Реинкарнация, переселение души | Кто реинкарнирует | Причина реинкарнации
Вход
   
 

События

Онлайн-семинары

(Медитация. Философия йоги. Веды. Бхагавад-гита. Вегетарианство. Аюрведа)

Программы на местах

Узнайте о программах в городах
России и других стран СНГ.
Свяжитесь с представителями
Школы бхакти-йоги
в Вашем городе (регионе)

Самара, Сочи, Киев
каждую субботу
Санкт-Петербург, Киев
каждое воскресенье

Опрос

Что из перечисленного у Вас сильнее всего ассоциируется со словом «счастье»?

Чувственные удовольствия
Могущество
Покой
Любовные отношения с совершенной личностью
Несуществование, пустота

Результаты

Жемчужины мудрости

Воспевайте Святое Имя, воспевайте Святое Имя, воспевайте Святое Имя. Нет другого пути, нет другого пути, нет другого пути к осознанию Бога в этот век ссор, хаоса и замешательства.

Брихан-нарадия-пурана, 38.126

Все цитаты

Объяснение реинкарнации

Часть 1

Часть 2. Желательна ли реинкарнация? Как перестать реинкарнировать

«Реинкарнировать» означает «инкарнировать снова». Слово «инкарнировать» происходит от латинского caro, carnis (плоть) и означает, что личность заключается в плоть и кровь, в материальное тело. Реинкарнация, в таком случае, означает, что, после того как ваше нынешнее материальное тело умерло, вы получаете новое материальное тело.

Реинкарнация также называется переселением души, или личности. Душа переселяется из старого или бесполезного тела в новое.

Так кто же реинкарнирует?

Тот, кто реинкарнирует, это, собственно, и есть вы. Поэтому «Кто вы?» — первый и главный вопрос, на который нужно ответить. Вы сможете в совершенстве понять реинкарнацию только в том случае, если поймёте, кто вы на самом деле. Этот вопрос подробно рассмотрен в нашей статье «Кто вы? Открывая ваше истинное я», а здесь мы лишь вкратце отметим, что тщательное изучение этого вопроса с помощью логики с привлечением данных науки и свидетельств священных писаний приводит нас к заключению, что вы — не материальное тело и не ум, а нематериальная вечная обладающая сознанием частица жизни — духовная душа, личность, или атма.

Если, оставляя своё «средство передвижения» (грубое физическое тело), личность сознаёт Бога, она возвращается в духовный мир, царство Бога. В духовном мире нет ни рождения, ни смерти, ни материальных тел. Духовный мир — естественный дом вечной духовной души.

Но если личность, оставляя тело, не полностью сознаёт Бога — если у неё всё ещё есть материальные желания и привязанности и ей ещё положено испытать последствия её кармы она получает другое материальное тело. Она обязательно войдёт в другое «транспортное средство» — должна будет реинкарнировать. Верховный Господь говорит:

Тот, кто родился, непременно умрёт, а тот, кто умер, родится вновь…

Бхагавад-гита, 2.27

Физическое тело подобно одежде, которую носит душа. В момент смерти эта одежда снимается, а затем надевается новая одежда (новое тело).

Как человек надевает новую одежду, сбросив старую, так и душа входит в новое материальное тело, оставив старое и бесполезное.

Бхагавад-гита, 2.22

На самом деле, вы можете наблюдать, как душа даже в этой жизни переселяется из младенческого тела в детское, затем в юношеское, и т.д. Личность, ранее жившая в молодом теле, теперь живёт в теле среднего возраста. Личность, ранее жившая в теле среднего возраста, теперь живёт в старом теле. Молодого тела, в котором она жила раньше, больше нет. Это и есть переселение души.

Тело старого человека — не просто состарившийся вариант того тела, которое он имел юношей. Все молекулярные частицы, составлявшие тело этой личности, заменились, но, тем не менее, личность по-прежнему существует.

