Задать вопрос

E-mail
Пароль
Напомнить?
E-mail
Пароль
Имя (псевдоним)
Код активации

События

Онлайн-семинары

(Медитация. Философия йоги. Веды. Бхагавад-гита. Вегетарианство. Аюрведа)

Программы на местах

Узнайте о программах в городах
России и других стран СНГ.
Свяжитесь с представителями
Школы бхакти-йоги
в Вашем городе (регионе)

Самара, Сочи, Киев
каждую субботу
Санкт-Петербург, Киев
каждое воскресенье

Жемчужины мудрости

От природы живое существо наделено некоторой независимостью, позволяющей ему самому определять своё плохое или хорошее будущее, но, забыв своего верховного учителя, Личность Бога, оно отдаёт себя во власть гун материальной природы. Под влиянием этих гун оно начинает отождествлять себя с телом и, желая удовлетворить телесные потребности, привязывается к разнообразной деятельности. Иногда живое существо находится под влиянием гуны невежества, иногда — страсти, а иногда — благости. Так живое существо получает тела различных типов, подверженные влиянию разных гун материальной природы.

Шримад-Бхагаватам, 4.29.26-27

Все цитаты
2 Июня 10  –  Atman

Харибол! Вопрос относительно регулирующих принципов. Соблюдение 4-х принципов является обязательным «атрибутом» преданного. Иисуса Христа признают чистым преданным Бога, но тем не менее он ел рыбу, т. е. допускал её употребление. В связи с этим скажите, пожалуйста, применимо ли понятие «место, время и обстоятельства» к данным принципам?

27 Июля 10  –  Omkara

Харибол, Atman! Спасибо за вопрос.

Сначала небольшое пояснение для читателей. Те, кто серьёзно следует процессу садхана-бхакти, должны выполнять четыре регулирующих принципа:

  1. Не употреблять в пищу мяса, рыбы и яиц.

  2. Не употреблять одурманивающих веществ, таких как алкоголь, наркотики, табак, кофе и чай.

  3. Не вступать в недозволенные половые отношения (вне брака).

  4. Не играть в азартные игры.

Очевидно, что в категорию «мясо, рыба, яйца» входят все продукты, получаемые из животных после их убийства или естественной смерти, а также живые животные, эмбрионы животных и их репродуктивная ткань — яйца, икра и т. д.

В Ведах говорится, что знание всегда нужно рассматривать с точки зрения места (деша), времени (кала) и обстоятельств (таких, как сознание человека, которому это знание предназначалось) (патра).

Вопрос соблюдения 4-х регулирующих принципов тоже нужно рассматривать с точки зрения места, времени и обстоятельств. В комментарии к «Шримад-Бхагаватам» (1.17.16) А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада говорит:

В писаниях упоминается апад-дхарма, то есть предписанные обязанности человека в экстраординарных ситуациях. Говорится, что великий мудрец Вишвамитра, попав в чрезвычайно опасное положение, был вынужден питаться мясом собак. В случае крайней необходимости разрешается питаться мясом различных животных… Никому не следует употреблять в пищу мясо в обычное время только ради того, чтобы доставить удовольствие своему языку. <…>

Для разных людей, исполняющих разные обязанности в зависимости от рода своей деятельности, в богооткровенных писаниях установлены правила, и тот, кто следует им, называется сва-дхармастха, что значит «верный своим предписанным обязанностям». <…> Эту сва-дхарму можно нарушать в случае крайней необходимости, если к этому принуждают обстоятельства, но в обычной жизни её нарушать нельзя.

Приведу также отрывок из одной беседы Бхактиведанты Свами (Утренняя прогулка, Перт, 7.05.1975):

Ганеша: Таким образом, нам нужно есть ту или иную пищу в зависимости от времени, места и обстоятельств?

Прабхупада: Что?

Ганеша: Мы должны решать, есть ли нам мясо или растительную пищу, в зависимости от времени, места и обстоятельств?

Прабхупада: Да, мы должны есть. Но если доступна хорошая пища, зачем есть плохую? Мы не должны следовать прихотям языка».

Таким образом, мы можем утверждать, что Иисус ел рыбу, учитывая время, место и обстоятельства. Но связано это было, скорее всего, не с тем, что ему грозила голодная смерть по причине отсутствия другой пищи, а с обстоятельствами иного рода. Однажды мой духовный учитель, при упоминании эпизода, в котором Иисус якобы ел мясо, ответил: «Нет, это неправда. Но Иисус ел рыбу. Иногда Иисус ел рыбу, и таким образом косвенно показывал людям, которые не могли перестать есть мясо… более или менее косвенно он говорил: Ладно, вы на более низком уровне духовного развития, в том смысле, что у вас есть потребность есть мясо, но вы можете есть рыбу. Но нигде не сказано, что Иисус поощрял убийство животных, или убийство коров, или употребление мяса».

