Задать вопрос

E-mail
Пароль
Напомнить?
E-mail
Пароль
Имя (псевдоним)
Код активации

События

Онлайн-семинары

(Медитация. Философия йоги. Веды. Бхагавад-гита. Вегетарианство. Аюрведа)

Программы на местах

Узнайте о программах в городах
России и других стран СНГ.
Свяжитесь с представителями
Школы бхакти-йоги
в Вашем городе (регионе)

Самара, Сочи, Киев
каждую субботу
Санкт-Петербург, Киев
каждое воскресенье

Жемчужины мудрости

Достичь Верховной Личности Бога, равных которому нет, можно с помощью чистой преданности. Он всегда остаётся в Своей обители, и тем не менее пребывает всюду и всё пребывает в Нём.

Бхагавад-гита, 8.22

Все цитаты
14 Июля 10  –  Garuda

Я хочу служить Богу. Но я не знаю Его. Как мне полюбить того, кого я никогда не видел и не чувствовал?

5 Августа 10  –  Ekanath

Начну издалека…

Нельзя сказать, что Вы никогда не видели и не чувствовали Его. В священных писаниях (Шримад-Бхагаватам, 4.28.52-53) Кришна говорит: «Давным-давно ты знал Меня как своего лучшего друга». Изначально мы находились в своём вечном, соответствующем нашей природе положении слуги и спутника Бога, имели с Ним один из пяти видов взаимоотношений (нейтральные, служения, дружеские, родительские, как с возлюбленным) и соответствующее этим отношениям духовное тело (сварупу).

Но когда-то в наших мыслях появилась тень зависти (почему Кришна в центре внимания, а не я). Для того чтобы мы могли реализовать это наше желание (быть в центре), Кришна помещает нас в благоприятные для этого условия. Одна четвёртая часть духовного мира покрыта энергией авидьи (майя, неведение) — это так называемый материальный мир. Здесь сознание живого существа покрывается иллюзией, что оно независимо и является материальным телом. В своё распоряжение оно получает материю (лишённую сознания), которой оно может манипулировать. Здесь также есть другие живые существа, пришедшие сюда с той же целью — быть центром, наслаждаться в качестве того, кто получает внимание других и принимает их служение. Поэтому, чтобы все эти дживы могли мирно реализовывать свои желания, введены «правила игры» (изначальные Веды и сопутствующие им писания).

Кришна также не бросает нас здесь на произвол судьбы. Распространяя Себя в образе Параматмы (Сверхдуши), Он входит в сердце каждого живого существа, чтобы быть свидетелем его желаний и советчиком. Вот почему мы можем Его слышать, даже не видя. Можете назвать это «внутренним голосом» или «совестью», если хотите, но Вы не можете сказать, что никогда не чувствовали Его :). И эту нашу способность слышать Параматму можно и нужно развивать.

Вследствие того, что в материальном мире мы не находимся в своём естественном состоянии, мы сталкиваемся с различными проблемами (рождение, болезни, старость, смерть). Поэтому в Бхагавад-гите Кришна упоминает о 4-х типах людей, которые обращаются к Нему за помощью. Это страждущие, любопытные, ищущие богатства и стремящиеся к освобождению. Обратите внимание, что никто из этих людей не стремится служить Богу, все они эгоистически хотят решить свои проблемы, и «служение Богу» для них — лишь способ достичь своей цели. Мы с Вами принадлежим к одной из этих категорий (хорошо осознавать эгоистичность своих мотивов). Но Кришна не отвергает нас, Он дарует нам желаемое и делает дополнительное предложение (бонус) — воспользоваться возможностью вернуться в наше изначальное естественное положение Его любящего слуги.

Мы никогда не можем утратить своей дхармы (вечных качеств) — желания любить (а значит, служить), как солнце не может утратить своего сияния. Мы можем направить это желание в другое русло, но оно всегда остаётся в нас (мы можем видеть пасмурный день или ночь, но солнце по-прежнему излучает сияние). Вот почему Ваша задача не «полюбить Бога», Вы Его уже любите, это наша дхарма. Но это чувство искажено ложным эго и направлено в другое русло. Поэтому суть нашего процесса в том, чтобы открыть, очистить наше изначальное чувство любви (раскрыть свою сварупу). Процесс бхакти-йоги — это не нечто искусственное или привнесённое извне.

