кто достиг Моей обители, о сын Кунти, уже никогда не родится здесь.
8.20  Но существует иная, вечная природа — она лежит за пределами материального мира, который то проявляется, то исчезает. Эта высшая природа неуничтожима. Когда всё в материальном мире разрушается, она остаётся нетронутой.
8.21  Кришна говорит: То, что называют непроявленным и нетленным, высшей целью, то место, достигнув которого живое существо [душа] никогда не возвращается в материальный мир, — это Моя высшая обитель.
8.22  Достичь Верховной Личности Бога, равных которому нет, можно с помощью чистой преданности. Он всегда остаётся в Своей обители, и тем не менее пребывает всюду и всё пребывает в Нём.
9.1  Верховный Господь сказал: Дорогой Арджуна, поскольку ты никогда не завидуешь Мне, Я открою тебе самое сокровенное знание и мудрость, обладая которыми ты сможешь освободиться от всех материальных страданий.
9.13  Кришна говорит: О сын Притхи, те же, кто свободны от заблуждений, великие души, находятся под покровительством божественной природы. Они служат Мне с любовью и преданностью, ибо знают, что Я — Верховная Личность Бога, изначальная и неистощимая.
9.25  Кришна говорит: Те, кто поклоняется полубогам, родятся среди полубогов; те, кто поклоняется предкам, отправятся к предкам; те, кто поклоняется привидениям и духам, родятся среди этих существ; а те, кто поклоняется Мне, будут жить со Мной.
10.8  Кришна говорит: Я — источник всех духовных и материальных миров. Всё исходит из Меня. Мудрецы, постигшие эту истину, служат и поклоняются Мне всем сердцем.
10.19  Верховный Господь сказал: Хорошо, Я расскажу тебе о Своих достояниях и богатствах, но только о самых главных из них, ибо Моё величие, о Арджуна, поистине беспредельно.
10.40  Кришна говорит Арджуне: О могучий воин, о покоритель врагов, Мои божественные проявления поистине беспредельны. То, о чём Я тебе рассказал, — лишь малая доля Моего безграничного великолепия.
12.5  Тем, чей ум сосредоточен на непроявленном, безличном аспекте Всевышнего, духовное продвижение даётся очень нелегко. Воплощённым живым существам всегда трудно достичь успеха, следуя этим путём.
12.13-14  Кришна говорит: Тот, кто никому не завидует и дружелюбно относится ко всем живым существам, кто избавился от чувства собственничества и от ложного эго, кто остаётся невозмутимым в радости и в горе, кто всегда удовлетворён и с готовностью прощает других, кто, обуздав чувства и сосредоточив на Мне свой ум и разум, с решимостью отдаёт себя преданному служению, — такой человек очень дорог Мне.
12.15  Кришна говорит: Тот, кто никому не причиняет беспокойств и сам всегда остаётся спокойным, кто невозмутим и в радости, и в горе, кто не ведает страха и тревог, — очень дорог Мне.
12.18-19  Кришна говорит: Тот, кто не делит людей на друзей и врагов, кто одинаково встречает почёт и бесчестье, холод и жару, счастье и страдания, похвалу и поношение, кто никогда не соприкасается с тем, что оскверняет, всегда хранит молчание и всем доволен, кому всё равно, где жить, кто утвердился в знании и преданно служит Мне, — такой человек очень дорог Мне.
13.6-7  Пять грубых материальных стихий, ложное эго, разум, непроявленное, десять органов чувств и ум, пять объектов чувств, а также желание, ненависть, счастье и горе, совокупность всех материальных элементов, признаки жизни и решимость — всё это, вместе взятое, составляет поле деятельности и происходящие в нём изменения.
13.28  Тот, кто видит, что во всех телах индивидуальную душу сопровождает Сверхдуша, и понимает, что ни душа, ни Сверхдуша не погибают, хотя и находятся в обречённом на гибель теле, видит вещи такими, как они есть.
14.5  Материальная природа состоит из трёх гун благости, страсти и невежества. Когда вечное живое существо входит в соприкосновение с материальной природой, эти гуны обусловливают его.
15.6  Кришна говорит: Эта Моя высшая обитель не освещена ни солнцем, ни луной, ни огнём, ни электрическим светом. Тот, кто однажды достиг её, больше не возвращается в материальный мир.
15.7  Кришна говорит: Живые существа в этом обусловленном мире — Мои вечные неотъемлемые частицы. Оказавшись в обусловленном состоянии, они вынуждены вести суровую борьбу с шестью чувствами, к числу которых также относится ум.
15.8  В материальном мире живое существо переносит свои представления о жизни из тела в тело, подобно тому как воздух переносит запахи. Получив одно материальное тело, оно затем оставляет его, чтобы получить другое.
15.9  Войдя в новое грубое тело, живое существо получает новые уши, глаза, язык, нос и кожу (орган осязания). Все эти чувства (соответствующие этим органам) расположены вокруг ума, и с их помощью живое существо наслаждается доступными им объектами чувств.
18.38  Счастье, которое человек испытывает от соприкосновения чувств с их объектами, которое в начале кажется нектаром, а в конце становится подобным яду, именуют счастьем в гуне страсти.
18.61  Кришна говорит: Верховный Господь, о Арджуна, пребывает в сердце каждого и направляет скитания всех живых существ, которые словно находятся в машине, сделанной из материальной энергии.
18.63  Кришна говорит Арджуне: Итак, Я открыл тебе знание сокровеннее сокровенного. Обдумай всё как следует, а затем поступай как знаешь.
Шримад-Бхагаватам
1.1.13  Мудрецы сказали: О Сута Госвами, мы жаждем узнать о личности Бога и Его воплощениях. Разъясни нам поучения предыдущих учителей (ачарьев), ибо и излагая, и слушая эти поучения человек возвышается.
1.2.10  Желания человека не должны быть направлены на удовлетворение чувств. Следует желать лишь здоровой жизни, то есть самосохранения, ибо назначение человека — задавать вопросы об Абсолютной Истине. Ничто иное не должно быть целью его деятельности.
