Вход
   
 

События

Онлайн-семинары

(Медитация. Философия йоги. Веды. Бхагавад-гита. Вегетарианство. Аюрведа)

Программы на местах

Узнайте о программах в городах
России и других стран СНГ.
Свяжитесь с представителями
Школы бхакти-йоги
в Вашем городе (регионе)

Самара, Сочи, Киев
каждую субботу
Санкт-Петербург, Киев
каждое воскресенье

Опрос

Продолжите ли Вы существовать после смерти тела?

Да
Нет
Надеюсь, что да
Надеюсь, что нет
Не знаю

Результаты

Жемчужины мудрости

Кришна говорит Арджуне:

Тот, кто родился, непременно умрёт, а тот, кто умер, родится вновь. Это неизбежно, поэтому, исполняя свой долг, ты не должен предаваться скорби.

Бхагавад-гита, 2.27

Все цитаты

Краткое описание материального мира

Все планеты материального мира, от высшей и до низшей, — это места страданий, где каждый вынужден снова и снова рождаться и умирать. Но тот, кто достиг Моей обители, о сын Кунти, уже никогда не родится здесь.

Один день Брахмы длится тысячу эпох по времяисчислению людей, и столько же длится его ночь.

В начале дня Брахмы все непроявленные существа переходят в проявленное состояние, а затем, когда наступает ночь Брахмы, они вновь становятся непроявленными.

Каждый раз с наступлением дня Брахмы все существа появляются на свет, а с приходом ночи помимо своей воли уходят в небытие.

Бхагавад-гита, 8.16, 17, 18, 19

В статье «Духовный и материальный мир» мы постарались объяснить коренное отличие духовного мира от материального. Материальный мир, как и духовный, существует вечно. Но разница в том, что, в отличие от духовного, материальный мир подчиняется закону времени — бесконечно проходит этапы творения и разрушения. Вышеупомянутая статья является ключевой для понимания ведического знания, поэтому я советую тщательно её изучить и поразмышлять над её содержанием.

Каждый из нас — духовное существо, душа, заключённая во внешнее материальное тело, как в машину. Материальное тело временно и причиняет нам страдания. Истинная природа души — вечность, знание и блаженство (сат-чит-ананда). В своём свободном состоянии мы не подчиняемся закону времени, но в материальном мире, будучи воплощены в материальном теле, мы пребываем в рабстве у законов материального мира, и потому страдаем. Как бы «хорошо» здесь ни было, это временно и нам этого недостаточно, поэтому в первом из процитированных стихов утверждается, что местом страдания является любой уголок материального мира, даже самый «райский». Там тоже есть рождение и смерть. По сравнению с более адскими местами там очень хорошо, но страдание есть и там.

Как мы уже говорили, материальный мир подчиняется закону бесконечных циклов. В какой-то момент начинается творение мира — это начало периода проявленного существования материи (вьякта), явного существования различных материальных объектов и их взаимопревращения. Этот период длится невероятно долго, но всё же не вечно. Из Вед мы узнаём, что этот период времени равен 311 триллионам 40 миллиардам лет (ниже мы приведём объяснение этого числа).

По истечении этого времени материальное творение полностью разрушается и существует в непроявленной, тонкой, неактивной форме (авьякта) в течение такого же промежутка времени (на санскрите этот период называется маха-пралая, или великое разрушение). Затем материальный мир творится вновь, и этот цикл длится вечно.

Представители авраамической традиции любят критиковать это положение ведического знания, утверждая, что существование мира в таком случае становится бессмысленным, поскольку ни к чему не ведёт. Но единственное, к чему должно вести существование души в материальном мире, — это освобождение из него. В отрыве от освобождения находящихся в нём душ существование материального мира не имеет никакой ценности. Настоящая ценность присуща духовному миру, и настоящая жизнь происходит именно в нём. Духовный мир не подчиняется закону времени и не претерпевает циклов творения и разрушения.

Идея «линейного прогресса» материального мира — результат материалистического загрязнения сознания тех, кто её выдвигает. Это загрязнение выражается в полном или частичном игнорировании вечного духовного мира и чистого духовного бытия, в котором есть жизнь и деятельность, исполненная вечности, блаженства и знания (сат-чит-ананда), но нет творения и разрушения, как в материальном мире.