Что касается самого процесса, то в писаниях нам настоятельно рекомендуется следовать ему под руководством истинного духовного учителя. В «Бхагавад-гите» (4.34) Кришна советует Арджуне: «Если хочешь узнать истину, тебе нужно найти осознавшую себя душу, слушать его внимательно, задавать вопросы, служить ему…» Поиск духовного учителя — это отдельная важная и большая тема, к ней мы обязательно вернёмся в будущем. Остановимся сейчас только на том, что живущий на этой планете духовный учитель — это тот, кто даёт нам возможность служить Богу. Сам он — Его бескорыстный слуга, и служа ему как советует нам Кришна, мы служим Богу. Поначалу это служение не сопровождается какими-то сильными эмоциями любви, но постепенно, по мере того как наше сердце очищается от эгоизма, мы всё больше начинаем чувствовать привязанность к Личности Бога. От учителя и из писаний мы также узнаём об именах, форме, качествах и развлечениях Бога. Постепенно это теоретическое понимание становится частью нашего осознания, и таким образом мы возвращаемся в духовный мир.

8 Ноября 10  –  Garuda

Спасибо большое за ответ. Вы пишете: «Для того чтобы мы могли реализовать это наше желание (быть в центре), Кришна помещает нас в благоприятные для этого условия. Одна четвёртая часть духовного мира покрыта энергией авидьи (майя, неведение) — это так называемый материальный мир. Здесь сознание живого существа покрывается иллюзией, что оно независимо и является материальным телом. В своё распоряжение оно получает материю (лишённую сознания), которой оно может манипулировать». Но ведь заведомо ясно, что условия не благоприятны и абсолютно не равны: и в том мире, куда Он нас поместил, невозможно удовлетворить это желание «быть в центре». Ведь даже глупцу рано или поздно становится ясно, что власть над материей — иллюзия. Каждый нормальный человек поймёт, что ему подсунули «куклу» ))). И вообще, зачем Бог создал себе слуг (то есть нас), ведь Он и так всемогущ.

7 Декабря 10  –  Omkara

В силу ряда причин мой брат в Боге не может сейчас продолжить обсуждение и попросил это сделать меня. Начну с Вашего утверждения о том, что условия в этом мире не благоприятны для реализации нашего желания быть в центре. Да, Вы правы в том, что удовлетворить это желание невозможно — потому что никто из нас не Бог и никогда не сможет по-настоящему Им стать. Поэтому точнее было бы сказать так: «Для того чтобы мы могли пытаться реализовать это наше желание (быть в центре), Кришна помещает нас в благоприятные для этого условия». Всё, что мы можем, это пытаться, потому что стать настоящим центром мироздания мы не сможем никогда.

А для попыток быть Богом в материальном мире нам предоставлены все условия. Душа может погрузиться в невежество настолько глубоко, насколько захочет. Кришна не скажет: «Ну, знаешь, вот этого невежества Я тебе уже предоставить не могу, это просто невозможно». Захотим — получим, предела невежеству нет. Некоторые «свами» и «гуру» открыто заявляют: «Я — Бог, всемогущий, всеведущий и т. д.».

Вы говорите, что условия «не равны». У кого с кем не равны? Все живые существа, попадая в материальный мир, оказываются в совершенно равных условиях — все одинаковым образом подчиняются закону кармы: что посеешь, то и пожнёшь. В этом смысле Бог беспристрастен и относится ко всем одинаково. В материальном мире давно реализованы «благие пожелания» некоторых государственных деятелей о том, что «закон должен быть один для всех». Но и милость Бога одна для всех. Каждый может раскаяться и получить прощение своих грехов, но одни это делают, а другие нет. Это уже зависит от каждого из нас как индивидуальной личности: чего мы хотим больше — продолжать пытаться играть роль Бога или всё же признать тот очевидный факт, что мы были неправы по отношению к Нему. Если кто-то не хочет признавать этого, он может оставаться в материальном мире вечно, и вечно пытаться быть центром мироздания. Никакого ограничения по времени не существует, можно вечно переходить из тела в тело, в период разрушения вселенной погружаться в спячку в теле Господа Вишну, а в новом цикле творения начинать всё снова, всё это очень хорошо описано в ведической литературе.

«Рано или поздно» каждый поймёт, что власть над материей — иллюзия (потому что по своей сущности каждый навечно остаётся чистой душой, в какое бы невежество он ни погрузился). Но Вы не можете сказать, когда это произойдёт. Может пройти любое время. Кто-то может сказать: «Значит, срок пребывания души в материальном мире конечен?» Да, он конечен, но он может быть таким большим, что его можно назвать бесконечным. Установленного временного предела нет — вы вдумайтесь, что это значит. Подавляющее большинство из нас уже находится в этом мире так долго, что нет никакой возможности даже примерно оценить, как долго.