1.2.11  Сведущие трансценденталисты, познавшие Абсолютную Истину, называют эту недвойственную субстанцию Брахманом, Параматмой или Бхагаваном.
1.3.23  В девятнадцатом и двадцатом воплощениях Господь явился в семье Вришни [династии Яду] как Господь Баларама и Господь Кришна. Своим приходом Он избавил мир от бремени.
1.3.24  Затем, в начале Кали-юги, чтобы обмануть тех, кто враждебно относится к последователям религии, Господь явится в провинции Гая как Господь Будда, сын Анджаны.
1.3.28  Все перечисленные воплощения представляют собой либо полные части, либо части полных частей Господа, однако Господь Шри Кришна — изначальная Личность Бога. Они нисходят на разные планеты, когда там по вине атеистов возникают беспорядки. Господь нисходит, чтобы защитить верующих.
1.13.47  Лишённые рук — добыча имеющих руки, лишённые ног — добыча четвероногих. Слабые служат пищей для сильного. Общий закон гласит: одно живое существо является пищей для другого.
2.1.6  Высшее совершенство человеческой жизни, которого можно достичь, либо познав природу материи и духа, либо овладев мистическими силами, либо в совершенстве исполняя предписанные обязанности, состоит в том, чтобы в конце жизни помнить о Личности Бога.
2.1.11  Шукадева Госвами говорит Махарадже Парикшиту: О царь, постоянное повторение святого имени Господа по примеру великих авторитетов избавляет от страха и сомнений и приводит к успеху любого — и того, у кого нет никаких материальных желаний, и того, кто жаждет материальных наслаждений, и даже того, кто, обладая трансцендентным знанием, черпает удовлетворение в самом себе.
2.3.10  Истинно разумные люди, свободны ли они от материальных желаний (преданные), мечтают ли о всевозможных материальных благах (карми) или жаждут освобождения (гьяни), должны с полной решимостью поклоняться высшему целому — Личности Бога.
2.3.19  Люди, подобные собакам, свиньям, верблюдам и ослам, превозносят тех, кто никогда не слушает повествования о трансцендентных играх Господа Шри Кришны, несущего избавление от всех бед.
2.4.9  Верховный Господь всегда един — и когда Он Сам управляет гунами материальной природы, и когда распространяет Себя во множество форм, и когда последовательно распространяет Себя, чтобы манипулировать гунами природы.
2.4.17  Шукадева Госвами говорит: Снова и снова я в глубоком почтении склоняюсь перед всеблагим Господом Шри Кришной, ибо даже великие мудрецы, люди, славящиеся своей щедростью, знаменитости, великие философы и мистики, великие исполнители ведических гимнов и ревностные поборники ведических принципов не могут добиться успеха в своей деятельности, не используя свои выдающиеся качества в служении Господу.
2.5.16  Все виды медитации и мистицизма суть средства постижения Нараяны. Цель всех аскез — достичь Его. Трансцендентные знания приобретают только для того, чтобы на мгновение увидеть образ Нараяны, и, наконец, обрести освобождение — значит вступить в царство Нараяны.
2.6.17  Распространяя свои лучи, Солнце освещает всё в этом мире изнутри и снаружи. Подобно этому, Верховная Личность Бога, принимая вселенскую форму, изнутри и снаружи поддерживает всё творение.
2.9.36  Тот, кто ищет Высшую Абсолютную Истину, Личность Бога, должен во что бы то ни стало продолжать свой поиск вплоть до достижения своей цели — всегда и везде, при любых обстоятельствах, как прямыми, так и косвенными методами.
3.29.1-2  Девахути сказала: О мой Господь, Ты уже дал научное описание признаков совокупной формы материальной энергии и свойств духа в соответствии с философией санкхьи. А теперь, пожалуйста, расскажи о пути преданного служения, который является венцом всех философских систем.
3.32.26  Господь, Верховная Личность Бога, есть не что иное, как абсолютное трансцендентное знание, но в зависимости от метода познания Он может проявляться по-разному: как безличный Брахман, как Параматма, как Верховная Личность Бога или как пуруша-аватара.
3.32.32  Кульминацией философских поисков истины является постижение Верховной Личности Бога. Когда, постигнув Господа, человек выходит из-под влияния гун материальной природы, он достигает уровня преданного служения. Занимается ли человек преданным служением или идёт философским путём познания истины, он должен достичь одной и той же цели — Верховной Личности Бога.
3.32.33  Один и тот же объект разные чувства воспринимают по-разному, поскольку он обладает разнообразными качествами. Подобно этому, Верховный Господь един, но разные люди, следующие различным предписаниям шастр [священных писаний], воспринимают Его по-разному.
3.32.34-36  Занимаясь регламентированной кармической деятельностью, совершая жертвоприношения, раздавая милостыню, совершая аскезы и изучая различные писания, проводя философские изыскания, обуздывая ум и чувства, ведя отречённый образ жизни и исполняя предписанные обязанности, занимаясь различными формами йогической практики и бхакти-йогой, идя путём преданного служения, который приводит к развитию привязанности и отрешённости, постигнув науку самоосознания и отрёкшись от всего материального, человек, который в совершенстве овладел различными методами самоосознания, постигает Верховного Господа таким, каким Он являет Себя в материальном мире и в духовной обители.
3.33.7  Слава и хвала тем, чей язык повторяет Твоё святое имя! Их следует почитать, даже если они появились на свет в семьях собакоедов. Люди, повторяющие Твоё святое имя, несомненно, уже совершили все аскезы и огненные жертвоприношения и обрели все добродетели ариев. Чтобы получить возможность повторять Твоё святое имя, они должны были совершать омовения в святых местах паломничества, изучать Веды и выполнять все предписания шастр.
