Посмотри
Вся правда о вегетарианстве Вилки вместо скальпелей Внетелесный опыт, научные факты Три случая реинкарнации Раскрывая тайну жизни (миф эволюции)Жемчужины мудрости
Йога — это практика, позволяющая человеку обуздать свои ненасытные чувства и сосредоточить ум на Всевышнем.
А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада, комментарии к «Бхагавад-гите», 2.48
Все цитаты2 Июня 10 | – | Atman |
Харибол! Вопрос относительно регулирующих принципов. Соблюдение 4-х принципов является обязательным «атрибутом» преданного. Иисуса Христа признают чистым преданным Бога, но тем не менее он ел рыбу, т. е. допускал её употребление. В связи с этим скажите, пожалуйста, применимо ли понятие «место, время и обстоятельства» к данным принципам?
27 Июля 10 | – | Omkara |
Харибол, Atman! Спасибо за вопрос.
Сначала небольшое пояснение для читателей. Те, кто серьёзно следует процессу садхана-бхакти, должны выполнять четыре регулирующих принципа:
Не употреблять в пищу мяса, рыбы и яиц.
Не употреблять одурманивающих веществ, таких как алкоголь, наркотики, табак, кофе и чай.
Не вступать в недозволенные половые отношения (вне брака).
Не играть в азартные игры.
Очевидно, что в категорию «мясо, рыба, яйца» входят все продукты, получаемые из животных после их убийства или естественной смерти, а также живые животные, эмбрионы животных и их репродуктивная ткань — яйца, икра и т. д.
В Ведах говорится, что знание всегда нужно рассматривать с точки зрения места (деша), времени (кала) и обстоятельств (таких, как сознание человека, которому это знание предназначалось) (патра).
Вопрос соблюдения 4-х регулирующих принципов тоже нужно рассматривать с точки зрения места, времени и обстоятельств. В комментарии к «Шримад-Бхагаватам» (1.17.16) А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада говорит:
В писаниях упоминается апад-дхарма, то есть предписанные обязанности человека в экстраординарных ситуациях. Говорится, что великий мудрец Вишвамитра, попав в чрезвычайно опасное положение, был вынужден питаться мясом собак. В случае крайней необходимости разрешается питаться мясом различных животных… Никому не следует употреблять в пищу мясо в обычное время только ради того, чтобы доставить удовольствие своему языку. <…>
Для разных людей, исполняющих разные обязанности в зависимости от рода своей деятельности, в богооткровенных писаниях установлены правила, и тот, кто следует им, называется сва-дхармастха, что значит «верный своим предписанным обязанностям». <…> Эту сва-дхарму можно нарушать в случае крайней необходимости, если к этому принуждают обстоятельства, но в обычной жизни её нарушать нельзя.
Приведу также отрывок из одной беседы Бхактиведанты Свами (Утренняя прогулка, Перт, 7.05.1975):
Ганеша: Таким образом, нам нужно есть ту или иную пищу в зависимости от времени, места и обстоятельств?
Прабхупада: Что?
Ганеша: Мы должны решать, есть ли нам мясо или растительную пищу, в зависимости от времени, места и обстоятельств?
Прабхупада: Да, мы должны есть. Но если доступна хорошая пища, зачем есть плохую? Мы не должны следовать прихотям языка».
Таким образом, мы можем утверждать, что Иисус ел рыбу, учитывая время, место и обстоятельства. Но связано это было, скорее всего, не с тем, что ему грозила голодная смерть по причине отсутствия другой пищи, а с обстоятельствами иного рода. Однажды мой духовный учитель, при упоминании эпизода, в котором Иисус якобы ел мясо, ответил: «Нет, это неправда. Но Иисус ел рыбу. Иногда Иисус ел рыбу, и таким образом косвенно показывал людям, которые не могли перестать есть мясо… более или менее косвенно он говорил: „ Ладно, вы на более низком уровне духовного развития, в том смысле, что у вас есть потребность есть мясо, но вы можете есть рыбу“. Но нигде не сказано, что Иисус поощрял убийство животных, или убийство коров, или употребление мяса».
