Задать вопрос

E-mail
Пароль
Напомнить?
E-mail
Пароль
Имя (псевдоним)

Код с картинки
Код активации

События

Онлайн-семинары

(Медитация. Философия йоги. Веды. Бхагавад-гита. Вегетарианство. Аюрведа)

Программы на местах

Узнайте о программах в городах
России и других стран СНГ.
Свяжитесь с представителями
Школы бхакти-йоги
в Вашем городе (регионе)

Самара, Сочи, Киев
каждую субботу
Санкт-Петербург, Киев
каждое воскресенье

Жемчужины мудрости

Кришна говорит:

Ввергнутый в иллюзию тремя гунами природы [благостью, страстью и невежеством], весь мир не знает Меня, стоящего над гунами и неисчерпаемого.

Бхагавад-гита, 7.13

Все цитаты
4 Июня 10  –  Atman

Харибол! Скажите, пожалуйста: кто такой Шри Ауробиндо и принадлежит ли он к парампаре?

5 Августа 10  –  Omkara

Шри Ауробиндо (1872–1950) — индийский философ и йог. Не принадлежит к парампаре. В одной из своих работ, написанных в 40-х — 50-х годах на языке бенгали, которые позже были переведены на английский и изданы в виде сборника под названием «Самоотречение, рождённое мудростью» (Renunciation Through Wisdom), А. Ч. Бхактиведанта Свами подробно анализирует философию Ауробиндо. Говоря о неспособности философов-майявади (имперсоналистов) понять тот факт, что освобождённая душа по-прежнему обладает индивидуальностью и является личностью, он пишет (часть 3, глава 3 сборника):

Шри Ауробиндо поднялся выше этого ограниченного типа мышления, говоря о «супраментальном сознании» в своей книге «Жизнь божественная». Мы считаем эту книгу неуверенной попыткой представить трансцендентные энергии Верховного Господа. Он признавал, что Верховный Господь обладает трансцендентной энергией, и это мы оцениваем положительно, но считаем, что многие люди не в состоянии понять объяснения трансцендентного в книгах Ауробиндо. Несмотря на то, что они написаны довольно простым английским, они оставляют читателя в состоянии замешательства. Те, кто не знаком с вайшнавскими философиями, такими как вишишта-адвайта, шуддха-адвайта, двайта-адвайта и, наконец, ачинтья-бхеда-абхеда-таттва Господа Чайтаньи, не могут понять Шри Ауробиндо. А те, кто знает только философию имперсонализма, кто стремится к недвойственному Брахману, ещё в меньшей степени способны понять его работы.

Далее Бхактиведанта Свами пишет (часть 3, глава 4):

Глубокое эзотерическое заключение, явленное Господом Чайтаньей в нескольких афоризмах наставлений Шри Санатане Госвами, лишь частично обсуждается во всех работах Шри Ауробиндо. Языком, отягощённым сложным синтаксисом и непонятной терминологией, Шри Ауробиндо пытается представить знание, которое легко можно обрести с помощью практики вайдхи-бхакти — преданного служения, совершаемого в соответствии с правилами и предписаниями авторитетных духовных учителей и священных писаний. Из-за его высокопарного литературного стиля, а также по другим техническим причинам обычному читателю нелегко понять книги Шри Ауробиндо, и поэтому они, в известном смысле, бесполезны.

Пожалуй, наиболее полную характеристику Ауробиндо можно почерпнуть из беседы А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады с профессором Хопкинсом (Филадельфия, 13.07.1975):

«Проф. Хопкинс: Что Вы можете сказать о Шри Ауробиндо? <…> Он не имперсоналист, не майявади.

Прабхупада: Он говорит, что выше того, о чём говорит философия майявады, есть что-то ещё, что-то большее. Это бхакти. …Но он не мог понять бхакти, потому что не учился у осознавшей себя личности. Он хотел достичь осознания самостоятельно. В этом его недостаток.

Проф. Хопкинс: Таким образом… Вы считаете, что его попытка выйти за пределы… думаю, Вы бы это назвали…

Прабхупада: Он должен будет прилагать эти усилия много жизней подряд. И затем, когда его усилия увенчаются успехом, он осознает Кришну. <…>

Проф. Хопкинс: Таким образом, его проблема заключалась в том, что он пытался это сделать сам, без…

Прабхупада: Без гуру.

