Задать вопрос

E-mail
Пароль
Напомнить?
E-mail
Пароль
Имя (псевдоним)
Код активации

События

Онлайн-семинары

(Медитация. Философия йоги. Веды. Бхагавад-гита. Вегетарианство. Аюрведа)

Программы на местах

Узнайте о программах в городах
России и других стран СНГ.
Свяжитесь с представителями
Школы бхакти-йоги
в Вашем городе (регионе)

Самара, Сочи, Киев
каждую субботу
Санкт-Петербург, Киев
каждое воскресенье

Жемчужины мудрости

Когда человек, обладающий божественным сознанием, видит, слышит, осязает, ощущает запахи, ест, ходит, спит или дышит, он всегда знает, что сам он ничего не делает. Ему известно, что, когда он беседует, опорожняет кишечник или наполняет желудок, открывает или закрывает глаза, это просто материальные чувства взаимодействуют с объектами восприятия, но сам он не причастен ко всему этому.

Бхагавад-гита, 5.8-9

Все цитаты
22 Марта 10  –  Musulmanka

Здравствуйте! Есть вопрос по поводу реинкарнации. Вроде всё чётко рассказано в вашей статье, но вот тут из-за того, что я разделяю эту идею, меня обвинили чуть ли не в неверии (по-нашему это «куфр»). «Твои взгляды напрямую противоречат всем священным писаниям, и если ты не принимаешь то, что в них написано, то, значит, не веришь Богу. А это ой как нехорошо. Это куфр» :(. Когда я начала было приводить цитаты из Бхагавад-гиты, мне ответом было, что либо непонятно, о каком новом теле идёт речь — так как в духовном мире, понятное дело, что мы вновь получим новое тело. Как, допустим, в таком вот высказывании: «Тот, кто родился, непременно умрёт, а тот, кто умер, родится вновь» (Бхагавад-гита, 2.27). Либо придираются к переводу, как, допустим, в этой цитате: «Как человек, снимая старые одежды, надевает новые, так и душа входит в новые материальные тела, оставляя старые и бесполезные» (Бхагавад-гита, 2.22). Я сама посмотрела… а там и правда не говорится, что в новое материальное тело…

васамси джирнани йатха вихайа
навани грихнати наро ’парани
татха шарирани вихайа джирнанй
анйани самйати навани дехи

васамси одежды; джирнани старые и ветхие; йатха подобно тому, как; вихайа сбрасывая; навани новые одежды; грихнати надевает; нарах человек; апарани другие; татха аналогичным образом; шарирани тела; вихайа оставляя; джирнани старые и бесполезные; анйани различные; самйати действительно принимает; навани новые; дехи в теле.

Вот кажется — ну тут и по контексту всё понятно! Мне да… а вот, оказывается, бывают и такие люди, которые искренне верят, что после смерти мы либо сразу в рай к Богу, либо в ад… на веки вечные :). В результате я сама запуталась. Помогите, пожалуйста, разобраться!! Ведь Писания не могут противоречить друг другу. При том, что Коран был ниспослан также в стихотворной форме, чтобы было невозможно его искажение. Вы бы не могли процитировать дословно то место в Ведах, где чётко говорится, что после смерти мы не просто родимся вновь, а будем рождаться в материальных телах до тех пор, пока не вырвемся из этого круга… А если бы вы ещё смогли и прокомментировать почему в Коране это опровергается (как и в Библии) и говорится, что человек после смерти будет ждать Суда (при том было бы понятно, если бы Суд был индивидуальный, а тут — общий! — когда соберут всех), после которого уже и пойдёт распределение для каждого — туда, куда он «желал» :) и к чему стремился… это было б вообще для меня огромным подарком!!! Заранее спасибо… и извините за некоторую «корявость» текста… :))

P. S. Сразу скажу — мой ник мне кажется весьма уместным, так как «мусульманин» с арабского переводится как «преданный Богу» :).