Возможно, вам в жизни довелось наблюдать превращение гусеницы в бабочку. Сквозь прозрачные стенки куколки некоторых видов бабочек можно видеть, как постепенно развивается тело бабочки. Раньше это существо только и могло, что медленно ползать по земле, а неделей позже оно уже летает в небе. Тело гусеницы и тело бабочки очень сильно отличаются. Кто-то, какая-то душа, снял тело гусеницы и надел тело бабочки. То же самое существо, которое обитало в теле гусеницы, продолжает жить в теле бабочки.

А другое существо, которое было в теле головастика, переселяется в тело лягушки. В обоих случаях это одно и то же существо — отличается только тело.

Это очевидно, что даже в этой жизни мы и другие души переселяемся из одного тела в другое. Поэтому должно быть нетрудно принять тот факт, что процесс переселения продолжится. С абсолютной авторитетностью Верховный Господь говорит:

Так же, как душа переселяется из детского тела в юношеское, а из него в старческое, после смерти она получает новое тело. Такая перемена не беспокоит того, кто осознал свою духовную природу.

Бхагавад-гита, 2.13
Что связывает следующее тело с предыдущим?

Как переселение души из тела гусеницы в тело бабочки, так и переселение души в другое тело во время смерти происходит непрерывно, а не скачкообразно. То, что связывает одну жизнь со следующей, это тонкое материальное тело.

«Смерть» означает, что душа покидает грубое материальное тело. Оставляя его, она по-прежнему покрыта тонким материальным телом. Великий мудрец Нарада сказал:

В этой жизни живое существо действует в грубом теле. Деятельность грубого тела вызвана тонким телом, состоящим из ума, разума и эго. Когда грубое тело умирает, тонкое тело продолжает существовать, наслаждаясь и страдая. Таким образом, со смертью грубого тела ничего не меняется.

Шримад-Бхагаватам, 4.29.60

Смерть, в таком случае, можно сравнить с тем, как человек снимает верхнюю одежду, оставаясь в нижней. «Я» снимает грубое физическое тело, но остаётся в оболочке тонкого материального тела. Материалистический ум, покрывающий душу, служит мостом между воплощениями, связывая предыдущее тело со следующим.

Переползая с одного листа на другой, гусеница, прежде чем оторваться от того листа, на котором сидит, должна уцепиться за следующий. Подобно этому, прежде чем оставить своё нынешнее тело, живое существо должно обрести следующее тело, тип которого определяется деятельностью живого существа в этой жизни. Причина этого в том, что ум содержит в себе множество материальных желаний.

Шримад-Бхагаватам, 4.29.76-77

Желания и привязанности, которые вы развиваете в течение жизни своего грубого материального тела, не умирают. Они остаются с душой и служат связующим звеном со следующим грубым телом.

Почему мы реинкарнируем?

Причина того, что личность реинкарнирует, на самом деле, очень проста — материальные желания.

Однажды духовный учитель решил показать своему ученику свойство материальных желаний. Он сказал: «Я знаю одного старика неподалёку — он при смерти. Возьми свою красивую молодую сестру, и пойдём навестить его». Прежде, чем они вошли в комнату, где умирал старик, духовный учитель сказал ученику: «Когда войдёшь в комнату — следи за его глазами». Затем все трое — учитель, ученик и красивая сестра ученика — вошли в комнату. Ученик тотчас заметил, что старик не может оторвать глаз от красивой молодой девушки. Хотя он был прикован к постели и не мог двигаться, желание сексуального наслаждения сохранялось. Его половые органы больше не годились для полового сношения, но желание сексуального удовольствия было таким же сильным, как и прежде.

Таким образом, духовный учитель показал ученику, что желание чувственного удовольствия сохраняется даже тогда, когда сами органы чувств уже не могут функционировать. Другими словами, желание чувственного удовольствия переживает органы чувств, которые используются для его достижения. Смерть тела не влечёт за собой смерти материальных желаний. Когда душа покидает грубое физическое тело, она берёт с собой все материальные желания, которые у неё остались.

