Задать вопрос

E-mail
Пароль
Напомнить?
E-mail
Пароль
Имя (псевдоним)
Код активации

События

Онлайн-семинары

(Медитация. Философия йоги. Веды. Бхагавад-гита. Вегетарианство. Аюрведа)

Программы на местах

Узнайте о программах в городах
России и других стран СНГ.
Свяжитесь с представителями
Школы бхакти-йоги
в Вашем городе (регионе)

Самара, Сочи, Киев
каждую субботу
Санкт-Петербург, Киев
каждое воскресенье

Жемчужины мудрости

Служа Господу, великие мудрецы и преданные сбрасывают бремя последствий своей деятельности в материальном мире. Так они вырываются из круговорота рождения и смерти и достигают обители Бога, где не бывает страданий.

Бхагавад-гита, 2.51

Все цитаты
21 Апреля 11  –  Гера

Здравствуйте. А имена славянских богов — Перун, Сварог, Рамха (главный бог) — являются именами Бога? А имена полубогов, если человек поклоняется им, думая, что это Бог?

22 Июня 12  –  Omkara

На самом деле Вы задали совсем не простые вопросы, вот почему я так долго не мог «созреть» для того, чтобы начать отвечать на них, — всё откладывал и пытался собрать информацию.

Полубоги — это индивидуальные живые существа, дживы, как и мы с Вами, только более могущественные, в силу занимаемого ими в данный момент положения. Но они не Бог. Мы с Вами можем в будущем занять положение полубогов, но никто из джив никогда не сможет стать Богом (см. «Кто такой Бог»). Вы спрашиваете, являются ли имена полубогов именами Бога, если человек поклоняется им, думая, что это Бог. Для ответа на этот вопрос нужно чётко себе представлять, кому человек на самом деле поклоняется и как его мысленный образ Бога, в действительности, связан с Богом. Авторитетный процесс поклонения невозможно придумать (иначе это будет просто поклонение своему воображению, иллюзии) — он должен быть от кого-то получен. Вот почему мы получаем имя Бога, знание о Боге, о том, что Ему нравится и как мы можем Ему поклоняться, от авторитетного представителя Бога, духовного учителя. То же касается и процессов поклонения полубогам — они должны быть от кого-то получены. Если человек поклоняется тому или иному полубогу с помощью авторитетного процесса поклонения и повторяет имя этого полубога, описывающее его реальные качества (а это именно то, чем является имя, — описанием качеств личности), то данный полубог принимает это поклонение. Причём, как я понимаю, в данном процессе главное — именно имя, полученное из авторитетного источника. Оно — тот канал, который связывает поклоняющегося с объектом поклонения. Даже если человек предлагает объекту своего поклонения не совсем то, что этой личности нравится, по крайней мере полубог (или Бог) понимает, что обращаются к нему (к Нему). Подобный случай описан в Шримад-Бхагаватам, когда демон Врикасура предлагал Господу Шиве куски, вырезанные из собственного тела. Наконец, когда демон решил отрезать себе голову, Шива лично предстал перед ним и сказал: «Это не совсем то, что я хотел бы от тебя получить» :).

Так вот, если человек поклоняется полубогу, произнося его имя, но при этом думает, что это Бог, то имя всё равно связывает его с этим полубогом. Иначе пришлось бы заключить, что имя Бога не имеет самостоятельного значения — что человек сам может придумать имя Бога или назвать Его любым именем, которым захочет. Повторяю: имя Бога должно быть получено свыше, у этого имени должна быть какая-то связь с тем, кто Бог на самом деле есть.

