Харибол. Можно ли совмещать увлечение тяжёлой рок-музыкой с йогой и духовными практиками?
6 Января 13
–
Omkara
На начальном этапе духовного пути каждый из нас прилагает усилия к тому, чтобы ввести духовную практику в свою жизнь. У нас есть какая-то своя жизнь, со всеми её увлечениями и прочими материальными заморочками, и мы, силой открывшегося у нас (по неизъяснимой милости Бога) духовного разума, начинаем вводить в неё элементы духовной практики. Но позвольте мне задать Вам встречный вопрос: «Можно ли совмещать разжигание огня с поливанием его водой?» Совмещать-то можно, только вот каких успехов Вы добьётесь в этой попытке разжечь огонь, это большой вопрос.
Хочу сразу оговориться: я здесь не рассматриваю так называемые духовные практики, в которых ставятся такие цели, как получение материальных благ, «развитие способностей», в том числе мистических сил, «открытие третьего глаза» и прочая дребедень. Прошу прощения за полное отсутствие почтения к подобного рода целям, но по сравнению с настоящей целью настоящей духовной практики это действительно ничто. Даже освобождение из этого материального мира меркнет перед истинной целью духовной практики — развитием любовных взаимоотношений с Кришной, Верховным Господом.
Что такое настоящая духовная практика? Это увлечение Богом. Это развитие любви, а любовь — это такое увлечение, которое не оставляет места никаким другим увлечениям. Она не терпит конкуренции. Иначе это будет просто поиск очередного наслаждения для себя. Такой поиск не приведёт к развитию любви.
Что такое «увлечение тяжёлой рок-музыкой»? Или «лёгкой диско-музыкой»? Или «серьёзной классической музыкой»? Это попытка найти удовлетворение в наслаждении звуком — наслаждении, получаемом с помощью чувств и ума. А любовь к Богу — это желание доставить удовольствие чувствам Бога. Вы понимаете разницу между материальным чувственным удовольствием и духовным счастьем, получаемым от любовного служения всепривлекательному, всесовершенному Господу? Это очень важно понимать.
Кто-то может возразить: «Ну, рок-музыка [или поп-музыка, или фуги Баха] — это тоже проявление Бога. Почему слушание этой музыки не может быть служением Богу?» Я уже сказал, почему. Всё зависит от сознания. Человек, рассуждающий таким образом, стремится к собственному удовольствию, а такое стремление не имеет ничего общего с любовью. Он лишь оправдывает себя разговорами о служении Богу, а на самом деле хочет наслаждаться сам, независимо от Бога. Он хочет не развивать отношения с Богом, а сам играть роль Бога, Верховного Наслаждающегося. Такого рода заявления характерны для имперсоналистов, любящих порассуждать о том, что «всё едино, мы все Бог». И если вы «осознали это», то можете следовать любым желаниям, которые возникают в вашем уме, и это нисколько не загрязнит вас. Но это заблуждение. Ни один по-настоящему святой человек не поддерживал такой вздорной философии. На самом деле Верховный Наслаждающийся — это Бог. Это в Его трансцендентном уме возникают желания чистых духовных наслаждений. А мы — Его крошечные неотъемлемые частицы и слуги, и наше счастье — в том, чтобы способствовать Его наслаждениям. Если мы пытаемся наслаждаться независимо от Него, это не приносит нам удовлетворения, а в конечном итоге приносит одни лишь страдания.
Таким образом, мы можем заниматься духовной практикой, и при этом наслаждаться музыкой, но лишь в связи с наслаждением Бога (см. «Как относиться к красоте в этом мире?»). А чем наслаждается Бог? Он наслаждается тем, что мы любим Его, а не Его собственность, Его энергию. Есть большая разница между тем, чтобы «любить» чью-то собственность, желая наслаждаться ею, и любить личность. Тот, кто хочет наслаждаться собственностью, — эгоистичен, а тот, кто любит личность, — бескорыстен.
Бог — личность, и как всякая личность, Он отдаёт предпочтение одной музыке перед другой, одной пище перед другой, и т.д.В материальном мире Он отдаёт предпочтение тому, что находится в гуне благости. Поэтому мы должны делать то, что уводит нас от низших гун — невежества и страсти — в направлении благости. Тяжёлый рок довольно сложно связать со служением Богу, поскольку он в основном находится в гуне невежества. Но если немного облагородить его, сделать менее тяжёлым, то под него вполне возможно будет провести хороший киртан — совместное воспевание имён Бога. Таким образом Вы сможете связать свою склонность к определённым материальным наслаждениям со служением Богу, и это поможет Вам постепенно очиститься от своих материалистических «увлечений». Человек, познавший вкус любви к Богу, теряет вкус к наслаждению объектами этого мира. Он чувствует высшее счастье, и больше не ищет его в материальных чувственных удовольствиях.
Что касается йоги, то высшая йога, йога в истинном смысле — это бхакти-йога. Об этом подробно написано в статье «Истинный смысл йоги» и других статьях раздела «Йога». Если же под йогой вы понимаете хатха-йогу — начальную ступень механического процесса работы с телом, — то цель этого процесса — постепенно перейти из гуны невежества в гуну страсти, а из гуныстрасти — в гуну благости. Это не трансцендентная йога, а некий предварительный процесс, которым даже нет необходимости заниматься, если вы следуете практике бхакти-йоги.В процессбхакти-йоги включены некоторые правила, касающиеся работы с телом, и этого достаточно. Но и в хатха-йоге, и в бхакти-йоге переход из низших гун в гуну благости имеет большое значение, поэтому в любом случае от занятий, погружающих нас в низшие гуны, нужно уходить, и желательно с этим не затягивать.
Вопрос, комментарий?
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить обсуждение