Задать вопрос

E-mail
Пароль
Напомнить?
E-mail
Пароль
Имя (псевдоним)

Код с картинки
Код активации

События

Онлайн-семинары

(Медитация. Философия йоги. Веды. Бхагавад-гита. Вегетарианство. Аюрведа)

Программы на местах

Узнайте о программах в городах
России и других стран СНГ.
Свяжитесь с представителями
Школы бхакти-йоги
в Вашем городе (регионе)

Самара, Сочи, Киев
каждую субботу
Санкт-Петербург, Киев
каждое воскресенье

Жемчужины мудрости

От природы живое существо наделено некоторой независимостью, позволяющей ему самому определять своё плохое или хорошее будущее, но, забыв своего верховного учителя, Личность Бога, оно отдаёт себя во власть гун материальной природы. Под влиянием этих гун оно начинает отождествлять себя с телом и, желая удовлетворить телесные потребности, привязывается к разнообразной деятельности. Иногда живое существо находится под влиянием гуны невежества, иногда — страсти, а иногда — благости. Так живое существо получает тела различных типов, подверженные влиянию разных гун материальной природы.

Шримад-Бхагаватам, 4.29.26-27

Все цитаты
18 Августа 10  –  Summer

Вы говорите, что каждый человек должен заниматься духовной практикой и очищением сознания. Значит ли это, что у всех должна быть полная отрешённость и отсутствие желания обычных земных радостей?

25 Августа 10  –  Ekanath

Да, конечно… приковать к ноге чугунный шар и плетью себя по спине. Вот это духовно!!!

Шутка…

Давайте-ка определимся, что значит «заниматься духовной практикой», от чего очищать своё сознание, что есть отрешённость и земные радости.

Помимо того, что существуют различные духовные практики, отметим, что конечной целью этих практик является возврат к своему изначальному состоянию любящего слуги Бога. И именно человеческое тело даёт живому существу такую возможность. В человеческой форме жизни (как и в остальных 8 миллионах форм жизни) живое существо добывает пищу, спит, занимается продолжением рода и защищает свою территорию и имущество. Но именно человеческая форма жизни даёт возможность, помимо этих четырёх, заниматься пятым видом деятельности — задаваться вопросами «Почему я страдаю?», «Зачем я живу?», «Как преодолеть смерть?» и т.п. И ответы на эти вопросы даёт осознание того факта, что я не тело, а личность внутри этого тела, и что я не могу быть счастливым, живя согласно этому ложному представлению, что я мужчина, женщина, ребёнок, русский, американец, негр, европеец и т.д. и т.п.

Но осознание того факта, что я не тело, не избавляет меня от необходимости питаться, спать, защищаться и т.д. Но теперь это не самоцель, не источник моего счастья; теперь эта деятельность подчинена главной цели — самоосознанию.

Рассмотрим пример с едой. Если личность понимает, что она не тело, но пребывает в теле, то она относится к питанию как к необходимому элементу существования в этом теле. Пища должна подходить этому телу. Вы же не станете заливать в бензиновый двигатель дизельное топливо, а зимой летний бензин. Аналогично, тело нужно кормить в соответствии с его устройством и потребностями. Если же мы отождествляем себя с телом, то часто отправляем «в топку» не то, что полезно, а то, что вызывает «оргазм» наших вкусовых рецепторов. А промышленность, в погоне за прибылью, очень старается обеспечить нас такими продуктами, не слишком заботясь об их полезности для тела и ума.

Но полезное совсем не значит невкусное. Хотя поначалу, пока мы приучены к искусственным вкусам, так может казаться. Поэтому необходимо управлять чувствами, поскольку они, словно маленькие дети, постоянно чего-то хотят. Вот здесь на передний план выходит разум (буддхи), с помощью которого мы можем отличить истинные потребности от мнимых, а также на помощь нам в этом приходят священные писания. В Бхагавад-гите (6.16) Кришна говорит:

О Арджуна, человек никогда не станет йогом, если он ест слишком много или слишком мало, спит слишком много или спит недостаточно.