4.29.2  Великий мудрец Нарада Муни продолжал: Знай же, что Пуранджана, живое существо, переселяется из одного тела в другое, и форма его следующего тела определяется его собственными поступками. Он может оказаться в теле с одной, двумя, тремя, четырьмя ногами, множеством ног или вообще без оных. Живое существо, которое якобы наслаждается, переселяясь из одного тела в другое, называют Пуранджаной.
4.29.3  Нарада Муни говорит: Тот, кого я назвал неизвестным, — Верховная Личность Бога, повелитель и вечный друг живого существа. Материальные имена, действия или качества не помогают постичь Верховную Личность Бога, поэтому для обусловленной души Господь навеки остаётся неизвестным.
4.29.5  Великий мудрец Нарада продолжал: Употреблённое в этой связи слово прамада относится к материальному разуму, то есть к невежеству. Смысл этого в следующем. Руководствуясь таким разумом, живое существо отождествляет себя с материальным телом. Под влиянием материального сознания «я» и «моё», оно начинает наслаждаться и страдать с помощью материальных органов чувств. Так живое существо запутывается в сетях материального существования.
4.29.18-20  Нарада Муни продолжал: Говоря о колеснице, я имел в виду тело. Органы чувств — это лошади, везущие колесницу. Год за годом бегут эти лошади, не встречая на своём пути никаких преград, но, по сути дела, колесница стоит на одном месте. Благочестивая и неблагочестивая деятельность — это два колеса, а три гуны материальной природы — флаги на колеснице. Пять потоков жизненного воздуха удерживают живое существо в рабстве, а ум выполняет функцию вожжей. Разум — это колесничий, сердце — сиденье, а различные проявления двойственности, такие, как удовольствие и боль, — это оглобли. Семь составных частей тела — покрытия колесницы, а органы действия — пять внешних проявлений движения колесницы. Одиннадцать органов чувств — это воины. Поглощённое удовлетворением собственных чувств, живое существо восседает на колеснице и жизнь за жизнью пытается осуществить свои несбыточные мечты в погоне за чувственными удовольствиями.
4.29.26-27  От природы живое существо наделено некоторой независимостью, позволяющей ему самому определять своё плохое или хорошее будущее, но, забыв своего верховного учителя, Личность Бога, оно отдаёт себя во власть гун материальной природы. Под влиянием этих гун оно начинает отождествлять себя с телом и, желая удовлетворить телесные потребности, привязывается к разнообразной деятельности. Иногда живое существо находится под влиянием гуны невежества, иногда — страсти, а иногда — благости. Так живое существо получает тела различных типов, подверженные влиянию разных гун материальной природы.
4.29.28  Люди в гуне благости занимаются благочестивой деятельностью, то есть действуют в соответствии с указаниями Вед. Благодаря этому они достигают высших планет, где обитают полубоги. Tе, кто находится под влиянием гуны страсти, занимаются разного рода созидательной деятельностью на планетах, населённых людьми. А те, на кого влияет гуна тьмы, испытывают всевозможные страдания и обитают в животном царстве.
4.29.29  Живое существо, находящееся в материальном мире и покрытое гуной невежества, становится то мужчиной, то женщиной, то гермафродитом; то человеком, то полубогом; то птицей, то зверем и так без конца. Так оно странствует в материальном мире и в зависимости от своих поступков, совершённых под влиянием гун материальной природы, получает тела разных типов.
4.29.30-31  Живое существо подобно голодному псу, который, в надежде на то, что его накормят, бродит от дома к дому. В одном доме волей судьбы его бьют и гонят прочь, а в другом — дают немного еды. Так и живое существо, одолеваемое бесчисленными желаниями, скитается в материальном мире, по воле судьбы рождаясь в различных формах жизни. Иногда оно оказывается на вершине жизни, а иногда — на дне, рождаясь то на райских планетах, то в аду, то на средних планетах и так без конца.
4.29.32  Живые существа пытаются противостоять многочисленным страданиям, причиной которых являются высшие силы, другие живые существа или же их собственное тело и ум. Но, несмотря на все их попытки преодолеть законы природы, обусловленные этими законами, они вынуждены оставаться в их власти.
4.29.36-37  Истинная цель каждого живого существа заключается в том, чтобы избавиться от невежества, которое не позволяет ему разорвать заколдованный круг рождений и смертей. Сделать это можно, только если мы предадимся Верховному Господу, приняв покровительство Его представителя. Если человек не занят преданным служением Верховной Личности Бога, Васудеве, он не сможет полностью отречься от материального мира и обрести истинное знание.
4.29.45  Сколько бы человек ни изучал Веды, в которых заключено беспредельное знание, и ни поклонялся различным полубогам, символически представленным ведическими мантрами, такое поклонение не поможет ему постичь всемогущую Верховную Личность Бога.
4.29.46  Целиком посвятив себя преданному служению, человек обретает благосклонность Господа, который проливает на него Свою беспричинную милость. Благодаря этому пробудившийся ото сна преданный прекращает заниматься материальной деятельностью и перестаёт совершать ведические обряды и ритуалы.
4.29.48  Неразумные люди думают, что нет ничего важнее ведических обрядов и ритуалов. Они не знают, что предназначение Вед — помочь живому существу найти свой родной дом, где живёт Верховная Личность Бога. Находясь во власти иллюзии, такие люди не стремятся вернуться в свой настоящий дом, а ищут приюта в других домах.
4.29.51  Тот, кто занят преданным служением, ничего не боится в материальном мире, ибо Верховная Личность Бога является Сверхдушой и другом каждого живого существа. Человек, которому известна эта тайна, обладает истинным знанием и имеет право стать духовным учителем всего мира. Истинный духовный учитель, представитель Кришны, неотличен от Самого Кришны.
4.29.58  В следующей жизни живое существо наслаждается плодами тех поступков, которые оно совершило в этой жизни.
4.29.59  Те, кто постиг мудрость Вед, говорят, что все наши радости и невзгоды являются результатом наших поступков, совершённых в прошлом. Но мы видим, что того тела, которое действовало в прошлой жизни, больше не существует. Как же мы можем наслаждаться или страдать из-за последствий того, что мы делали, находясь в другом теле?