Ещё раз вернусь к ключевому моменту Вашего вопроса: «думая, что это Бог». Чтобы человек мог думать, что кто-то Бог, у него должно быть хотя бы какое-то представление о том, кто такой на самом деле Бог. Только тогда он сможет спутать с Богом кого-то другого, только тогда он сможет, поклоняясь не Богу, «думать, что это Бог». Приведу пример. Допустим, человек, у которого совсем мало знаний и разума, в старые времена живёт в небольшом городке, за пределы которого он никогда не выходил, и считает, что ничего кроме этого города, на самом деле, не существует. Тем не менее от кого-то он слышал о Боге и Его качествах — самый могущественный, самый богатый, самый прекрасный и т. д. Такой человек легко может решить, что правитель его города и есть Бог — он проезжает мимо в роскошной карете, окружённый свитой, управляет всеми делами в этом городе, и т. п. Человек может начать поклоняться правителю города, думая, что это Бог. Но он не мог бы так думать, если бы у него не было хотя бы какой-то связи с Богом в виде полученного от кого-то знания о том, кто такой на самом деле Бог. В данном случае его поклонение обращено не к той личности — он обознался. То же и с полубогами. Если человек поклоняется полубогу, думая, что это Бог, имя полубога по-прежнему остаётся именем этого полубога, а не становится именем Бога. Но полубог знает, что человек обознался, и будет искать возможность объяснить ему это тем или иным способом. Другими словами, в жизни этого человека, весьма вероятно, произойдут события, в результате которых он узнает настоящие имена Бога и настоящий процесс поклонения Ему. Но в связи с этим важно понимать, что имена Бога трансцендентны и результат их повторения также трансцендентен — развитие любви и преданности Всевышнему. Если человек не очень-то хочет развивать бескорыстную любовь и преданность, или бхакти, и даже не очень хочет освобождения из материального мира, а вместо этого хочет получить какие-то материальные благословения, то для этого ему не обязательно иметь отношения с Самим Богом. Тот полубог, которому он поклоняется, вполне может быть в состоянии одарить его этими благословениями — долгой жизнью, хорошим сыном, здоровьем, богатством, возвышением на райские планеты и т. п. В этом случае человек может сколько угодно считать своего обожаемого полубога Богом — Самым, Самым, Самым, но его поклонение не приведёт к тому, что он поймёт свою ошибку: «Обратился не по адресу», потому что в этом нет никакой необходимости.

В священных писаниях говорится, что всеми плодами поклонения полубогам в конечном счёте наслаждается Сам Бог. И Он также в конечном счёте принимает любое поклонение, любую преданность, кому бы и как бы человек ни поклонялся. Если человек предан кому-то, то кто бы это ни был, такая преданность постепенно приближает его к тому, чтобы он предался Богу. Но настоящим именем Бога, тем не менее, всё равно является лишь то имя, которое реально описывает Его качества.

Я приведу несколько цитат из лекций моего духовного учителя, чтобы немного прояснить эти моменты.

То, что имена Бога нисходят, не означает, что они могут низойти только каким-то ограниченным способом. У Бога сотни и миллионы имён. Бог Всемогущий — это тоже имя Бога. Таким образом, кто-то разговаривает на своём языке <…> Суть в том, что если звук относится, представляет Верховную Личность Бога, то результат будет. <…>

<…>

<…> «Бог» — это [тоже] звук, относящийся к Богу. Иисус называет Бога столькими именами — Элой, Авва, Отец, Друг, Спаситель, Господин. Что такое язык? Не имеет значения, какой язык. Если кто-то обращается к Богу, то он обращается к Богу. Мы не фанатики. Некоторые люди говорят, что у Бога только одно имя, самое большее два, ну, максимум, три (смех) Нет. Чайтанья Махапрабху говорит: «Сотни и миллионы имён». Какие-то люди где-то работают в поле или живут в джунглях — они также ощущают, что Параматма, Господь в сердце, рядом с ними, и чувствуют присутствие Бога в природе. Может быть, в прошлом у их предков была связь с ачарьями, ведической системой, ведической литературой. Ведические священные писания одно время были повсюду. Но как бы там ни было, суть в том, что Бог не делает так, что одни люди могут знать Его, а другие нет.

«Все ли пути ведут к Богу?», 19 сентября 1982 г.

Если человек, например, взывает к Верховному Господу: «Отче!» — то, когда он произносит слово «Отец», это слово представляет Верховного Господа, Авву, Отца. Но если, говоря «отец», вы в своём уме и сердце обращаетесь к отцу своего тела, отцу ограниченного числа детей, то это слово «отец», это имя, этот титул «отец» не будет относиться к Верховному Господу. <…>

Однажды я слышал, как один проповедник говорил: «Да, эти мусульмане, на самом деле, поклоняются другому богу. Они говорят, что поклоняются тому же Богу, что и мы, но на самом деле это не так. Они поклоняются Аллаху. Если вы знаете историю, Аллах, имя Аллах это имя бога аравийских племён. Это племенной бог, маленький бог, а не Верховный Господь. Это не тот же Бог».

Ну, если он такого бога имеет в виду, то тогда действительно, это не Бог. Но мы должны помнить, что имя «Иегова» одно время тоже использовалось лишь ограниченным числом людей, евреями. Это был их бог. И, конечно же, римляне и другие как раз и считали Его таковым: «О да, это бог евреев».

Но Иисус Христос пришёл и сказал всем: «Нет, это не бог евреев, или язычников, или кого угодно. Это Верховный Господь всех. Мы все Его дети. Это Бог».