Со стороны это выглядит как отрешённость и отказ от земных радостей. Но в действительности это переход от низких вкусов к более высоким. Т.е., духовный человек не противник удовольствия, он просто выбирает более высокий вкус, непонятный окружающим. Конечно же, поначалу вы «отчалили от одного берега и ещё не приплыли к другому». Это самый сложный этап, так как вы ещё не забыли «старые вкусы» и ещё не чувствуете новых. Поэтому здесь упор делается на буддхи (разум). Иногда случается так, что человек, не вполне почувствовав нового вкуса, возвращается к прежним привычкам. Таких людей в писаниях сравнивают с собакой, вернувшейся к собственной рвоте. Но испытав более высокий вкус, вы никогда не захотите возвращаться к прежним. Вот это и называется очищением сознания.

Конечно, здесь есть и более глубокий смысл — изменение сознания, когда вы перестаёте быть эгоцентристом и становитесь слугой Бога, но, чтобы не слишком утомлять читателя, мы рассмотрим его в другой раз.

1 Декабря 10  –  Omkara

Здравствуйте, Summer

Мой брат в Боге хотел написать продолжение своего ответа на Ваш вопрос. В силу ряда причин он не может сейчас ответить непосредственно, но он прислал мне основные тезисы и попросил развить их, опубликовав развёрнутый ответ, что я и делаю.

В Ведах говорится, что живое существо — вечный искатель счастья, но счастье это имеет другую природу — не ту, к которой мы привыкли в этом мире. Здесь мы в основном пытаемся получить удовольствие для чувств (зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания) и ума, и по ошибке принимаем это временное удовольствие за счастье. Но существует совсем другое счастье, которое как раз и является настоящим — счастье любовного служения совершенной личности, Богу.

Если рассмотреть суть любовных отношений двух личностей, можно увидеть, что в этом тандеме один старается доставить удовольствие (принести счастье) объекту своей любви, т.е., служить ему, другому же необходимо принять это служение, чтобы дать возможность первому почувствовать счастье любовного служения. Например: ребёнок лепит из грязи бабку и с радостью бежит к маме, чтобы подарить ей эту бабку. Мать с восторгом принимает это служение. Ей не нужна эта бабка, но она принимает её как знак любви. В ответ, выражая свою любовь, она, предположим, даёт конфету.

Такие взаимоотношения в материальном мире, конечно, не чисты, в них всё равно есть примесь эгоизма. Но эти примеры помогают нам понять суть чистых любовных отношений в духовном мире. Именно этот тип счастья свойствен нам как индивидуальной душе во взаимоотношениях с Верховной Душой. Однако необходимо понять разницу в положении между Богом и нами. Бог — пуруша, что значит «наслаждающийся». А мы — Его подвластные неотъемлемые частицы. Он по Своей природе — господин (всемогущий, всеведущий, самодостаточный и т.д.), а мы — слуги (малые, нуждающиеся в защите и т.д.). Говорится также, что назначение части — служить целому. Мы — частицы Бога, поэтому мы, чтобы быть счастливыми, нуждаемся в том, чтобы с любовью служить Богу. А Бог самодостаточен, Он ни в чём и ни в ком не нуждается, Он счастлив сам по себе, но Он любит всех нас, Свои неотъемлемые частицы, Своих детей, и постоянно заботится о нашем благе. Поэтому Он хочет, чтобы мы были счастливы, а значит, чтобы у нас были отношения любовного служения с Ним.

Будучи частицами Бога, мы наделены теми же качествами, что и Он, но в значительно меньшем количестве. Поэтому нас тоже иногда называют пурушами, наслаждающимися. Но мы — маленькие пуруши, и наше счастье — в любовном служении Богу, Верховному Пуруше. Поэтому Веды, на самом деле, относят нас к категории пракрити объекта наслаждения.