24 Марта 10  –  Omkara

Здравствуйте, Musulmanka

Вы затронули очень много важных вопросов, и все их нужно будет со временем разобрать… по крайней мере, я надеюсь на это. Поэтому начну по порядку, группируя отдельные вопросы в большие темы, или «мега-вопросы».

Вопрос 1. Институциональные религиозные системы, их идеологи и приверженцы. Отношение идеологов этих систем к вопросу о реинкарнации.

Лично я не хотел бы слишком тесно общаться с людьми, активно отождествляющими себя с какой-то конкретной «религией», потому что, как правило, у них очень мало понимания и много фанатизма. Есть только одна настоящая религия — любовь к Богу. Я понимаю, что часто мы бываем поставлены в такие социальные рамки, когда трудно не общаться. Тем не менее, мы не должны позволять, чтобы социальные условия убивали наш разум и духовную жизнь.

Как правило, отношение идеологов всех авраамических религиозных систем (к которым относятся иудаизм, христианство и ислам) к ведическому знанию вообще и к вопросу о реинкарнации в частности — оскорбительное. Бывают, конечно, исключения, но это именно исключения. Это отношение таково (с небольшими вариациями): «Ведическая литература не богодухновенна, а значит, не авторитетна. Она — от дьявола. В лучшем случае — от людей, которым свойственно заблуждаться. В ведической литературе говорится о том, что существует реинкарнация, но это всё неправда и верить этому нельзя, поскольку это не священное писание». Обычно к этому и сводится вся их аргументация. В вашем же случае аргументация, кажется, была несколько другой, и это меня удивляет, потому что ситуация нетипичная. Как будто люди, с которыми Вы говорили, не отрицают с порога, что «Бхагавад-гита» является авторитетным священным писанием, а пытаются утверждать, что люди неправильно поняли то, что говорит Кришна в «Бхагавад-гите», а потому, в частности, неправильно перевели.

На этом я пока что закончу с Вопросом 1, хотя на самом деле я едва ли даже начал его обсуждать. Но поскольку у нас тема «реинкарнация», перейду к ней.

Вопрос 2. Действительно ли ведические священные писания утверждают, что существует реинкарнация в том виде, как о ней говорят ачарьи, принадлежащие к цепи ученической преемственности (такие как А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада и его предшественники). Другими словами, правильно ли упомянутые ачарьи переводят и комментируют ведическую литературу.

Должен сразу сказать: попытка утверждать, будто в ведической литературе «ничего такого не говорится» (имеется в виду, что душа воплощается в материальном теле, а когда это тело приходит в негодность, получает новое материальное тело и т. д., пока в конце концов не предастся Богу и не вернётся в духовный мир), заранее обречена на провал. Никакой лингвистический анализ санскритских стихов и их переводов здесь не поможет. Просто потому, что в ведической литературе так много и так подробно сказано о реинкарнации, её тонких законах, причинах, способах прекращения, многочисленных историях, связанных с ней, что отрицать это знание, не отрицая при этом всей ведической литературы вообще или, по крайней мере, отдельных её огромных разделов, таких как Упанишады и Пураны, просто невозможно.

Конечно же, я не смогу представить здесь всю эту информацию, и даже попытка представить её кратко, но логически связно и достаточно полно, займёт немало времени — не день и не два. Но давайте по крайней мере с чего-то начнём. Например, со стиха 22 второй главы «Бхагавад-гиты». Здесь слово нарах (человек) стоит в единственном числе, а все остальные существительные и прилагательные — во множественном: васамси (одежды), джирнани (старые и ветхие или бесполезные), навани (новые), апарани (другие), шарирани (тела), анйани (различные). Таким образом, говорится, что человек, а точнее, воплощённая душа (дехи тот, кто воплощён в теле), получает «различные тела» (анйани шарирани). То есть, не одно, а много тел, одно за другим, — аналогично тому, как человек в течение жизни меняет одежду, отнюдь не один раз. Конечно, могут возразить, что имеется в виду два тела — первое материальное, которое душа получает в момент зачатия, а второе духовное, во время «Страшного суда». Но такая трактовка нелогична, поскольку в этом стихе ясно сказано: татха аналогичным образом. По такому же типу, как происходит смена одежды, происходит и смена тела: материального — материальным же. Пока окончательно не одухотворится сознание. Что касается стиха 27 — дело в том, что к переходу в духовный мир в ведической литературе не применяется слово «рождение» (джанма), потому что духовное тело, которое у нас будет в духовном мире, неотлично от нас самих, т. е. духовной души. Духовное тело — это сварупа, или духовная форма души. Это не оболочка, которую нужно «надеть».