4.29.60  Великий мудрец Нарада продолжал: В этой жизни живое существо действует в грубом теле. К деятельности его побуждает тонкое тело, состоящее из ума, разума и эго. Когда грубое тело умирает, тонкое тело продолжает существовать, наслаждаясь и страдая. Таким образом, со смертью грубого тела ничего не меняется.
4.29.64  Порой мы вдруг видим или слышим то, чего в своём нынешнем теле никогда не видели и не слышали. Иногда это случается с нами во сне.
4.29.65  Нарада Муни говорит царю Прачинабархишату: Итак, дорогой царь, всевозможные мысли и образы, которые возникают в уме живого существа, покрытого оболочкой тонкого тела, тянутся за ним из предыдущей жизни. Не сомневайся в истинности моих слов. В нашем уме не может возникнуть того, с чем мы не сталкивались в прошлых жизнях.
4.29.66  Нарада Муни говорит царю Прачинабархишату: О царь, пусть тебе во всём сопутствует удача! Ум — причина того, что живое существо получает тело определённого типа, соответствующее характеру его взаимодействия с материальной природой. По состоянию ума живого существа можно судить о том, кем оно было в прошлой жизни и какое тело получит в будущем. Таким образом, ум содержит информацию о прошлой и будущей жизни живого существа.
4.29.67  Порой во сне мы видим то, с чем ни разу не сталкивались в этой жизни и о чём никогда не слышали, но на самом деле всё это происходило с нами, только в другое время, в другом месте и при других обстоятельствах.
4.29.76-77  Переползая с одного листа на другой, гусеница, прежде чем оторваться от того листа, на котором сидит, должна уцепиться за следующий. Подобно этому, прежде чем оставить своё нынешнее тело, живое существо должно обрести следующее, тип которого определяется его деятельностью в этой жизни. Причина этого в том, что ум является хранилищем всех материальных желаний.
5.5.4  Господь Ришабхадева говорит: Человек, который видит смысл жизни в чувственных наслаждениях, со временем лишается рассудка. Словно одержимый, он бросается в водоворот материальной жизни и совершает всевозможные грехи. Он не знает, что получил своё тело в наказание за прошлые прегрешения и что именно это тело, хотя оно и невечно, является причиной всех его страданий. На самом деле душе лучше было бы не воплощаться в материальном теле, но она всё же получила его, чтобы испытывать в нём чувственные наслаждения. Поэтому Я считаю, что разумному человеку не подобает предаваться чувственным наслаждениям, ибо, стремясь к ним, он обрекает себя на бесконечные рождения в материальных телах.
5.5.5  До тех пор пока человек не начнёт интересоваться духовными ценностями, он будет терпеть поражения на жизненном пути и испытывать страдания, порождённые невежеством. Любые корыстные действия (карма), как греховные, так и благочестивые, влекут за собой последствия. Ум того, кто совершает такие действия, называется карматмака, что значит «ум, осквернённый кармической деятельностью». Осквернённый ум затуманивает сознание живого существа, поэтому все, кто поглощён кармической деятельностью, обречены оставаться в темнице материального тела.
5.5.7  Каким бы образованным и мудрым человек ни был, если он не понимает, что в погоне за чувственными наслаждениями впустую растрачивает своё драгоценное время, значит, он просто безумец. Забыв о своём подлинном благе, он пытается найти счастье в материальном мире. Всё его внимание приковано к дому и семейной жизни, которая зиждется на половых отношениях и приносит ему неисчислимые страдания. Такой человек мало чем отличается от неразумного животного.
5.5.24  Господь Ришабхадева говорит: Веды представляют собой Моё вечное, трансцендентное воплощение в звуке, поэтому их называют шабда-брахмой. Из всех обитателей этого мира только брахманы глубоко изучают Веды, и, поскольку они усваивают самую суть ведического знания, их следует считать олицетворением Вед. Брахманы пребывают в высшей гуне природы (саттва-гуне). Потому им присущи такие качества, как владение своим умом (шама) и владение чувствами (дама). Будучи правдивыми (сатья), они объясняют истинный смысл Вед и из сострадания (ануграха) проповедуют ведическое учение всем обусловленным душам. Они предаются аскезе (тапасья), воспитывают у себя терпение (титикша) и постигают истинную природу индивидуальной души и Верховного Господа (анубхава). Таковы восемь добродетелей брахмана. Вот почему Я провозглашаю, что нет ни одного живого существа, которое превосходило бы брахманов.
5.11.15  Джада Бхарата говорит: О царь Рахугана, до тех пор пока обусловленная душа не прекратит переселяться из одного материального тела в другое, пока она не стряхнёт с себя скверну материальных наслаждений, не одолеет своих шестерых врагов и не пробудит в себе знание о своей истинной, духовной природе, — до тех пор она будет скитаться по материальному миру и рождаться в самых разных формах жизни.
5.11.17  Джада Бхарата говорит Махарадже Рахугане: Необузданный ум — злейший враг живого существа. Если дать уму волю, если не следить за ним, он будет становиться всё более могущественным и в конце концов полностью подчинит себе живое существо. При всей своей эфемерности он обладает огромной силой и способен полностью скрыть истинную природу души. О царь, срази же этого врага оружием служения лотосным стопам духовного учителя и Верховной Личности Бога. Служи им очень усердно, не жалея сил.
5.18.12  В теле человека, который развил беспримесную преданность Верховной Личности Бога, Васудеве, воплощаются все полубоги вместе с их возвышенными качествами, такими, как религиозность, знание и самоотречение. И наоборот, тот, кто стоит в стороне от преданного служения и занимается мирскими делами, не имеет вообще никаких хороших качеств. Даже если он достиг успеха в мистической йоге или, честно трудясь, содержит свою семью и всех родственников, он вынужден идти на поводу у собственного ума и потому служит внешней энергии Господа. Откуда же у такого человека возьмутся добродетели?