«У Бога, который стоит над всеми, много имён», 11 июля 2002 г.

Харидас Тхакур говорит — нама-ачарья, великий духовный учитель Святого Имени, как называл его Господь Чайтанья, говорит в своей книге, что личные имена Бога более могущественны, чем общие. Например, даже звук «Бог», поскольку он относится к верховному всемогущему существу, обладает силой. Но это… не имя собственное, это своего рода титул. Или «Ишвара» в Ведах относится к Верховному Господу, но это своего рода титул или имя творца — оно обладает меньшей силой. Но тем не менее все имена Бога наделены силой очистить сердце и ум.

«Очищения можно достичь, слушая трансцендентный звук», 11 июля 1996 г.

Что касается Вашего первого вопроса — у меня нет сомнения в том, что дохристианская духовная и религиозная практика славян имеет ведические корни, но с течением времени она, похоже, практически полностью утратила трансцендентную составляющую. Под трансцендентным я имею в виду то, что относится к Верховному Господу и высшей цели жизни — развитию чистой любви и преданности Ему, а не просто поклонение каким-то могущественным личностям ради обретения благ этого материального мира. Славяне, до принятия ими христианства, в основном поклонялись полубогам ради материальных целей. Насколько можно судить по имеющейся информации, Перун — это бог-громовержец, поэтому сама собой напрашивается мысль, что это та же личность, что и Зевс (Юпитер) и в конечном счёте полубог Индра, о котором много известно из Вед. Таким образом, Перун — это не имя Бога.

Проблема в том, что очень трудно судить, насколько дошедшая до нас информация о духовной и религиозной практике славян и знании, на котором она была основана, является истинной, неискажённой и не фальсифицированной. Безусловно, раз она до нас дошла, то её кто-то передал, но насколько всё то, что мы сейчас «знаем» о конкретных личностях, которым поклонялись славяне, сохранило связь с этими личностями — большой вопрос. В случае с Перуном вроде бы можно сделать вполне логичный вывод, что это полубог Индра. А вот кто такой Сварог? Информации крайне мало, и она очень противоречива. Одни исследователи считают, что такого бога в славянском пантеоне вообще не существовало, а имя было придумано позднее как имя отца Сварожича, тогда как имя «Сварожич» не обязательно означало «сына Сварога», а скорее всего было связано с местом обитания (по тому же типу, что и слова «вятич», «москвич» и т. п.). Другие отождествляют его с греческим Гефестом. Кто-то считает, что он тождествен Брахме, и т. д. Но как бы там ни было, Сварог — это в лучшем случае тоже имя полубога.

Что касается имени «Рамха», то здесь ситуация совсем тёмная. Имя это появилось на слуху вообще в 90-е годы прошлого века, когда некая весьма экзотическая религиозная группа, возникшая в Омске, начала публиковать книги под названием «Славяно-арийские Веды». Эти книги содержат тексты из самых разных источников, в том числе переводы неких «древних рунических текстов», полученные от каких-то таинственных «жрецов-хранителей». История передачи этих текстов окутана мраком и тайной, а это уже сигнал к тому, что доверять этим источникам, считая их авторитетными священными писаниями, нельзя. Что там правда, а что вымысел — кто знает. Конечно, с точки зрения истинного ведического знания можно было бы проанализировать эти тексты и многое понять, но какой смысл тратить на это время? Настоящие Веды существуют и передаются по цепи ученической преемственности с незапамятных времён и, являясь книгами духовных знаний, не имеют национальной принадлежности. Это не «индийские» Веды, отличающиеся от «славянских» и прочих, а просто Веды, книги знаний, общие для всей вселенной. И то, что исторически они были записаны Вьясадевой на санскрите на территории нынешней Индии, ничуть не умаляет их всеобщего значения. В наше время, благодаря великим духовным учителям, принадлежащим к парампаре (ученической преемственности), они широко доступны — изданы, объяснены и прокомментированы на самых разных языках мира.

Если почитать, как люди, использующие имя «Рамха», описывают личность, которую они называют этим именем, — тут сомнений не возникает: это, конечно же, Верховный Господь. Само слово выглядит очень «ведическим» (в санскрите есть глагольный корень raṁh рамх, означающий «двигаться», «течь»), но было ли это имя получено от Самого Бога и передавалось от одних людей к другим или же было приписано Богу каким-то другим способом — пока непонятно.

 
Рассылка новостей
подписаться
 
Медитация Йога Путь мудрости Стиль жизни Карта сайта Связаться с создателями сайта Медитация Йога Путь мудрости Стиль жизни Карта сайта Связаться с создателями сайта