Проф. Хопкинс: Без гуру.

Прабхупада: Поэтому на это уйдёт много времени. Это как человек, который ищет правильную дорогу, но не хочет никого спрашивать, а просто бродит по лесу.

Проф. Хопкинс: Вы… Я уверен, Вы знакомы с его очерками о Гите.

Прабхупада: Да.

Проф. Хопкинс: Которые я считаю, в общем, довольно неплохими, сами по себе его очерки о Гите. Есть ли в них что-то такое, с чем бы Вы полностью не согласились?

Прабхупада: Мы не согласны с самим подходом, когда он пытается понять Абсолютную Истину с помощью собственных усилий. Это невозможно.

Проф. Хопкинс: Таким образом, Вы бы сказали, что чего бы он ни… возможно, у него были верные идеи, но он не…

Прабхупада: Возможно, он великий мыслитель, но (неразборчиво)… осознавшей себя личностью.

Проф. Хопкинс: Не был. Извините, я задал этот вопрос буквально в последнюю минуту, но он пришёл мне на ум, и мне было интересно, что Вы ответите. Спасибо большое».

А вот ещё несколько цитат Бхактиведанты Свами:

«Вы, вероятно, знаете Шри Ауробиндо. Он также очень успешно измышлял на уровне ума. Уровень ума не может дать нам настоящей свободы и счастья» (Лекция по Бхагавад-гите, 2.55-58, Нью-Йорк, 15.04.1966).

«Есть много умозрительных философов, таких как Ауробиндо Гхош. Он занимался умозрением. Он понял, что деятельность продолжается даже после освобождения, но не смог понять Кришну — вот как это трудно. Другие, так называемые санньяси, такие как Раматиртха и Вивекананда, не смогли даже приблизиться, в наше время. А Ауробиндо подошёл к освобождению в Брахмане, но не смог прийти к пониманию Верховной Личности Бога» (Лекция по Шримад-Бхагаватам, 6.3.12-15, Горакхпур, 9.02.1971).

«Это как майявади говорит: Думай обо мне. В ашраме Ауробиндо они больше ничем не занимаются. Ученикам советуют: Делайте всё, что вам хочется, но всегда думайте об Ауробиндо. <…> Я спросил тех, кто живёт в ашраме Ауробиндо: Чем вы занимаетесь? Мы думаем об Ауробиндо. Они… Потому что Ауробиндо думает, что он Кришна» (Лекция по Шримад-Бхагаватам, 1.8.19, Майяпур, 29.09.1974).

«Честно говоря, есть столько комментариев к Бхагавад-гите — д-ра Радхакришнана, Ганди, Тилака, Ауробиндо и многих других. Но никто из них не сказал: Вот Бог, Кришна. Вы согласны или нет? Сказал ли кто-нибудь: Вот Бог, Кришна. Вы ищете Бога. Вот Верховная Личность Бога, Кришна. Поклоняйтесь Ему? Никто не сказал» (Интервью журналу «Транс-Индия», Нью-Йорк, 17.07.1976).

«Ауробиндо был хиппи. (Смех.) У него были длинные волосы, и он пал жертвой этой Матери. Она привезла… Она была молода и привезла с собой деньги, и Ауробиндо был сражён. Вначале он занимался какой-то практикой йоги, но с появлением этой Матери… — женщина может победить любого мошенника. (Смеётся.) Поэтому она… она победила, и тогда никому не разрешили видеть его в его уединённой медитации. Только этой Матери было позволено. Она приносила ему еду… <…> Он ни с кем не разговаривал, и ученикам было сказано: Просто думайте об Ауробиндо. Больше вам ничего не остаётся. Вот и всё» (Внутренняя беседа, Бхуванешвар, 21.01.1977).

В ранний период жизни Шри Ауробиндо следовал принципам имперсональной йоги, но впоследствии не удержался даже на этом более низком уровне.

С уважением,
Омкара

 
Рассылка новостей
подписаться | отказаться
 
Связаться с создателями сайта Карта сайта Стиль жизни Путь мудрости Йога Медитация Связаться с создателями сайта Карта сайта Стиль жизни Путь мудрости Йога Медитация