Задать вопрос

E-mail
Пароль
Напомнить?
E-mail
Пароль
Имя (псевдоним)

Код с картинки
Код активации

События

Онлайн-семинары

(Медитация. Философия йоги. Веды. Бхагавад-гита. Вегетарианство. Аюрведа)

Программы на местах

Узнайте о программах в городах
России и других стран СНГ.
Свяжитесь с представителями
Школы бхакти-йоги
в Вашем городе (регионе)

Самара, Сочи, Киев
каждую субботу
Санкт-Петербург, Киев
каждое воскресенье

Жемчужины мудрости

Великий мудрец Нарада продолжал: В этой жизни живое существо действует в грубом теле. К деятельности его побуждает тонкое тело, состоящее из ума, разума и эго. Когда грубое тело умирает, тонкое тело продолжает существовать, наслаждаясь и страдая. Таким образом, со смертью грубого тела ничего не меняется.

Шримад-Бхагаватам, 4.29.60

Все цитаты
22 Марта 10  –  Musulmanka =)

Здравствуйте! Есть вопрос по поводу реинкарнации. Вроде всё чётко рассказано в вашей статье, но вот тут из-за того, что я разделяю эту идею, меня обвинили чуть ли не в неверии (по-нашему это «куфр»). «Твои взгляды напрямую противоречат всем священным писаниям, и если ты не принимаешь то, что в них написано, то, значит, не веришь Богу. А это ой как нехорошо. Это куфр» =(. Когда я начала было приводить цитаты из Бхагавад-гиты, мне ответом было, что либо непонятно, о каком новом теле идёт речь — так как в духовном мире, понятное дело, что мы вновь получим новое тело. Как, допустим, в таком вот высказывании: «Тот, кто родился, непременно умрёт, а тот, кто умер, родится вновь» (Бхагавад-гита, 2.27). Либо придираются к переводу, как, допустим, в этой цитате: «Как человек, снимая старые одежды, надевает новые, так и душа входит в новые материальные тела, оставляя старые и бесполезные» (Бхагавад-гита, 2.22). Я сама посмотрела… а там и правда не говорится, что в новое материальное тело…

васамси джирнани йатха вихайа
навани грихнати наро ’парани
татха шарирани вихайа джирнанй
анйани самйати навани дехи

васамси одежды; джирнани старые и ветхие; йатха подобно тому, как; вихайа сбрасывая; навани новые одежды; грихнати надевает; нарах человек; апарани другие; татха аналогичным образом; шарирани тела; вихайа оставляя; джирнани старые и бесполезные; анйани различные; самйати действительно принимает; навани новые; дехи в теле.

Вот кажется — ну тут и по контексту всё понятно! Мне да… а вот, оказывается, бывают и такие люди, которые искренне верят, что после смерти мы либо сразу в рай к Богу, либо в ад… на веки вечные :). В результате я сама запуталась. Помогите, пожалуйста, разобраться!! Ведь Писания не могут противоречить друг другу. При том, что Коран был ниспослан также в стихотворной форме, чтобы было невозможно его искажение. Вы бы не могли процитировать дословно то место в Ведах, где чётко говорится, что после смерти мы не просто родимся вновь, а будем рождаться в материальных телах до тех пор, пока не вырвемся из этого круга… А если бы вы ещё смогли и прокомментировать почему в Коране это опровергается (как и в Библии) и говорится, что человек после смерти будет ждать Суда (при том было бы понятно, если бы Суд был индивидуальный, а тут — общий! — когда соберут всех), после которого уже и пойдёт распределение для каждого — туда, куда он «желал» :) и к чему стремился… это было б вообще для меня огромным подарком!!! Заранее спасибо… и извините за некоторую «корявость» текста… :))

P. S. Сразу скажу — мой ник мне кажется весьма уместным, так как «мусульманин» с арабского переводится как «преданный Богу» :).

