Задать вопрос

E-mail
Пароль
Напомнить?
E-mail
Пароль
Имя (псевдоним)
Код активации

События

Онлайн-семинары

(Медитация. Философия йоги. Веды. Бхагавад-гита. Вегетарианство. Аюрведа)

Программы на местах

Узнайте о программах в городах
России и других стран СНГ.
Свяжитесь с представителями
Школы бхакти-йоги
в Вашем городе (регионе)

Самара, Сочи, Киев
каждую субботу
Санкт-Петербург, Киев
каждое воскресенье

Жемчужины мудрости

Джада Бхарата говорит:

О царь Рахугана, до тех пор пока обусловленная душа не прекратит переселяться из одного материального тела в другое, пока она не стряхнёт с себя скверну материальных наслаждений, не одолеет своих шестерых врагов и не пробудит в себе знание о своей истинной, духовной природе, — до тех пор она будет скитаться по материальному миру и рождаться в самых разных формах жизни.

Шримад-Бхагаватам, 5.11.15

Все цитаты
30 Июня 11  –  Nikolay

Здравствуйте!

Прочитал Бхагавад-гиту, и она произвела на меня огромное впечатление. Но, естественно, при прочтении неизбежно возникают вопросы, которые сознание пытается разрешить привычным бытовым логическим путем. Зачастую это просто невозможно, не говоря уже и о том, что вряд ли полезно.

Пожалуйста, помогите преодолеть хотя бы одно затруднение, которое мешает пониманию всего.

На протяжении беседы Кришна несколько раз призывает Арджуну к сражению. По сути дела сама беседа начинается на фоне скорби Арджуны по поводу того, что ему придётся убивать своих родственников, и он склоняется к отказу от сражения.

Но как Бог может призывать человека к убийству? Если искать сугубо логические обоснования, то они там присутствуют. Во-первых, то, что Арджуна должен выполнять свой долг кшатрия, а выполнение своего долга есть путь к Богу. Во-вторых, то, что войска, которые должны вступить в сражение, уже приговорены Кришной к смерти, следовательно для Арджуны это будет исполнением Его воли. В-третьих, то, что если Арджуна откажется от сражения, то навеки покроет своё имя бесчестьем.

Но если брать на вооружение эти логические выводы, то это нисколько не помогает понять суть призыва Кришны.

Во-первых, потому что выполнение долга кшатрия так или иначе есть убийство, а может ли оно быть путём к Богу?

Во-вторых, потому что нуждается ли Кришна именно в Арджуне, чтобы исполнить свой смертный приговор, если Он как Бог не нуждается ни в чём?

В-третьих, потому что в дальнейшем Кришна, перечисляя качества праведника, дорогого Ему, говорит о том, что такой человек не видит разницы между славой и бесчестьем.

Буду очень и очень благодарен за Ваш ответ.

12 Июля 11  –  Omkara

Здравствуйте, Николай

Да, мирская логика несовершенна, и в духовных вопросах едва ли может привести к хорошему результату. Тем не менее, многие люди, считающие себя очень религиозными, вовсю ею пользуются. Очевидно, из-за отсутствия духовного разума. А потом публикуют свои «просвещённые» и «просветлённые», а на самом деле глупейшие и оскорбительные рассуждения о Бхагавад-гите и ачарьях-вайшнавах. Проницательный и осведомлённый читатель поймёт, о каких деятелях я говорю.

Но вернёмся к сути Вашего вопроса. Дело в том, что в особых случаях, таких, как справедливая война, убийство необходимо, и именно таков был случай Арджуны. Кшатрии призваны были следить за порядком в ведическом обществе, и время от времени у них возникала потребность применить насилие к нарушителям порядка, установленного Богом. Потому что если дать им возможность вносить хаос в систему функционирования ведического общества, последствия для всех его членов будут очень плохими.

Поэтому убийство врагов на поле боя для Арджуны было служением Богу, и Бог как раз и призывал Арджуну исполнить это служение. Делая это, Арджуна становился ближе к Богу. Исполнение долга кшатрия, даже если это убийство врага на поле битвы или казнь преступника по приговору справедливого правителя, приближает человека к Богу. Кшатрии были специально обучены искусству убивать, это было их естественным занятием. Но это вовсе не делало их жестокими людьми. Это было их священным долгом — они убивали только смутьянов, возмутителей спокойствия, преступающих божественный закон, и делали это в соответствии с наставлениями священных писаний.

На самом деле Арджуна, как преданный Кришны, был очень сострадательным человеком. Он испытывал огромное уважение к своим учителям и нежную любовь к своим родственникам — даже к тем, кто замышлял его убить! Но волею судьбы в этой войне многие из его учителей, родственников и друзей оказались «по другую сторону баррикад». Вся предыстория битвы на Курукшетре очень интересна и трансцендентно поучительна, и чтобы правильно её понять, необходимо понимать концепцию лилы. Всё, что делает Бог, приходя в этот мир, — это лила, или игра. Другими словами, это что-то вроде театра. И как в любой театральной постановке участвуют много актёров, в трансцендентных лилах Господа Ему помогают множество трансцендентных «актёров». Каждый играет свою роль совершенным образом и максимально «вживается в образ» — Кришна им в этом помогает. Лилы Господа исполнены глубочайшего смысла, хотя непосвящённого, а особенно не преданного Абсолютной Истине человека они зачастую просто ставят в тупик.