7.2.37  Шри Ямараджа сказал: До чего же это странно! Они старше меня и прекрасно знают, что в мире непрерывно рождаются и умирают тысячи живых существ. Судя по всему, эти люди должны были бы понимать, что им самим тоже предстоит умереть, но они, околдованные иллюзией, похоже, совершенно этого не понимают. Обусловленная душа приходит неведомо откуда и после смерти уходит неведомо куда. Это закон материальной природы, и исключений из него не бывает. Зачем же тогда они скорбят о смерти своего мужа?
7.7.23  Каждая обусловленная душа получает материальные тела двух видов: грубое тело, состоящее из пяти грубых элементов, и тонкое, состоящее из трёх тонких элементов. Душа находится внутри этих тел. Чтобы обнаружить душу, нужно исследовать всё, что её окружает, говоря: «Это не душа, это не душа». Так человеку надлежит учиться различать материю и дух.
7.11.35  Нарада Муни говорит: Общественное положение человека, проявляющего описанные мною признаки брахмана, кшатрия, вайшьи или шудры, следует определять именно по этим признакам, даже если он родился в другом сословии.
7.13.29  Подобно тому как глупый олень, не видя воду в заросшем травой колодце, ищет её в другом месте, живое существо, покрытое материальным телом, не видит счастья внутри себя и ищет его в материальном мире.
7.13.33  Те, кого в материальном мире считают богатыми и могущественными людьми, всегда охвачены тревогой, ибо им не дают покоя государственные законы, воры и грабители, враги, родственники, животные, птицы, просители, неумолимое время и даже они сами. И потому их неотступно преследует страх.
7.13.34  Те из людей, кто обладает разумом, должны отказаться от первопричины скорби, иллюзии, страха, гнева, привязанности, нищеты и бесполезного труда. Главная причина всего этого кроется в ненужном стремлении к почёту и богатству.
7.15.47  Веды учат, что есть два вида деятельности — правритти и нивритти. Правритти это деятельность, позволяющая подняться на более высокий уровень материального бытия, а нивритти подразумевает угасание материальных желаний. Идя путём правритти человек остаётся в материальном рабстве и продолжает страдать, но идя по пути нивритти он очищается и обретает способность наслаждаться вечной, полной блаженства жизнью.
8.19.21  (Господь Ваманадева говорит Махарадже Бали) Верховный Господь сказал: О царь, всё, что существует во всех трех мирах, не удовлетворит того, кто не обуздал свои чувства.
8.24.5  Шри Шукадева Госвами сказал: О царь, чтобы защитить коров, брахманов, полубогов, преданных, ведические писания, устои религии, а также принципы достижения цели жизни, Верховная Личность Бога воплощается в разных обликах.
9.15.40  Обязанность брахмана воспитывать в себе всепрощение, добродетель, сияющую, подобно солнцу. Хари, Верховная Личность Бога, доволен теми, кто прощает других.
11.5.41  Тот, кто укрылся под сенью лотосных стоп Мукунды, дарующего освобождение, кто оставил все мирские обязанности и с непоколебимой решимостью следует по пути преданного служения, освобождается от всех долгов перед полубогами, мудрецами, обыкновенными живыми существами, членами своей семьи, всем человечеством и предками.
11.10.8  Как огонь, который воспламеняет дрова и наделяет их способностью освещать всё вокруг, отличен от самих дров, так и самопросветлённая вечная душа, которая созерцает окружающий мир и озаряет тело сознанием, отлична от своего тела. Иначе говоря, душа и тело обладают разными свойствами и представляют собой отдельные категории бытия.
11.11.4  Кришна говорит: О великий разумом Уддхава, живое существо, называемое дживой, Моя частица. Из-за невежества джива с незапамятных времён страдает, находясь в материальном рабстве, однако благодаря знанию она может обрести освобождение.
11.19.17  Существует четыре вида доказательств: ведические писания, непосредственное восприятие, исторические свидетельства и логические умозаключения. С их помощью человек может понять, что в материальном мире всё временно и непрочно, и отрешиться от двойственности этого мира.
12.3.51  Шукадева Госвами говорит Махарадже Парикшиту: О царь, хотя Кали-юга полна всевозможных пороков, у неё всё же есть одно преимущество: в этот век просто повторяя маха-мантру Харе Кришна обусловленная душа может избавиться от оков материального бытия и вознестись в духовное царство.
12.5.8  Самосветящаяся душа, пребывающая внутри тела, отлична от видимого грубого и невидимого тонкого тел. Она всегда остаётся неизменной основой для бесконечно меняющихся тел, подобно тому как эфир всегда остаётся неизменной основой всех преобразований материи. Таким образом, душа бессмертна и не сравнима ни с чем материальным.
Чайтанья-чаритамрита, Ади-лила
1.3  Безличный Брахман, о котором повествуют Упанишады, — не что иное, как сияние Его тела, а Сверхдуша в сердце каждого — Его полная экспансия. Господь Чайтанья — это Сам Бог, Верховная Личность, исполненная шести совершенств. Он — Абсолютная Истина, и нет истины превыше Его или равной Ему.
1.5  Любовные отношения Шри Радхи и Кришны абсолютно духовны и представляют собой проявление внутренней энергии Господа — энергии наслаждения. Хотя Радха и Кришна по Своей сути одно целое, Они навечно предстали в двух образах. Теперь эти божественные личности воссоединились в образе Шри Кришны Чайтаньи. Я склоняюсь перед Ним, ибо Он — Сам Кришна, который проникся настроением Шримати Радхарани и обрёл цвет Её тела.
1.8  Кришнадас Кавираджа Госвами говорит: Я припадаю к лотосным стопам Шри Нитьянанды Рамы, который является Санкаршаной в чатур-вьюхе [состоящей из Васудевы, Санкаршаны, Прадьюмны и Анируддхи]. Он в полной мере обладает всеми совершенствами и пребывает на Вайкунтхе, далеко за пределами материального мира.
1.45  Все богооткровенные писания утверждают, что духовный учитель неотличен от Господа Кришны. В облике духовного учителя Кришна дарует освобождение Своим преданным.