Чтобы этот разбор был более убедительным, нужно продолжить его и по другим стихам из «Гиты» и других писаний. Начнём, например, с самого начала объяснения природы вещей Кришной Арджуне, из которого взяты два уже упомянутых стиха:

Не было такого времени, когда бы не существовал Я, ты и все эти цари, и в будущем никто из нас не перестанет существовать.

Бхагавад-гита, 2.12

Здесь содержится коренное противоречие с современной идеологией авраамизма — по вопросу о «предсуществовании души». Авторитеты подавляющего большинства школ и групп современного иудаизма, христианства и ислама утверждают, что душа и тело возникают одновременно в некой неразрывной связи в момент зачатия, тогда как Господь в «Бхагавад-гите» ясно говорит, что у индивидуальной души, дживы, нет начала — она существовала всегда. Это значит, что до того как мы получили это тело, мы существовали где-то в другом месте в другом материальном теле (если это не первое наше рождение в материальном мире, которое происходит на высших планетных системах).

В следующем стихе Кришна говорит:

Воплотившаяся в теле душа постепенно меняет тело ребёнка на тело юноши, а затем на тело старика, и точно так же после смерти она переходит в другое тело. Того, кто осознал свою духовную природу, такая перемена не смущает.

Бхагавад-гита, 2.13

Получение нового тела после смерти сравнивается с переселением из детского тела в юношеское и т. д. — из одного материального тела в другое. Вряд ли логично было бы (тем более, для Верховного Господа) сравнивать с этим прозаическим процессом уход из временного материального тела и обретение вечного духовного.

Наконец, позвольте мне привести ряд стихов из «Бхагавад-гиты» вообще без комментариев (6.37, 40-45), поскольку они говорят сами за себя:

Арджуна спросил: О Кришна, какова судьба неудачливого йога, который с верой шёл путём духовного самопознания, но затем оставил его, прельстившись мирскими удовольствиями, и не достиг совершенства?

Верховный Господь сказал: О сын Притхи, йогу, вершащему благие дела, не грозит гибель ни в этой жизни, ни в следующей. О Мой друг, зло никогда не одолеет того, кто творит добро.

Йог, не сумевший достичь совершенства, после смерти долгие годы наслаждается жизнью на планетах, где живут благочестивые существа, а затем рождается в семье праведников или богатых и знатных людей.

Или [если йог сошёл с духовного пути, пройдя большую его часть] он появляется на свет в семье людей, глубоко постигших духовную науку. Редко кому в этом мире выпадает такая удача.

Тогда, о потомок Куру, в нём просыпается божественное сознание, которое он развил в предыдущих жизнях, и он снова начинает заниматься йогой, стремясь достичь совершенства.

Благодаря этому божественному сознанию в нём само собой просыпается влечение к практике йоги. Такого йога, стремящегося к духовному знанию, не привлекают ведические обряды и ритуалы.

Он искренне занимается практикой йоги и в конце концов, спустя множество жизней, полностью очищается от материальной скверны, обретает духовное совершенство и достигает высшей цели.

И ещё один стих из «Бхагавад-гиты» (7.19). Кришна говорит:

Пройдя через множество рождений и смертей, тот, кто действительно обладает знанием, предаётся Мне, понимая, что Я — причина всех причин и всё сущее. Такая великая душа встречается очень редко.