Таким образом, у нас есть все основания утверждать, что употребление Иисусом рыбы было связано с его проповеднической миссией. Очевидно, что народ, среди которого он проповедовал, не следовал ведической культуре — употребление в пищу мяса и рыбы считалось само собой разумеющимся. Многие из его учеников были рыбаками. Люди, которым он проповедовал, не были готовы принять строгое вегетарианство. Но косвенно он показывал им: «Лучше вам есть рыбу, а не мясо».
Мой брат в Боге рассмотрит Ваш вопрос с этой точки зрения более подробно.
С уважением,
Омкара
30 Июля 10 | – | Ekanath |
Харибол, Atman
Сами по себе регулирующие принципы призваны поднять нас до саттва-гуны (гуны благости, из которой только и возможно перейти в чисто духовное сознание). И чем тщательней мы будем им следовать, тем легче нам будет им следовать и тем выше и быстрее будет подниматься наше сознание. А как быстро и как высоко — это Вы решаете сами… Процесс Господа Чайтаньи состоит в совместном воспевании святых имён и обучении этому других, а не в следовании регулирующим принципам. Помню ответ Бхактиведанты Свами на письмо одного из его учеников, который писал, что всё классно, люди приходят и воспевают, вот только продолжают принимать наркотики. Свами ответил: «Пусть принимают и поют…» Потому что придёт время, и их сознание поменяется, и они оставят «более низкие вкусы». Принцип неупотребления мяса не должен стать камнем преткновения на пути к тому, чтобы следовать процессу воспевания. Другое дело, когда человек, принимая духовное посвящение, обещает учителю следовать 4-м регулирующим принципам…
И да, правила существуют не ради правил. Поэтому следует действовать согласно времени, месту и обстоятельствам. В Ведах упоминается, что ради сохранения жизни преданный может употребить мясо, но ведь обычно это не наш случай.
Общая идея такова: есть пища в саттве, раджасе и тамасе (благости, страсти и невежестве), и должно быть очевидно, чем лучше питаться, если человек хочет развиваться духовно и следует принципу «Не убий». Но, повторюсь, лучше пусть он воспевает и ест, чем не воспевает и всё равно ест. И можно дать рекомендации типа «лучше есть мясо свиньи, чем коров, курятину, чем свинину, рыбу, чем курятину, мидии, чем рыбу» и т. д.
В ведическом понимании различают материю саму по себе и материю, находящуюся под влиянием живого существа. Другими словами, есть неодушевлённые предметы (материя сама по себе) и одушевлённые (материальная оболочка, в которой присутствует живое существо). И так уж устроено, что каждый в этом мире служит пищей для кого-то другого. Съедая даже морковку, мы лишаем жизни (тела) некое живое существо и несём за это кармическую ответственность. И чем выше (ближе к человеческой) форма жизни, которую мы убиваем, тем выше ответственность. Есть люди (фрутарианцы), которые не используют в пищу даже овощи, питаясь фруктами. Есть группа людей (джайны), которые метут перед собой дорогу, чтобы не наступить на какую-то букашку, носят белые одежды, чтобы легко было заметить севшее насекомое, и маски, чтобы не вдохнуть какую-нибудь мушку. Но этот искусственно возведённый в ранг абсолюта принцип ахимсы (ненасилия) непрактичен, да это и не тот путь, который предлагает Сам Господь. В «Бхагавад-гите» (3.13) Он говорит:
Преданные слуги Господа освобождаются от всех видов греха, ибо едят пищу, которая была принесена в жертву Господу. Те же, кто готовят пищу ради того, чтобы самим наслаждаться ею, воистину, вкушают один лишь грех.
(В 4-й песни «Шримад-Бхагаватам» даже уточняется, какое наказание ждёт грешника за употребление мясной пищи.)
В другом стихе «Гиты» (9.26) Господь говорит:
Если предложишь Мне с любовью и преданностью листок, цветок, плод или воду, Я приму это подношение.
Надеюсь, теперь у Вас есть более полное представление.
С уважением,
Эканат
Вопрос, комментарий?
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить обсуждение