Мы также обладаем таким качеством Бога, как свобода, но в ограниченном количестве. Бог абсолютно свободен, а наша свобода ограниченна. Мы свободны выбирать, хотим мы служить Богу или нет, но в обоих этих состояниях мы находимся под властью Бога. Если мы хотим служить Богу, мы находимся под Его непосредственным управлением и полностью счастливы. Мы черпаем счастье в том, что стараемся доставить удовольствие тому, кого любим — Верховной Личности. Мы живём своей вечной, исполненной блаженства жизнью. Если же мы не хотим служить Богу, а хотим вместо этого быть Богом, мы находимся под управлением внешней энергии Бога, майи, энергии иллюзии, вынуждены подчиняться закону кармы. Мы пытаемся сделать всех окружающих своими слугами — получить счастье, принимая служение от них. И даже если мы понимаем, что счастье может принести только любовь, мы не можем быть счастливы, пытаясь любить других, вычеркнув при этом из своей жизни настоящее, бескорыстное любовное служение Богу. Мы так устроены, что нам необходимо вечное и безграничное счастье, которое нам могут дать только отношения с верховной совершенной личностью — Богом. Если у нас нет этих отношений, мы не удовлетворены, и вместо того, чтобы любить других безусловно, действительно хотеть сделать других счастливыми, мы пытаемся высосать из этих взаимоотношений счастье для себя. Поскольку это невозможно (никто из нас не Бог), такие взаимоотношения неизбежно ведут к страданиям. Другими словами, не любя Бога, мы не можем принимать служение бескорыстно, желая только удовлетворить того, кого любим. В нашем отношении к нему всегда будет какая-то доля эгоизма и попытки эксплуатировать. Этот эгоизм может быть более грубым или более тонким, но он присутствует в наших мотивах всегда, пока мы не очистим от него своё сознание, т.е., не вернёмся в своё изначальное состояние любящего слуги Бога.

Я постарался объяснить эту философскую и психологическую истину достаточно развёрнуто, чтобы её было легче понять. И тогда станет понятно, зачем существует материальный мир. Чтобы дать нам возможность попытаться осуществить это желание быть наслаждающимися, Бог создал этот мир, в котором мы можем пребывать в иллюзии нашей независимости от Него. Теперь Вы можете понять, почему «мирские радости» рассматриваются в духовной практике как зло, от которого следует отказаться. Злом являются не столько эти «радости», сколько наше сознание наслаждающегося. Потому что оно полностью противоположно сознанию любящего слуги. Поэтому правильнее сказать так: мы должны отказаться от стремления к мирским радостям, постепенно вытеснив его желанием служить Богу. Как сказал об этом Иисус Христос:

Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне.

От Матфея, 6.24

Вернёмся теперь к примеру с едой, который мой брат в Боге привёл в предыдущей части, но рассмотрим его с другой точки зрения. Вы можете попытаться наслаждаться едой, удовлетворяя вкусовые рецепторы своего языка (пусть даже и полезной для тела пищей), или испытать счастье, удовлетворив чувства Господа. В Бхагавад-гите (9.26) Кришна говорит:

Если человек предложит Мне с любовью и преданностью листок, цветок, плод или воду, Я приму это подношение.

Приготовление пищи с сознанием того, что я готовлю её для Господа, а затем подношение её Господу с любовью и вкушение её в сознании того, что Господь её принял, возвращает нас из сознания наслаждающегося в наше естественное сознание любящего слуги Бога. И точно так же можно предлагать Господу любую угодную Ему деятельность, чему учит карма-йога. Такая духовная практика постепенно даст нам возможность почувствовать ни с чем не сравнимый духовный вкус любовного служения Богу. И если в процессе этого служения мы будем испытывать различные чувственные удовольствия (а это неизбежно — каждый приём пищи, каждый тёплый весенний день неизменно приносит удовольствие чувствам), мы будем относиться к ним как к чему-то не очень значимому и не будем рассматривать их как цель нашей жизни.

С уважением,
Омкара

 
Рассылка новостей
подписаться | отказаться
 
Связаться с создателями сайта Карта сайта Стиль жизни Путь мудрости Йога Медитация Связаться с создателями сайта Карта сайта Стиль жизни Путь мудрости Йога Медитация