4.171  Поэтому между вожделением и любовью есть огромная разница. Вожделение подобно непроглядной тьме, а любовь — яркому солнцу.
7.120  Учение майявады настолько извращённое, что ставит ничтожно малые живые существа на один уровень с Господом, Верховной Личностью. Своей идеей монизма это учение скрывает верховенство и величие Абсолютной Истины.
7.128  Ведический звук омкара, главное слово в ведических писаниях, является основой всех ведических звуков. Потому следует признать, что омкара это звуковое воплощение Верховной Личности Бога и вместилище всего проявленного мира.
7.138  Брахман, величайший из великих, — это Верховная Личность Бога. Он исполнен шести совершенств и потому является прибежищем высшей истины и абсолютного знания.
7.139  В Своём изначальном образе Господь, Верховная Личность, полон божественных совершенств, не затронутых скверной материального мира. Следует понять, что все ведические писания провозглашают Верховную Личность Бога высшей целью бытия.
Чайтанья-чаритамрита, Мадхья-лила
6.174  Трансцендентная вибрация омкара это воплощение Верховной Личности Бога в звуке. Всё ведическое знание и космическое мироздание возникает из этого звукового образа Верховного Господа.
8.128  Кем бы ни был человек — брахманом, санньяси или шудрой, если он знает науку о Кришне, то может стать духовным учителем.
10.13  Вайшнав совершает паломничество по святым местам ради их очищения и ради спасения падших обусловленных душ. Это одна из обязанностей вайшнава. На самом деле Шри Чайтанья Махапрабху не относится к числу обычных живых существ. Он — Сам Бог, Верховная Личность. Поэтому Чайтанья Махапрабху обладает абсолютной властью над всем сущим. Но поскольку Он играет роль преданного, то и ведёт Себя соответствующим образом.
10.15  Сарвабхаума Бхаттачарья ответил: «Шри Чайтанья Махапрабху — Бог, Верховная Личность, и не зависит ни от кого. Он не кто иной, как Сам Господь Кришна, и потому волен поступать как пожелает».
10.17  Царь [Пратапарудра] сказал: «Бхаттачарья, ты самый просвещённый и умудрённый опытом человек из всех, кого я знаю. Поэтому, когда ты называешь Шри Чайтанью Махапрабху Господом Кришной, я принимаю это как истину».
12.29  Дамодара Пандит говорит Чайтанье Махапрабху: «Хотя, как Верховная Личность Бога, Ты полностью независим, Ты всё же подчиняешься любви и привязанности Своих преданных. Такова Твоя природа».
20.122  Обусловленная душа не может возродить в себе сознание Кришны собственными усилиями. Поэтому Кришна по Своей беспричинной милости дал людям Веды и дополняющие их Пураны.
20.123  Забывчивую обусловленную душу Кришна учит посредством ведических писаний, осознавшего себя духовного учителя и Сверхдуши. Благодаря этому она может понять природу Верховной Личности Бога и осознать, что Господь Кришна — её вечный господин, освобождающий её из плена майи. Так можно обрести истинное знание о своём обусловленном состоянии и о том, как достичь освобождения.
20.142  Цель любви к Богу не в том, чтобы разбогатеть или освободиться из плена материи. Истинная цель состоит в том, чтобы преданно служить Господу и наслаждаться трансцендентным блаженством.
20.157  Есть три духовных способа постижения Абсолютной Истины — это философские поиски, мистическая йога и бхакти-йога. Тем, кто применяет эти способы, Абсолютная Истина открывается, соответственно, как Брахман, Параматма или Бхагаван.
22.107  Чистая любовь к Богу вечно обитает в сердцах живых существ. Она не относится к категории вещей, получаемых извне. Когда сердце очищено слушанием и воспеванием, эта любовь пробуждается сама собой.
Чайтанья-чаритамрита, Антья-лила
8.81  Даже если у кого-то есть сотни достоинств, хулитель их не заметит. Напротив, он умудряется отыскать недостатки даже в достоинствах.
Шри Ишопанишад
I.  Личность Бога совершенна и полна, и так как Он полностью совершенен, всё, что исходит из Него, в частности этот проявленный мир, наделено всем необходимым, поскольку само является полным целым. Всё, что исходит из Полного Целого, также обладает полнотой. И, как Полное Целое, Он пребывает в совершенном равновесии, несмотря на то что из Него исходит такое множество законченных частей.
1  Всё живое и неживое во вселенной находится во власти Господа и принадлежит Ему. Поэтому каждый должен брать только то, что ему необходимо, что выделено ему как его доля, и не посягать на остальное, хорошо понимая, кому всё принадлежит.
2  Человек может желать прожить сотни лет, если всегда поступает в соответствии с этой истиной, ибо такая деятельность не связывает его законом кармы. Иного пути для человека нет.
3  Убийце души, кем бы он ни был, уготованы планеты, известные как миры безверия, погружённые в темноту и невежество.
4  Оставаясь в Своей обители, Личность Бога передвигается быстрее мысли и может обогнать всех бегущих. Могущественные полубоги не могут приблизиться к Нему. Оставаясь на одном месте, Он в то же время властен над теми, кто посылает ветра и дожди. В Своём совершенстве Он не знает Себе равных.
5  Верховный Господь и ходит, и не ходит. Он далеко, и в то же время очень близко. Он пребывает внутри всего, и всё же Он вне всего.
6  Тот, кто видит всё связанным с Верховным Господом, кто смотрит на все существа как на Его неотъемлемые частицы и ощущает присутствие Верховного Господа во всём сущем, никогда не питает ненависти к кому-либо или чему-либо.
7  Тот, кто всегда смотрит на живые существа как на духовные искры, качественно равные Господу, понимает истинную природу вещей. Что может ввести в заблуждение или потревожить такого человека?
8  Такой осознавший себя человек должен на самом деле знать величайшего из всех, Личность Бога — всемогущего, всеведущего, не воплощённого в теле, безупречного, не имеющего вен, чистого и неосквернённого, самодостаточного философа — того, кто с незапамятных времён исполняет желание каждого.