24 Марта 10  –  Omkara

Здравствуйте, Musulmanka

Вы затронули очень много важных вопросов, и все их нужно будет со временем разобрать… по крайней мере, я надеюсь на это. Поэтому начну по порядку, группируя отдельные вопросы в большие темы, или «мега-вопросы».

Вопрос 1. Институциональные религиозные системы, их идеологи и приверженцы. Отношение идеологов этих систем к вопросу о реинкарнации.

Лично я не хотел бы слишком тесно общаться с людьми, активно отождествляющими себя с какой-то конкретной «религией», потому что, как правило, у них очень мало понимания и много фанатизма. Есть только одна настоящая религия — любовь к Богу. Я понимаю, что часто мы бываем поставлены в такие социальные рамки, когда трудно не общаться. Тем не менее, мы не должны позволять, чтобы социальные условия убивали наш разум и духовную жизнь.

Как правило, отношение идеологов всех авраамических религиозных систем (к которым относятся иудаизм, христианство и ислам) к ведическому знанию вообще и к вопросу о реинкарнации в частности — оскорбительное. Бывают, конечно, исключения, но это именно исключения. Это отношение таково (с небольшими вариациями): «Ведическая литература не богодухновенна, а значит, не авторитетна. Она — от дьявола. В лучшем случае — от людей, которым свойственно заблуждаться. В ведической литературе говорится о том, что существует реинкарнация, но это всё неправда и верить этому нельзя, поскольку это не священное писание». Обычно к этому и сводится вся их аргументация. В вашем же случае аргументация, кажется, была несколько другой, и это меня удивляет, потому что ситуация нетипичная. Как будто люди, с которыми Вы говорили, не отрицают с порога, что Бхагавад-гита является авторитетным священным писанием, а пытаются утверждать, что люди неправильно поняли то, что говорит Кришна в Бхагавад-гите, а потому, в частности, неправильно перевели.

На этом я пока что закончу с Вопросом 1, хотя на самом деле я едва ли даже начал его обсуждать. Но поскольку у нас тема «реинкарнация», перейду к ней.

Вопрос 2. Действительно ли ведические священные писания утверждают, что существует реинкарнация в том виде, как о ней говорят ачарьи, принадлежащие к цепи ученической преемственности (такие как А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада и его предшественники). Другими словами, правильно ли упомянутые ачарьи переводят и комментируют ведическую литературу.

Должен сразу сказать: попытка утверждать, будто в ведической литературе «ничего такого не говорится» (имеется в виду, что душа воплощается в материальном теле, а когда это тело приходит в негодность, получает новое материальное тело и т.д., пока в конце концов не предастся Богу и не вернётся в духовный мир), заранее обречена на провал. Никакой лингвистический анализ санскритских стихов и их переводов здесь не поможет. Просто потому, что в ведической литературе так много и так подробно сказано о реинкарнации, её тонких законах, причинах, способах прекращения, многочисленных историях, связанных с ней, что отрицать это знание, не отрицая при этом всей ведической литературы вообще или, по крайней мере, отдельных её огромных разделов, таких как Упанишады и Пураны, просто невозможно.

Конечно же, я не смогу представить здесь всю эту информацию, и даже попытка представить её кратко, но логически связно и достаточно полно, займёт немало времени — не день и не два. Но давайте по крайней мере с чего-то начнём. Например, со стиха 22 второй главы Бхагавад-гиты. Здесь слово нарах (человек) стоит в единственном числе, а все остальные существительные и прилагательные — во множественном: васамси (одежды), джирнани (старые и ветхие или бесполезные), навани (новые), апарани (другие), шарирани (тела), анйани (различные). Таким образом, говорится, что человек, а точнее, воплощённая душа (дехи тот, кто воплощён в теле), получает «различные тела» (анйани шарирани). То есть, не одно, а много тел, одно за другим, — аналогично тому, как человек в течение жизни меняет одежду, отнюдь не один раз. Конечно, могут возразить, что имеется в виду два тела — первое материальное, которое душа получает в момент зачатия, а второе духовное, во время «Страшного суда». Но такая трактовка нелогична, поскольку в этом стихе ясно сказано: татха аналогичным образом. По такому же типу, как происходит смена одежды, происходит и смена тела: материального — материальным же. Пока окончательно не одухотворится сознание. Что касается стиха 27 — дело в том, что к переходу в духовный мир в ведической литературе не применяется слово «рождение» (джанма), потому что духовное тело, которое у нас будет в духовном мире, неотлично от нас самих, т.е., духовной души. Духовное тело — это сварупа, или духовная форма души. Это не оболочка, которую нужно «надеть».