Бахунам джанманам анте после многих рождений и смертей (бахунам многих; джанманам рождений; анте в конце). По-моему, комментарии излишни.

Вопрос 3. Библия и Коран: почему в них написано именно то, что написано, и что всё это значит. Основные вероучительные догматы авраамических религий.

Это поистине необъятная тема. Тем более, что я никоим образом не претендую на роль знатока Библии и Корана. Но о некоторых фундаментальных принципах сказать нужно.

Во-первых, наши духовные учители считают Библию и Коран авторитетными священными писаниями. Эти книги даны Богом и содержат слова Бога и Его представителей. Определённые оговорки могут делаться на предмет отдельных книг, включённых в Библию (например, «Откровения»), но в целом отношение именно такое. Оно отличается даже от отношения внутри самого «авраамического мира». Например, идеологи современного христианства не признают Коран богодухновенной книгой, а идеологи ислама платят им примерно тем же в отношении некоторых книг Нового Завета.

Во-вторых, мы понимаем, что разные священные писания предназначены для людей с разным уровнем сознания. Например, существуют ведические писания, такие как Пураны и Тантры, предназначенные для людей, находящихся в гуне невежества. В этих писаниях содержатся наставления для этих людей и приводятся поучительные истории в духе, привлекательном для людей с таким сознанием. Но для тех, кто уже в значительной степени вышел из гуны невежества, следование этим наставлениям и регулярное чтение этих историй будет означать падение. Например, человек, который уже не ест мяса и не употребляет спиртных напитков, не может следовать наставлениям о том, как нужно есть мясо и пить спиртные напитки, даже если эти наставления содержатся в священных писаниях. Потому что эти наставления — не для него. Он уже выше их, и ему даются другие наставления в других священных писаниях. А те наставления призваны подвести человека к той черте, когда он уже будет готов совсем отказаться от употребления мяса и спиртного. Но мы также не критикуем эти наставления и писания, поскольку понимаем, кому и зачем они даны.

В этом смысле Библия и Коран — писания для мясоедов, т. е. людей, находящихся на очень низкой ступени духовного развития. Таким людям трудно даётся постижение высоких философских и духовных истин, поэтому в Библии и Коране они не очень-то и представлены. Что, в свою очередь, даёт этим людям богатую почву для собственных измышлений и толкований.

Почему идеологи современного авраамизма так яростно выступают против знания о реинкарнации, а многие приверженцы соответствующих религий тоже активно не приемлют этой идеи? Мне это всегда казалось немного странным или даже очень странным, но на самом деле в этом, конечно же, есть своя логика, которую я и пытаюсь понять. Я не буду сейчас касаться конкретного содержания Библии и Корана по вопросу о реинкарнации, предсуществовании душ, Судном дне для всех одновременно, вечном или не вечном аде и т. д., но со временем эти темы, конечно же, нужно разобрать. Может быть, Вы мне в этом поможете? Где в этих писаниях сказано, что реинкарнации не бывает? Я действительно не большой знаток Библии, а Коран так и вообще не знаю. Но от ачарьев я узнал об основополагающих принципах, а, как известно, «Знание некоторых принципов легко возмещает незнание многих фактов». Несмотря на то, что эти слова принадлежат материалисту Гельвецию, они очень даже верны. А узнать факты — дело не такое уж трудное. Тем более, я знаю, что в неявной форме о существовании реинкарнации говорится и в Библии, и в Коране. Но это всё отдельные темы, выходящие за рамки моего первого ответа, уже и так очень длинного.

С уважением,
Омкара

P. S. Между разными авторитетными священными писаниями, конечно же, нет противоречий. Но для того, чтобы это видеть, нужны действительно серьёзные знания и понимание. Иначе мы будем видеть огромное количество кажущихся противоречий даже внутри одного писания.

 
Рассылка новостей
подписаться
 
Медитация Йога Путь мудрости Стиль жизни Карта сайта Связаться с создателями сайта Медитация Йога Путь мудрости Стиль жизни Карта сайта Связаться с создателями сайта