История о старике, по-прежнему желавшем сексуального удовольствия, хотя его половые органы и не могли больше функционировать, помогает нам лучше понять связь между тонким телом (материальными желаниями и планами) и грубым телом. Тонкое тело — вместилище желаний чувственного удовольствия, грубое тело — средство, или инструмент, с помощью которого душа пытается исполнить эти желания.

Язык — внешнее, грубое проявление желания чувствовать вкус, половые органы — желания сексуального удовольствия, нос — желания наслаждаться ароматами, и т.д.

Когда личность больше не может использовать какой-нибудь из своих органов чувств (например, глаза или уши), она ощущает огромную потерю, потому что этот орган был средством достижения определённого чувственного удовольствия. Органы чувств — связующее звено между чувственными желаниями, находящимися в тонком теле, и объектами чувственного удовольствия. Половые органы мужчины — связующее звено между его желанием сексуального удовольствия и телом красивой женщины. Без этого связующего звена личность не могла бы активно пытаться удовлетворить свои желания.

Во время смерти мы оставляем «связующее звено», средство чувственного удовольствия, но не своё желание наслаждаться с помощью чувств, господствовать над материальной природой. Нас по-прежнему покрывает желание быть в мире материи — и Бог знает это. Он знает ум и сердце каждой индивидуальной души.

Такой человек должен на самом деле знать величайшего из всех, Личность Бога — всемогущего, всеведущего, не воплощённого в теле, безупречного, не имеющего вен, чистого и неосквернённого, самодостаточного философа — того, кто с незапамятных времён исполняет желание каждого.

(Подчёркнуто Духовным учителем.)

Шри Ишопанишад, Мантра 8

Человек предполагает — Бог располагает. Он устроил так, что материальная природа даёт нам следующие одно за другим грубые материальные тела, потому что это то, чего мы, на самом деле, хотим. И пока у нас есть желание господствовать над материей и наслаждаться ею, Бог будет давать нам грубые материальные тела одно за другим.

По своей природе живое существо обладает некоторой независимостью, позволяющей ему выбирать свою хорошую или плохую судьбу, но, забыв своего верховного учителя, Личность Бога, оно отдаёт себя во власть гун материальной природы. Под влиянием этих гун оно начинает отождествлять себя с телом и, желая удовлетворить телесные потребности, привязывается к разнообразной деятельности. Иногда живое существо находится под влиянием гуны невежества, иногда — страсти, а иногда — благости. Так живое существо получает тела различных типов, находящиеся под влиянием разных гун материальной природы.

Шримад-Бхагаватам, 4.29.26-27

Подробнее о гунах (силах) материальной природы и их связи с реинкарнацией мы планируем написать в отдельной статье.

Когда мы обсуждали элемент «жизнь» и его отличие от материи, мы говорили о том, что в любой форме жизни присутствует индивидуальная духовная душа. Разные религиозные учения утверждают, что только у человека «есть душа», а у животных — нет (подробнее о душах в разных формах жизни).

Собака, кошка, муравей, муха, лошадь, корова, человек, полубог и т.д. — всё это различные виды грубых материальных тел. Каждое из них служит квартирой для личности, или души. Каждое тело — средство для получения личностью материального чувственного удовольствия. Одна личность, духовная душа, обитает в теле собаки, другая — в теле кошки, а вы — в человеческом теле. Почему? Почему одна душа получает тело свиньи, а другая — человеческое тело?

Ответ тот же — материальные желания. Желания воплощённых живых существ чрезвычайно разнообразны. «Пища одного — яд для другого». Содержимое банки с кошачьей едой пахнет ужасно, но кошке этот запах очень нравится.