Чтобы этот разбор был более убедительным, нужно продолжить его и по другим стихам из Гиты и других писаний. Начнём, например, с самого начала объяснения природы вещей Кришной Арджуне, из которого взяты два уже упомянутых стиха:

Не было такого времени, когда бы не существовал Я, ты и все эти цари, и в будущем никто из нас не перестанет существовать.

Бхагавад-гита, 2.12

Здесь содержится коренное противоречие с современной идеологией авраамизма — по вопросу о «предсуществовании души». Авторитеты подавляющего большинства школ и групп современного иудаизма, христианства и ислама утверждают, что душа и тело возникают одновременно в некой неразрывной связи в момент зачатия, тогда как Господь в Бхагавад-гите ясно говорит, что у индивидуальной души, дживы, нет начала — она существовала всегда. Это значит, что до того как мы получили это тело, мы существовали где-то в другом месте в другом материальном теле (если это не первое наше рождение в материальном мире, которое происходит на высших планетных системах).

В следующем стихе Кришна говорит:

Воплотившаяся в теле душа постепенно меняет тело ребёнка на тело юноши, а затем на тело старика, и точно так же после смерти она переходит в другое тело. Того, кто осознал свою духовную природу, такая перемена не смущает.

Бхагавад-гита, 2.13

Получение нового тела после смерти сравнивается с переселением из детского тела в юношеское и т.д. — из одного материального тела в другое. Вряд ли логично было бы (тем более, для Верховного Господа) сравнивать с этим прозаическим процессом уход из временного материального тела и обретение вечного духовного.

Наконец, позвольте мне привести ряд стихов из Бхагавад-гиты вообще без комментариев (6.37, 40-45), поскольку они говорят сами за себя:

Арджуна спросил: О Кришна, какова судьба неудачливого йога, который с верой шёл путём духовного самопознания, но затем оставил его, прельстившись мирскими удовольствиями, и не достиг совершенства?

Верховный Господь сказал: О сын Притхи, йогу, вершащему благие дела, не грозит гибель ни в этой жизни, ни в следующей. О Мой друг, зло никогда не одолеет того, кто творит добро.

Йог, не сумевший достичь совершенства, после смерти долгие годы наслаждается жизнью на планетах, где живут благочестивые существа, а затем рождается в семье праведников или богатых и знатных людей.

Или [если йог сошёл с духовного пути, пройдя большую его часть] он появляется на свет в семье людей, глубоко постигших духовную науку. Редко кому в этом мире выпадает такая удача.

Тогда, о потомок Куру, в нём просыпается божественное сознание, которое он развил в предыдущих жизнях, и он снова начинает заниматься йогой, стремясь достичь совершенства.

Благодаря этому божественному сознанию в нём само собой просыпается влечение к практике йоги. Такого йога, стремящегося к духовному знанию, не привлекают ведические обряды и ритуалы.

Он искренне занимается практикой йоги и в конце концов, спустя множество жизней, полностью очищается от материальной скверны, обретает духовное совершенство и достигает высшей цели.

И ещё один стих из Бхагавад-гиты (7.19). Кришна говорит:

Пройдя через множество рождений и смертей, тот, кто действительно обладает знанием, предаётся Мне, понимая, что Я — причина всех причин и всё сущее. Такая великая душа встречается очень редко.

Бахунам джанманам анте после многих рождений и смертей (бахунам многих; джанманам рождений; анте в конце). По-моему, комментарии излишни.