И здесь дело не в том, что кто-то умный, а кто-то дурак. Просто в нашем сердце должна пробудиться дремлющая в нём любовь к Верховному Господу, а пока мы этого не захотим, она не проснётся. Много Вы видели «нормальных людей», которые понимают истинную природу материального мира? Большинство продолжают думать, что он предназначен для нашего наслаждения, и продолжают пытаться найти счастье в материальном мире. А все неудачи считают просто временными трудностями, которые нужно упорно преодолевать с помощью самых разных методов — веры в свои силы, поиска хорошего места для жизни, докучаний Богу молитвами о материальном счастье (но уж лучше так молиться, чем вообще никак), надежды на лучшую жизнь в «загробном мире», спасения в забытье при помощи алкоголя, наркотиков, медитации на безличный Абсолют — всё, кроме того, чтобы по-настоящему предаться Богу. И даже если мы вроде бы понимаем, что счастья здесь нет, всё равно так или иначе пытаемся его здесь найти. Не нужно преуменьшать силу иллюзии, она может проникнуть в любую щёлку, обкрутить самого «умного», «знающего», «религиозного» человека. Единственное, против чего бессильна майя, иллюзия, — это настоящее смирение и преданность Богу. Чтобы избавиться от иллюзии, нужно по-настоящему раскаяться и предаться Господу, а это мало кто готов сделать. Это происходит постепенно, весь процесс садхана-бхакти предназначен для того, чтобы помочь человеку прийти к этому. Такую преданность нужно взращивать в своём сердце как самое ценное растение, и есть разные уровни духовной чистоты.

И нужно постоянно говорить об истинной природе этого мира и необходимости духовной практики, приводить аргументы с самых разных сторон, стараться убеждать людей и взывать к их разуму, но не удивляться тому, что они не захотят слушать. Если кто-то не согласен, не нужно пытаться переубедить его против его воли, потому что это невозможно. Кришна даёт ему возможность пребывать в той иллюзии, в которой он хочет пребывать — остаётся только сострадать ему и молиться за него, если мы на это способны. Я имею в виду не «для порядка» или чтобы возвыситься в собственных глазах, а по-настоящему искренне молиться, как делает настоящий святой.

Что касается того, зачем Бог, будучи всемогущим, создал себе слуг, — для того же, для чего любящие родители заводят ребёнка. Чтобы наслаждаться взаимоотношениями любви. Слово «создал» здесь — условное. Нужно понимать, что никогда не было так, чтобы существовал Кришна, а нас ещё не было. В «Бхагавад-гите» (2.12) Кришна говорит:

Не было такого времени, когда бы не существовал Я, ты и все эти цари, и в будущем никто из нас не перестанет существовать.

И не нужно забывать, что слуга Бога означает «любящий слуга», а не так, как в материальном мире — хозяин эксплуатирует слугу ради собственного чувственного удовольствия, а слуга его за это ненавидит. В духовном мире все служат Господу, потому что любят Его и хотят каким-то образом выразить свою любовь, а Господь в ответ дарует своим слугам (друзьям, родителям, возлюбленным) безграничное счастье. Учение о расах (различных типах взаимоотношений с Богом) — важная часть откровения, передающегося вайшнавами по цепи ученической преемственности.

18 Мая 11  –  Andrew

Простите, что вторгаюсь в вашу беседу, у меня возникает вопрос. Как следует относиться к материальной природе (птицы, деревья, море, солнце, мягкий песок, красота природы материального мира, животные)? Как относиться к приятному общению с людьми, животными, когда даже речь идёт о материальных чувствах, делах, страстях? Как следует думать об этом?

Если майя это иллюзорное отражение мира духовного, то значит ли это, что, предаваясь красоте этого мира, я предаю мир духовный, отворачиваюсь от Кришны?

Например, некоторые преданные чураются кошек. Я испытал чувство несправедливости, когда наблюдал, как преданные прогоняли кошку, которая зашла на территорию храма. Она хотела есть, была движима бессознательным стремлением наслаждать свой язык и явно хотела, чтобы её приласкали. Как же можно удержаться и не погладить кошку, которая просит ласки? Как джива, она, конечно, сама выбрала такое положение, но ведь по незнанию.

Тем, что мы ей отказываем и заставляем страдать, мы можем приближать её к осознанию её положения, а тем, что даём ей наслаждения, — можем оказать медвежью услугу, но мне лично приходится ожесточить своё сердце, чтобы поступить так по отношению к кошке.

Второй комментарий:

Изложение философии Вед очень последовательно и логично. Но для меня вся последовательность теряется на том, что мы были всегда и Бог был всегда. Это выглядит как недоказуемая аксиома.

31 Октября 11  –  Omkara

Ваш первый комментарий выделен в отдельный вопрос: «Как относиться к красоте в этом мире?»

Ваш второй комментарий выделен в отдельный вопрос: «Логика и интуиция в познании истины».

 
Рассылка новостей
подписаться
 
Медитация Йога Путь мудрости Стиль жизни Карта сайта Связаться с создателями сайта Медитация Йога Путь мудрости Стиль жизни Карта сайта Связаться с создателями сайта