А свиньи в Азии живут, питаясь испражнениями — главным образом, человеческими. Огромные хряки от 50 до 120 кг весом, покрытые жёсткой чёрной щетиной, тысячами бродят по селениям и небольшим городам Индии, опустив носы в сточные канавы, тянущиеся по обочинам узких дорог. Именно в эти мелкие сточные канавы и соседние поля горожане ходят в туалет. «Время туалета» в Индии начинается приблизительно за час до восхода солнца и заканчивается сразу после восхода. Поэтому рано утром огромное количество свиней появляется на улицах и полях. Они настолько голодны и агрессивны, что для большинства людей стало привычкой брать с собой палки, чтобы держать свиней на расстоянии. Ощущение, которое испытываешь, сидя на корточках на обочине дороги в темноте, с палкой в руке, с тревогой поглядывая налево и направо (что, конечно, бесполезно, потому что тьма кромешная), держа ухо востро, не раздастся ли свиное хрюканье — единственное в своём роде. Конечно, несмотря на свою пугающую, впечатляющую внешность, эти свиньи, вероятно, не попытались бы как-то напасть на человека. Они просто озабочены завтраком и хотят, чтобы он был свежим. Если при этом они сбивают людей с ног за их занятием — что поделаешь…

Иногда можно наблюдать, как маленькие поросята неуклюже пытаются влезть по задним ногам своей испражняющейся матери. Они едят её испражнения и пытаются лизать анус. Это их завтрак — он им нравится.

Одна лишь мысль об этом, вероятнее всего, внушает вам отвращение. Возможно, ваше лицо уже искажено гримасой и вы думаете: «Как кому-то может нравиться есть испражнения?» Ответ очевиден: у свиней тот тип языка, который способствует наслаждению вкусом испражнений. Существует множество различных типов языков, и каждый из них приспособлен для наслаждения пищей определённого вида. Язык свиньи даёт личности возможность наслаждаться вкусом испражнений, а с человеческим языком очень трудно наслаждаться этим вкусом.

Конечно, есть и другие органы чувственного удовольствия — нос, кожа, глаза, гениталии… Эти органы тоже бывают самых разных видов. Каждая душа пытается наслаждаться миром с помощью чувств, данных материальной природой.

Но почему одна душа получает тело одного, а другая — совершенно другого типа?

Ответ таков: материальная природа даёт личности тело определённого типа в соответствии с её желаниями — складом её ума.

Формы тонких тел разнятся так же сильно, как и формы грубых тел. Сейчас и у вас, и у вашего соседа — человеческие тела. Однако ваши желания, которые вы развивали, культивировали в течение предыдущих жизней, и особенно в этой жизни, отличаются. Вы, возможно, любите вкус свежих фруктов; ваш сосед — вкус плоти и крови. Вам нравится спокойная сельская местность; вашему соседу — суета большого города. Вы не придаёте сексуальному удовольствию большого значения, а для вашего соседа оно может быть самым главным в жизни. Вас, возможно, интересует духовное осознание, а он озабочен лишь едой, сном, сексом и борьбой за что-нибудь.

Во время смерти и вы, и ваш сосед лишитесь своих грубых человеческих тел. Затем, в соответствии с формой тонкого тела — природой ваших желаний и складом ума, — каждый из вас получит новую, подходящую для вас материальную форму. Вы, скорее всего, получите человеческое тело; ваш сосед, вероятно, получит тело животного.

Ум подобен ядру, вокруг которого развивается новое грубое материальное тело. Тонкое тело — местонахождение всевозможных желаний и планов — это шаблон, форма. Грубое тело принимает форму в соответствии с формой шаблона.

В материальном мире живое существо переносит свои представления о жизни из одного тела в другое, как воздух переносит запахи. Войдя в новое грубое тело, живое существо получает новые уши, глаза, язык, нос и кожу (орган осязания). Все эти чувства сгруппированы вокруг ума, и с их помощью живое существо наслаждается доступными им объектами чувств.