На самом деле Арджуна, будучи чистым преданным Кришны, с самого начала всё прекрасно понимал. Но в этой лиле ему предстояло сыграть роль человека, испытывающего замешательство и нежелание исполнять свой долг кшатрия под влиянием ошибочного отождествления с телом. Поэтому Кришна временно погрузил Арджуну в материальную иллюзию, чтобы тот мог убедительно сыграть свою роль, а Сам Кришна имел возможность рассказать Бхагавад-гиту для блага всех нас.

Битва на Курукшетре состоялась в особое историческое время — на рубеже Двапара-юги и Кали-юги. В это время в ведическом обществе начинают происходить процессы, знаменующие собой всё большую его деградацию, которая в Кали-югу постепенно достигает своего пика. Поведение родственников Арджуны, приведшее к битве на Курукшетре, как раз и было свидетельством начинающейся деградации царских династий того времени. Дхритараштра, дядя Арджуны по отцу, родился слепым, и согласно предписаниям священных писаний не мог унаследовать трон своего отца. Поэтому царём стал его брат Панду, хотя он и был младшим царевичем. Но Панду, по воле провидения, очень скоро умер, и в этом случае, согласно предписаниям шастр, трон должен был занять его сын. Но старший сын Панду Юдхиштхира в то время был ещё мал для того, чтобы стать царём, поэтому брахманы, осуществляющие духовное руководство всеми остальными сословиями в ведическом обществе (в том числе и царями), возвели Дхритараштру на трон в качестве регента — он должен был править до совершеннолетия и последующего возведения на трон законного наследника — Юдхиштхиры. До этих пор всё совершалось в соответствии с шастрами священными писаниями, содержащими наставления Бога о том, как всё должно совершаться в ведическом обществе. Но Дхритараштре и его сыновьям, обуянным жаждой власти, захотелось нарушить божественный порядок. Обманным путём им удалось лишить сыновей Панду трона. До этого Дхритараштра разными способами пытался убить Пандавов, но Кришна каждый раз их спасал.

В Кали-югу, которая началась 5000 лет назад, постепенно захват трона, убийство реальных и потенциальных «конкурентов», в том числе отцов, братьев и прочих родственников, стали «нормой», а цари перестали следовать Ведам и из защитников народа превратились в его эксплуататоров, в результате чего институт монархии окончательно деградировал и был отменён или превратился в декорацию. Деградация царской власти во всём мире привела к неисчислимым страданиям людей, подвластных таким царям, не обладающим качествами настоящих кшатриев и не желающим следовать руководству священных писаний. Поэтому в конце Двапара-юги Кришна наглядно показал, что к попранию принципов божественного мироустройства нельзя относиться снисходительно. Тогда по крайней мере на какое-то время порядок был восстановлен, и к власти вновь пришли праведные цари, такие как Махараджа Юдхиштхира и Махараджа Парикшит.

Таким образом, для Арджуны и его союзников битва на Курукшетре была священной войной — войной за религиозные принципы. Не за выдуманные принципы, вроде тех, сколькими пальцами креститься — двумя или тремя (тогда как на самом деле лучше не креститься вообще), — а за настоящие религиозные принципы. Кришна ясно дал понять, что Он не потерпит при власти людей, охваченных вожделением и готовых на самые гнусные преступления ради обретения этой самой власти. По крайней мере во время Его личного присутствия на этой планете у таких «царей» не было никаких шансов. Затем, конечно, Кали-юга вступила в свои права и царская власть деградировала — это было естественно, точно так же, как для зимы естественно наступление холодов. Но урок был преподан, и теперь все люди Кали-юги имеют возможность извлечь массу бесценных уроков из великого трансцендентного произведения — Бхагавад-гиты.

Главный урок заключается в том, что Кришна — Бог, Верховная Личность, и всё, чего Он хочет, есть абсолютное благо. Но чтобы быть уверенным в этом, нужно слушать великих святых мудрецов в настроении преданности Истине и с желанием узнать Истину.

Интересно, что Кришна даже не приводит Арджуне всех тех объяснений, которые я только что привёл Вам. Он просто говорит: «Я Верховный Господь, просто предайся Мне, делай то, что Я говорю. Так ты достигнешь совершенства».

Таким образом, выполнение долга кшатрия, даже если это так называемое убийство, приближает человека к Богу, а не удаляет от Него. Душа вечна, и с трансцендентной точки зрения никто не умирает — Кришна объясняет это Арджуне во второй главе Бхагавад-гиты. Поэтому Арджуна не должен был горевать о гибели своих родственников. И, конечно, Кришна не нуждался в Арджуне для исполнения Своего замысла. Суть была в другом — Кришна говорит: «Эти люди уже обречены. Они будут убиты, даже если ты откажешься от участия в сражении. Но если ты примешь в нём участие, это будет служением Мне, а чистое преданное служение Господу — это совершенство человеческой жизни».

Что касается славы и бесчестья — да, осознавшая себя душа не видит разницы между мирскими славой и бесчестьем. Для неё это всё в одинаковой степени «нерелевантно» (несущественно). Но для членов ведического общества, ещё не достигших трансцендентного уровня, слава, завоёвываемая при выполнении религиозного долга (равно как и избежание бесчестья), является дополнительным мотивирующим фактором, поэтому для их пользы, чтобы усилить их желание исполнить свой религиозный долг и таким образом помочь им стать ближе к Нему, Кришна приводит Арджуне также и эти доводы.

 
Рассылка новостей
подписаться
 
Медитация Йога Путь мудрости Стиль жизни Карта сайта Связаться с создателями сайта Медитация Йога Путь мудрости Стиль жизни Карта сайта Связаться с создателями сайта