Итак, давайте вкратце рассмотрим существование материального мира в пространстве и времени.

Множество вселенных

Согласно Ведам, совокупное материальное творение состоит из бесчисленного множества вселенных, которые сравнивают с горчичными зёрнами в мешке. Каждая вселенная — это некая отдельная единица. Перемещение между вселенными крайне затруднено даже по сравнению с перемещением между различными измерениями в пределах одной вселенной. Поскольку вселенных в материальном мире бесчисленное множество, в ведической традиции принято писать слово «вселенная» с малой буквы. Говоря «вселенная», мы, если не указано иное, подразумеваем ту конкретную вселенную, в которой в данный момент находимся.

Во время очередного цикла творения в каждой вселенной рождается первое живое существо, которое зовут Брахмой. Брахма — творец всего разнообразия в материальной вселенной, он получает знание от Верховного Господа. Знание, полученное Брахмой от Всевышнего, — это и есть Веды. Таким образом, Веды предвечны, они исходят из духовного мира и существуют в материальном мире в уме Брахмы, который передаёт это знание своим ученикам.

Структура отдельно взятой вселенной

Наша вселенная (и каждая вселенная) имеет многомерную многоуровневую структуру. В нашей вселенной четырнадцать уровней, которые делятся на три группы — высшие, средние и низшие «планетные системы» (группы миров, или измерений). Планета Земля относится к группе средних планет, а планетная система Брахмы (Сатьялока) представляет собой самый высокий уровень нашей вселенной.

Наши обычные материальные чувства могут воспринять лишь некий ограниченный срез материальной вселенной. То, что мы видим как трёхмерное пространство с его звёздами и планетами, — это далеко не всё, что есть во вселенной.

Время на разных уровнях вселенной

На разных уровнях планетных систем время течёт по-разному. Например, один день Брахмы (калпа) длится 4 миллиарда 320 миллионов земных лет, и столько же длится его ночь. Тридцать таких суток составляют месяц Брахмы, а двенадцать месяцев — год Брахмы. Брахма живёт 100 таких лет, а когда цикл проявленного существования материального космоса заканчивается, оставляет тело. Отсюда можно рассчитать длительность всего цикла творения — 311 триллионов 40 миллиардов лет (4 320 000 000 × 2 × 30 × 12 × 100). Правильнее было бы назвать это полуциклом, поскольку это время проявленного существования материального космоса. Период непроявленного существования (маха-пралая) длится столько же, после чего начинается новый цикл творения.

Итак, время существования вселенной измеряется 100 годами жизни Брахмы, которые, как и у нас, состоят из дней и ночей. Только это дни и ночи Брахмы, которые длятся 4 320 000 000 земных лет. В конце каждого дня Брахмы (каждой калпы), когда Брахма ложится спать, вселенная подвергается частичному разрушению. В частности, уничтожается средняя планетная система, к которой принадлежит наша Земля. В начале новой калпы разрушенные планетные системы творятся вновь. Из Вед известно, что к настоящему времени прошла примерно половина калпы. Это значит, что наша Земля существует около 2 миллиардов лет. Примерно такими цифрами при определении возраста Земли оперируют и современные учёные.

Циклы из четырёх эпох

Каждая калпа состоит из тысячи маха-юг (дивья-юг, или чатур-юг), каждая из которых длится 4 миллиона 320 тысяч лет. Маха-юга представляет собой цикл из четырёх юг, которые сменяют друг друга подобно временам года. Но в отличие от времён года, имеющих одинаковую продолжительность, каждая следующая из четырёх юг короче предыдущей на 432 тысячи лет. Четыре юги называются Сатья-юга (1 миллион 728 тысяч лет), Двапара-юга (1 миллион 296 тысяч лет), Трета-юга (864 тысячи лет) и Кали-юга (432 тысячи лет), или, соответственно, золотой век, серебряный век, медный век и железный век.