(Подчёркнуто Духовным учителем.)
Бхагавад-гита, 15.8-9

Язык — это проявление желания чувствовать вкус, а нос — желания чувствовать запах. Но природа наделила разные живые существа языками и носами различного типа в соответствии с их вкусами, или желаниями. Язык свиньи, кошки или человека особым образом приспособлен для того, чтобы помочь им наслаждаться определённым типом пищи. Таким образом, природа даёт нам тело определённого типа в соответствии с нашим складом ума — нашими желаниями.

В силу определённых процессов, происходящих в тонком теле, живое существо получает и оставляет грубые материальные тела. Это называется переселением души. В результате душа испытывает иллюзорные радости и печали, страх, счастье и горе.

Шримад-Бхагаватам, 4.29.75

Кроме того, как утверждается в другом стихе из Шримад-Бхагаватам:

Ум — причина того, что живое существо получает тело определённого типа, соответствующее характеру его взаимодействия с материальной природой. По складу ума живого существа можно понять, кем оно было в прошлой жизни и какое тело получит в будущем. Таким образом, ум содержит информацию о прошлой и будущей жизни.

Шримад-Бхагаватам, 4.29.66

У личности, возможно, человеческое тело, но если её сознание подобно сознанию животного, то, покинув свою человеческую форму, она получит тело того животного, которое соответствует складу её ума. Например, личность с мышлением как у собаки станет собакой.

Собака думает только о пище, сне, сексе и самообороне, а не о развитии или понимании своего духовного «я». Собаку не интересует самоосознание, развитие любви к Богу. Подобным же образом, личность, находящаяся в человеческом теле, но озабоченная только едой, сном, совокуплением и обороной, имеет тонкое тело собаки или какого-то другого животного. После того как грубое тело снято, остаётся тонкое тело животного; оно служит ядром, вокруг которого развивается новое грубое тело.

Таким образом, сознание личности определяет её будущее тело. А действия и поступки, которые человек совершает сейчас (его карма), определяют его сознание. Подробнее об этом — в статье «Карма».

Вопрос: Моя знакомая очень привязана к своей собаке. Может ли эта привязанность стать причиной того, что она родится собакой?

Ответ: Определённо. Во время смерти человек, естественно, будет думать о том, что ему дороже всего. Возможно, он будет думать об определённых чувственных удовольствиях или о форме той личности, к которой больше всего привязан. Личность получает тело определённого типа в соответствии со своим сознанием во время смерти. Если во время смерти личность сознаёт Бога — погружена в любовь к Богу — она отправится к Богу. Однако если умирающий сознаёт собаку — погружён в любовь к своей собаке и думает о форме собаки — тогда он родится собакой.

Материальная привязанность — это другой аспект материального желания. Если женщина, о которой вы говорите, очень привязана к собаке, во время смерти она, очевидно, будет думать о своей собаке, и эти мысли станут ядром, вокруг которого разовьётся новое материальное тело. Она получит тело собаки. В Бхагавад-гите сказано:

О каком состоянии бытия человек помнит, оставляя тело, того состояния он и достигнет непременно.

Бхагавад-гита, 8.6

В своём комментарии к Шримад-Бхагаватам (1.9.30) Шрила Бхактиведанта Свами говорит: «То, что привлекает человека во время смерти, служит началом его следующей жизни».

К огромному сожалению, люди не знают об этих тонких материальных законах.

Вопрос: Правда ли, что такая неверно направленная любовь может стать причиной того, что даже достаточно духовно продвинутые личности родятся животными?

Ответ: Да. Всем нужно быть осторожными. Древний Шримад-Бхагаватам являет это в истории Махараджи Бхараты.

Часть 2. Желательна ли реинкарнация? Как перестать реинкарнировать

 
Рассылка новостей
подписаться | отказаться
 
Связаться с создателями сайта Карта сайта Стиль жизни Путь мудрости Йога Медитация Связаться с создателями сайта Карта сайта Стиль жизни Путь мудрости Йога Медитация