9  Те, кто совершенствуется в невежественной деятельности, попадут в темнейшие области невежества. Но ещё хуже те, кто совершенствует так называемое знание.
10  Мудрецы объяснили, что процесс совершенствования знания приводит к иному результату, чем развитие невежества.
11  Вырваться из круговорота рождений и смертей и в полной мере насладиться даром бессмертия может только тот, кто способен одновременно понять процесс погружения в невежество и процесс совершенствования трансцендентного знания.
12  Те, кто поклоняется полубогам, попадут в темнейшие области невежества, но ещё в большей степени это относится к тем, кто поклоняется безличному Абсолюту.
13  Говорится, что поклонение высшей причине всех причин приносит иной результат, чем поклонение тому, что не является высшим. Всё это услышано от невозмутимых авторитетов, которые доступно объяснили это.
14  Человеку следует в совершенстве знать Личность Бога и Его трансцендентное имя, форму, качества и деятельность, а также временное материальное творение с его временными полубогами, людьми и животными. Тот, кто познал это, побеждает смерть и поднимается над эфемерным космическим проявлением, чтобы в вечном царстве Бога наслаждаться вечной жизнью, исполненной блаженства и знания.
15  О мой Господь, поддерживающий всё живое! Твой истинный лик скрыт Твоим ослепительным сиянием. Пожалуйста, удали этот покров и яви Себя Твоему чистому преданному.
16  О мой Господь, о изначальный философ, хранитель вселенной, о регулирующий принцип, конечная цель чистых преданных, доброжелатель прародителей человечества! Пожалуйста, удали сияние Своих ослепительных трансцендентных лучей, чтобы я смог увидеть Твою исполненную блаженства форму. Ты — вечная Верховная Личность Бога, подобная солнцу, как и я.
17  Пусть это бренное тело сгорит дотла, и пусть дыхание жизни сольётся с воздухом. Теперь, о мой Господь, пожалуйста, вспомни все мои жертвы и, так как в конечном счёте всё предназначено для Твоего наслаждения, вспомни, пожалуйста, всё, что я сделал для Тебя.
18  О мой Господь, могущественный, как огонь, о всемогущий, я снова и снова склоняюсь перед Тобой, припадая к Твоим стопам. О мой Господь, пожалуйста, веди меня верным путём, чтобы я мог достичь Тебя, и, так как Ты знаешь всё, что я совершил в прошлом, избавь меня от всех последствий моих грехов, чтобы ничто не мешало моему продвижению вперёд.
Амрита-бинду-упанишада
2  Ум может стать причиной рабства, а может и привести к освобождению. Поглощённый мыслями об объектах чувств, ум превращает человека в раба, а отрешённый от этих объектов, — освобождает его.
Брихад-араньяка-упанишада
  Индивидуальные духовные души (атмы) со всеми их качествами, подобно бесчисленным искрам, вылетающим из огня, исходят от Верховной Души (Параматмы).
3.8.10  Того, кто не пытается разрешить проблемы жизни, как надлежит человеку, и уходит из этого мира, подобно кошкам и собакам, так и не постигнув науку самоосознания, называют скупцом. В противоположность ему, того, кто достаточно разумен и использует человеческое тело для разрешения всех жизненных проблем, называют брахманом.
Катха-упанишада
1.3.3-4  Индивидуальная душа сидит в колеснице материального тела, которой управляет возница-разум. Ум — это вожжи в руках возницы, а чувства — лошади. Под воздействием ума и чувств живое существо то радуется, то страдает. Так утверждают великие мудрецы.
2.2.13  Среди всех вечных существ, обладающих сознанием, есть одно, которое удовлетворяет потребности всех остальных. Разумные души, которые поклоняются Ему в Его обители, обретают вечный мир, тогда как другие не ведают умиротворения.
Мундака-упанишада
1.1.4-5  Существует две категории знания: трансцендентное знание (пара-видья) и материальное знание (апара-видья). Все Веды: «Риг-веда», «Яджур-веда», «Сама-веда» и «Атхарва-веда», наряду с дополняющими их писаниями, которые называются шикша, калпа, вьякарана, нирукта, чханда и джьотиша, относятся к низшей категории, или категории материального знания (апара-видьи). Что же касается пара-видьи, то это знание, с помощью которого можно постичь акшару Брахман, или Абсолютную Истину.
3.1.9  Размером индивидуальная душа не больше атома, и ощутить её присутствие можно с помощью совершенного разума. Эта крошечная душа, которая парит в пяти воздушных потоках (прана, апана, вьяна, самана и удана), находится в сердце и распространяет свою власть на всё тело живого существа. Когда душа очищается от оскверняющего влияния пяти материальных воздушных потоков, она полностью проявляет свою духовную природу.
Шветашватара-упанишада
3.9  Нет такой истины, которая была бы выше Верховной Личности, ибо Господь превыше всего. Он меньше мельчайшего и больше величайшего. Он стоит неподвижно, словно дерево, озаряя духовное небо, и как дерево во все стороны простирает корни, так и Господь пронизывает всё сущее Своей беспредельной энергией.
6.11  Единый Верховный Господь скрывается внутри всего сотворённого. Он пронизывает материю и пребывает в сердцах всех живых существ. Будучи Сверхдушой в сердце каждого, Он наблюдает за всеми их поступками в материальном мире. Таким образом, не обладая Сам материальными качествами, Он один видит всё и Он же наделяет живых существ сознанием.
Веданта-сутра
1.1.1  Настало время задавать вопросы об Абсолютной Истине.
1.1.2  Абсолютная Истина есть первоисточник всего сущего.
Брихан-нарадия-пурана
38.126  Воспевайте Святое Имя, воспевайте Святое Имя, воспевайте Святое Имя. Нет другого пути, нет другого пути, нет другого пути к осознанию Бога в этот век ссор, хаоса и замешательства.