Обычно приводят другой порядок юг: Сатья-юга, Трета-юга, Двапара-юга, Кали-юга, с теми же продолжительностями. Но есть основания полагать, что этот порядок касается особых маха-юг, тогда как в обычные маха-юги порядок такой, как указано выше. Обычных маха-юг подавляющее большинство, но мы сейчас живём именно в особую маха-югу, поэтому в священных писаниях, проявленных в наше время, как правило, приводится информация, применимая именно к нашей маха-юге. Подробную информацию об этом вопросе найти трудно, поэтому многое остаётся не до конца ясным. Приведу в качестве иллюстрации к этой теме утверждение из классического комментария А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады к «Шримад-Бхагаватам» (1.4.14):

Хронология чередования четырёх эпох такова: Сатья, Двапара, Трета и Кали. Но иногда они перекрывают друг друга. Во времена правления Вайвасваты Ману это случилось в двадцать восьмом цикле четырёх эпох: третья эпоха наступила раньше второй. Именно в эту эпоху нисходит Господь Шри Кришна, что и явилось причиной некоторых изменений.

Согласно Ведам, мы живём в 28-ю маха-югу эпохи правления Вайвасваты Ману, который является седьмым Ману (от титула Ману происходит слово «ман», что на многих языках значит «человек»). В каждую калпу приходит четырнадцать Ману. На период правления каждого Ману (называемый манвантарой) приходится примерно 71 маха-юга (1000/14).

Таким образом, мы сейчас живём примерно в середине жизни Брахмы, примерно в середине текущего дня Брахмы (поскольку правит седьмой Ману из четырнадцати) и недалеко от середины текущей манвантары (в её 28-ю маха-югу из 71). И это особая маха-юга та, в которую приходит Кришна. Она одна из тысячи, т. е. единственная во всём дне Брахмы.

Частичное и полное разрушение вселенной

Полное разрушение вселенной происходит в конце жизни Брахмы, тогда как в конце каждой калпы, или дня Брахмы, происходит её частичное разрушение. Именно о том, что происходит во время такого частичного разрушения, и говорится в приведённых выше стихах из «Бхагавад-гиты». Во время ночи Брахмы неразрушенными остаются лишь самые верхние уровни вселенной. Все существа, жившие на разрушенных уровнях, на все 4 с лишним миллиарда лет ночи Брахмы переходят в непроявленное состояние, подобное длительному глубокому сну.

Слово «небытие», использованное в переводе последнего из процитированных стихов, не означает прекращение существования. Живое существо духовно по природе и существует вечно. Непроявленное состояние означает, что у него нет грубого физического тела, а его сознание не активно. Иными словами, это что-то вроде бессознательного состояния, но у живого существа остаётся его тонкое тело, в котором записана вся его карма, которая вступает в действие, когда начинается новый день Брахмы.

В заключение приведём две цитаты из комментариев А. Ч. Бхактиведанты Свами к «Шримад-Бхагаватам» (2.6.11 и 3.6.3):

Как правило, пост Брахмы занимает великий преданный Господа, который после смерти получает освобождение. Со смертью Брахмы вселенная (называемая брахмандой, что значит «похожая на мяч сфера, которой управляет Брахма») уничтожается, и вместе с ней гибнут все, кто её населяет. В данном стихе слово авйакта означает ночь Брахмы, во время которой происходит частичное разрушение вселенной и все живые существа данной брахманды, за исключением жителей планет Брахмалоки, вместе с огромными океанами и т. д. входят в живот вират-пуруши. Когда ночь Брахмы заканчивается, он снова начинает творить, и живые существа, находившиеся в теле Господа, как бы очнувшись от глубокого сна, снова появляются на свет, чтобы продолжать играть свои роли.

После смерти очередного материального тела живое существо переходит в бессознательное состояние, которое длится всего несколько месяцев, а после полного уничтожения материального мира оно находится в бессознательном состоянии в течение многих миллионов лет. Но когда Господь вновь создаёт материальный космос, Он снова пробуждает живое существо к деятельности. Живое существо вечно, и потому состояние бодрствования, в котором оно активно действует, является его естественным состоянием. В состоянии бодрствования оно не может прекратить деятельность и потому действует, осуществляя свои разнообразные желания. Научившись связывать свои желания с трансцендентным служением Господу, живое существо достигает совершенства и возвращается в духовное царство, чтобы вечно наслаждаться там жизнью в состоянии бодрствования.

© Omkara, 2023

 
Рассылка новостей
подписаться
 
Связаться с создателями сайта Карта сайта Стиль жизни Путь мудрости Йога Медитация Связаться с создателями сайта Карта сайта Стиль жизни Путь мудрости Йога Медитация