Таким образом, у нас есть все основания утверждать, что употребление Иисусом рыбы было связано с его проповеднической миссией. Очевидно, что народ, среди которого он проповедовал, не следовал ведической культуре — употребление в пищу мяса и рыбы считалось само собой разумеющимся. Многие из его учеников были рыбаками. Люди, которым он проповедовал, не были готовы принять строгое вегетарианство. Но косвенно он показывал им: «Лучше вам есть рыбу, а не мясо».

Мой брат в Боге рассмотрит Ваш вопрос с этой точки зрения более подробно.

С уважением,
Омкара

30 Июля 10  –  Ekanath

Харибол, Atman

Сами по себе регулирующие принципы призваны поднять нас до саттва-гуны (гуны благости, из которой только и возможно перейти в чисто духовное сознание). И чем тщательней мы будем им следовать, тем легче нам будет им следовать и тем выше и быстрее будет подниматься наше сознание. А как быстро и как высоко — это Вы решаете сами… Процесс Господа Чайтаньи состоит в совместном воспевании святых имён и обучении этому других, а не в следовании регулирующим принципам. Помню ответ Бхактиведанты Свами на письмо одного из его учеников, который писал, что всё классно, люди приходят и воспевают, вот только продолжают принимать наркотики. Свами ответил: «Пусть принимают и поют…» Потому что придёт время, и их сознание поменяется, и они оставят «более низкие вкусы». Принцип неупотребления мяса не должен стать камнем преткновения на пути к тому, чтобы следовать процессу воспевания. Другое дело, когда человек, принимая духовное посвящение, обещает учителю следовать 4-м регулирующим принципам…

И да, правила существуют не ради правил. Поэтому следует действовать согласно времени, месту и обстоятельствам. В Ведах упоминается, что ради сохранения жизни преданный может употребить мясо, но ведь обычно это не наш случай.

Общая идея такова: есть пища в саттве, раджасе и тамасе (благости, страсти и невежестве), и должно быть очевидно, чем лучше питаться, если человек хочет развиваться духовно и следует принципу «Не убий». Но, повторюсь, лучше пусть он воспевает и ест, чем не воспевает и всё равно ест. И можно дать рекомендации типа «лучше есть мясо свиньи, чем коров, курятину, чем свинину, рыбу, чем курятину, мидии, чем рыбу» и т. д.

В ведическом понимании различают материю саму по себе и материю, находящуюся под влиянием живого существа. Другими словами, есть неодушевлённые предметы (материя сама по себе) и одушевлённые (материальная оболочка, в которой присутствует живое существо). И так уж устроено, что каждый в этом мире служит пищей для кого-то другого. Съедая даже морковку, мы лишаем жизни (тела) некое живое существо и несём за это кармическую ответственность. И чем выше (ближе к человеческой) форма жизни, которую мы убиваем, тем выше ответственность. Есть люди (фрутарианцы), которые не используют в пищу даже овощи, питаясь фруктами. Есть группа людей (джайны), которые метут перед собой дорогу, чтобы не наступить на какую-то букашку, носят белые одежды, чтобы легко было заметить севшее насекомое, и маски, чтобы не вдохнуть какую-нибудь мушку. Но этот искусственно возведённый в ранг абсолюта принцип ахимсы (ненасилия) непрактичен, да это и не тот путь, который предлагает Сам Господь. В «Бхагавад-гите» (3.13) Он говорит:

Преданные слуги Господа освобождаются от всех видов греха, ибо едят пищу, которая была принесена в жертву Господу. Те же, кто готовят пищу ради того, чтобы самим наслаждаться ею, воистину, вкушают один лишь грех.

4-й песни «Шримад-Бхагаватам» даже уточняется, какое наказание ждёт грешника за употребление мясной пищи.)

В другом стихе «Гиты» (9.26) Господь говорит:

Если предложишь Мне с любовью и преданностью листок, цветок, плод или воду, Я приму это подношение.

Надеюсь, теперь у Вас есть более полное представление.

С уважением,
Эканат

 
Рассылка новостей
подписаться
 
Медитация Йога Путь мудрости Стиль жизни Карта сайта Связаться с создателями сайта Медитация Йога Путь мудрости Стиль жизни Карта сайта Связаться с создателями сайта