Вопрос 3. Библия и Коран: почему в них написано именно то, что написано, и что всё это значит. Основные вероучительные догматы авраамических религий.

Это поистине необъятная тема. Тем более, что я никоим образом не претендую на роль знатока Библии и Корана. Но о некоторых фундаментальных принципах сказать нужно.

Во-первых, наши духовные учители считают Библию и Коран авторитетными священными писаниями. Эти книги даны Богом и содержат слова Бога и Его представителей. Определённые оговорки могут делаться на предмет отдельных книг, включённых в Библию (например, «Откровения»), но в целом отношение именно такое. Оно отличается даже от отношения внутри самого «авраамического мира». Например, идеологи современного христианства не признают Коран богодухновенной книгой, а идеологи ислама платят им примерно тем же в отношении некоторых книг Нового Завета.

Во-вторых, мы понимаем, что разные священные писания предназначены для людей с разным уровнем сознания. Например, существуют ведические писания, такие как Пураны и Тантры, предназначенные для людей, находящихся в гуне невежества. В этих писаниях содержатся наставления для этих людей и приводятся поучительные истории в духе, привлекательном для людей с таким сознанием. Но для тех, кто уже в значительной степени вышел из гуны невежества, следование этим наставлениям и регулярное чтение этих историй будет означать падение. Например, человек, который уже не ест мяса и не употребляет спиртных напитков, не может следовать наставлениям о том, как нужно есть мясо и пить спиртные напитки, даже если эти наставления содержатся в священных писаниях. Потому что эти наставления — не для него. Он уже выше их, и ему даются другие наставления в других священных писаниях. А те наставления призваны подвести человека к той черте, когда он уже будет готов совсем отказаться от употребления мяса и спиртного. Но мы также не критикуем эти наставления и писания, поскольку понимаем, кому и зачем они даны.

В этом смысле Библия и Коран — писания для мясоедов, т.е., людей, находящихся на очень низкой ступени духовного развития. Таким людям трудно даётся постижение высоких философских и духовных истин, поэтому в Библии и Коране они не очень-то и представлены. Что, в свою очередь, даёт этим людям богатую почву для собственных измышлений и толкований.

Почему идеологи современного авраамизма так яростно выступают против знания о реинкарнации, а многие приверженцы соответствующих религий тоже активно не приемлют этой идеи? Мне это всегда казалось немного странным или даже очень странным, но на самом деле в этом, конечно же, есть своя логика, которую я и пытаюсь понять. Я не буду сейчас касаться конкретного содержания Библии и Корана по вопросу о реинкарнации, предсуществовании душ, Судном дне для всех одновременно, вечном или не вечном аде и т.д., но со временем эти темы, конечно же, нужно разобрать. Может быть, Вы мне в этом поможете? Где в этих писаниях сказано, что реинкарнации не бывает? Я действительно не большой знаток Библии, а Коран так и вообще не знаю. Но от ачарьев я узнал об основополагающих принципах, а, как известно, «Знание некоторых принципов легко возмещает незнание многих фактов». Несмотря на то, что эти слова принадлежат материалисту Гельвецию, они очень даже верны. А узнать факты — дело не такое уж трудное. Тем более, я знаю, что в неявной форме о существовании реинкарнации говорится и в Библии, и в Коране. Но это всё отдельные темы, выходящие за рамки моего первого ответа, уже и так очень длинного.

С уважением,
Омкара

P. S. Между разными авторитетными священными писаниями, конечно же, нет противоречий. Но для того, чтобы это видеть, нужны действительно серьёзные знания и понимание. Иначе мы будем видеть огромное количество кажущихся противоречий даже внутри одного писания.

 
Рассылка новостей
подписаться | отказаться
 
Связаться с создателями сайта Карта сайта Стиль жизни Путь мудрости Йога Медитация Связаться с создателями сайта Карта сайта Стиль жизни Путь мудрости Йога Медитация