Вишну-пурана
6.5.47  Бесконечное богатство, непобедимая сила, громкая слава, чарующая красота, совершенное знание и истинное отречение — этими шестью качествами обладает Верховная Личность Бога.
Падма-пурана
1Н.НП  Между святым именем Господа и Самим Господом нет разницы. Поэтому в своей полноте, чистоте и вечности Святое Имя так же совершенно, как и Сам Господь. Святое Имя — не материальный звук, и в нём нет никакой материальной скверны.
2Н.НП  Учёный брахман, сведущий во всех областях ведического знания, не имеет права становиться духовным учителем, если не является вайшнавом, то есть не владеет наукой сознания Кришны. Но вайшнав, будь он даже самого низкого происхождения, может стать духовным учителем.
Сканда-пурана
1Н.ШБ  Как две нити, продольная и поперечная, сплетаясь, образуют ткань, так и Господь Вишну пронизывает вдоль и поперёк весь проявленный мир.
2Н.ШБ  Подобно тому как мелкие чиновники не видят главного управляющего, которому они подчиняются, обусловленные души не видят своего высшего друга, который находится в их же теле. Мы низко кланяемся Тебе, о Всевышний, невидимый для наших материальных глаз.
Брахма-самхита
5.1  Кришна, которого называют Говиндой, — это Верховная Личность Бога, обладающая вечным, духовным, исполненным блаженства телом. Он источник всего сущего, тогда как у Него Самого нет источника, ибо Он — причина всех причин.
Махабхарата, Вана-парва
313.117  Сухая логика не приводит к окончательному выводу. Тот, кто не имеет своей, отличной от других, точки зрения, не может считаться великим мудрецом. В Ведах много разделов, и, просто изучая их, невозможно найти истинный путь, приводящий к пониманию принципов религии. Подлинный смысл религиозных заповедей скрыт в сердце безгрешного святого, постигшего природу духа. Поэтому шастры гласят, что необходимо избрать тот путь совершенствования, который указывают махаджаны.
Махабхарата, Удйога-парва
71.4  Слог «криш» указывает на притягательную природу Господа, а слог «на» означает духовное наслаждение. Если к глагольному корню «криш» добавить суффикс «на», получится слово «Кришна» — имя Абсолютной Истины.
Хари-вамша
  Все ведические писания, включая Рамаяну, Пураны и Махабхарату, с самого начала (aдау), в конце (анте ча) и в середине (мадхйе ча) повествуют только о Хари, Верховной Личности Бога.
Хари-бхакти-судходая
14.36  Махараджа Прахлада говорит: Мой дорогой Господь, владыка мироздания, при виде Тебя моё трансцендентное блаженство уподобилось великому океану. И теперь, купаясь в этом океане, я стал понимать, что все другие виды так называемого счастья — даже счастье брахмананды подобны водице в отпечатке копыта телёнка.
Нарада-панчаратра
1Н.БРС  Необходимо избавиться от всех материальных самоотождествлений и очиститься от материальной скверны. Следует вернуться в своё изначальное чистое состояние, находясь в котором мы занимаем все наши чувства в служении повелителю чувств. Это и называется преданным служением.
Шикшаштака
1  Слава совместному воспеванию имён Бога, очищающему сердце от пыли, накопившейся за долгие годы, и гасящему пламя обусловленной жизни, повторяющихся рождений и смертей. Это совместное воспевание имён Бога — величайшее благословение всему человечеству, ибо оно распространяет лучи благословенной луны. Оно — душа всего трансцендентного знания. Оно увеличивает океан трансцендентного блаженства и даёт нам возможность в полной мере вкусить нектар, которого мы всегда жаждем.
2  О мой Господь, Твоё святое имя способно даровать высшее благо всем живым существам, и потому у Тебя сотни и миллионы имён, таких, как Кришна, Говинда и другие. В эти трансцендентные имена Ты вложил все Свои трансцендентные энергии, и нет строгих правил воспевания этих имён. О мой Господь, по доброте Своей Ты дал нам возможность легко приблизиться к Тебе с помощью Твоих святых имён, но я так неудачлив, что не чувствую к ним никакого влечения.
3  Следует воспевать святое имя Господа в смиренном состоянии ума, считая себя ниже соломы на улице. Следует быть терпеливее дерева, лишённым всякого чувства ложного престижа и всегда готовым оказать уважение другим, не ожидая уважения для себя ни от кого. В таком состоянии ума можно воспевать святое имя Господа постоянно.
Бхакти-расамрита-синдху
1.2.187  Тот, кто служит Кришне своим телом, умом, разумом и речью, является освобождённой душой, даже если находится в материальном мире.
А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада, комментарии к «Бхагавад-гите»
2.41  Верой называют твёрдую убеждённость в существовании высшего начала.
2.48  Йога — это практика, позволяющая человеку обуздать свои ненасытные чувства и сосредоточить ум на Всевышнем.
18.1  Цель жизни… состоит в том, чтобы, отрёкшись от мира материи, подняться на духовный уровень и выйти из-под влияния гун материальной природы.
Гурудева
ПСЖ3.12.2.1  Для нас естественно гневаться или возмущаться всякий раз, когда другие не уважают нашу индивидуальность или свободу воли. Если мы отказываем другим в праве на свободу воли, это означает, что мы держим их за рабов. Никто не хочет быть рабом и никто не хочет, чтобы его считали рабом, это противоречит нашей природе.
ПСЖ3.12.3.1  Чтобы быть по-настоящему счастливым, человек должен делать что-то не потому, что его принуждают или заставляют, а потому, что он сам хочет и выбирает это делать.
ПСЖМА13.10  Я существую вечно.
Я вечно индивидуален.
Моя вечная природа — быть исполненным мудрости, счастья и любви.
 
Рассылка новостей
подписаться | отказаться
 
Связаться с создателями сайта Карта сайта Стиль жизни Путь мудрости Йога Медитация Связаться с создателями сайта Карта сайта Стиль жизни Путь мудрости Йога Медитация