Рай и ад, судьба, реинкарнация, карма, преодоление кармы
Вход
   
 

События

Онлайн-семинары

(Медитация. Философия йоги. Веды. Бхагавад-гита. Вегетарианство. Аюрведа)

Программы на местах

Узнайте о программах в городах
России и других стран СНГ.
Свяжитесь с представителями
Школы бхакти-йоги
в Вашем городе (регионе)

Самара, Сочи, Киев
каждую субботу
Санкт-Петербург, Киев
каждое воскресенье

Опрос

Почему Бог допускает страдания?

Мстит грешникам
Не в силах справиться с Дьяволом
Потерял управление этим миром
Чтобы мы усваивали уроки и очищались
Иное (4)

Результаты

Жемчужины мудрости

Сведущие трансценденталисты, познавшие Абсолютную Истину, называют эту недвойственную субстанцию Брахманом, Параматмой или Бхагаваном.

Шримад-Бхагаватам, 1.2.11

Все цитаты

Рай и ад, судьба, преодоление кармы

Собеседник: Почему христианская церковь перестала учить о реинкарнации?

Учитель: Мы не претендуем на знание всех подробностей. Но мы знаем, что в 553 г. н.э. император Юстиниан «настоятельно рекомендовал» церкви свои «Анафемы на Оригена». Одна из анафем гласит: «Если кто говорит или придерживается мнения о немыслимом предсуществовании душ и нелепейшем перерождении, следующем из него, — тот да будет анафема [проклят]». Некоторые утверждают, что император Юстиниан сделал это, движимый политическими амбициями; другие — потому, что народные массы ошибочно считали: раз есть реинкарнация, значит, можно грешить. Люди думали: «О чём беспокоиться? Я буду возвращаться снова и снова и наслаждаться вечно». Они не понимали, что материальный мир — место страдания. Кроме того, они не понимали законов кармы, а именно, что их действия будут порождать соответствующие реакции. Или, как сказал об этом Иисус: «Что посеешь, то и пожнёшь».

Многие люди не осознают, что это проблема для живого существа, по природе вечного и исполненного блаженства, — увязнуть во временном материальном измерении и быть вынужденным снова и снова рождаться, болеть, стареть и умирать. Это причиняет страдания. Как однажды А. Ч. Бхактиведанта Свами объяснял группе студентов, что если живёшь как собака, то и вернёшься собакой, а один юноша сказал: «Что в этом плохого? Мне кажется, это здорово!» Президент США Ричард Никсон тоже однажды заявил, что если бы он мог выбирать, то вернулся бы собакой!

Собеседник: Исключает ли реинкарнация то, что называют «Судным днём»?

Учитель: Конечно, нет. На самом деле, именно по решению суда личность наслаждается или страдает на следующем этапе своей жизни. Христиане также называют это раем и адом. В соответствии со своей кармой, или совершёнными в прошлом поступками, душа будет некоторое время находиться в адских или райских условиях. Не нужно далеко ходить, чтобы увидеть души, живущие в адских условиях — свиньи, собаки, деревья, низшие формы жизни. Существует множество адских измерений, и душа с плохой кармой обитает в том или ином из них, находясь в теле определённого типа. Очевидно, что вы не могли бы существовать в аду без материального тела. Если бы у вас его не было, вы были бы в царстве Бога. Некоторые души в известной степени находятся в аду прямо здесь и сейчас.

Собеседник: Но христиане говорят, что у животных нет души.

Учитель: Слово «душа» может иметь разный смысл. Если имеется в виду «живое существо», — очевидно, что у животного есть душа. Или, вернее, душа (живое существо) временно пребывает в теле животного. Но если под «душой» понимают разумность, способность вопрошать об Абсолютной Истине или достичь совершенства, то у растения или животного нет души. Почему? Потому что их не интересует почти ничего кроме еды, сна, совокупления и защиты. Их сознание не настолько развито, чтобы они могли заниматься поиском Истины. Христианская церковь учит, что эта человеческая жизнь — один-единственный шанс. Если это делается для того, чтобы побудить людей серьёзно относиться к необходимости развивать любовь к Богу сейчас, то это можно понять. В конце концов, некоторые люди думают: «Это не так уж важно, у меня ещё будет возможность заняться этим». Возможность будет. Но вы не знаете, когда. Поверхностное понимание реинкарнации, несомненно, может привести к безответственному образу жизни. Человеческая форма жизни настолько редка, что нам следует непременно воспользоваться её преимуществами. Она даёт возможность вернуться в царство Бога, сойти с колеса рождений и смертей. Но если мы не пользуемся этой возможностью, если мы просто живём как животные, то зачем Богу снова давать нам человеческое тело? Если мой склад ума — как у животного, то в следующей жизни у меня будет тело животного.

Собеседник: Ад — это место или сознание?

Учитель: Хотя и есть конкретные райские и адские планеты, на которых можно родиться, быть в аду не обязательно означает родиться в определённом месте. Быть в аду означает быть вдали от Бога. В этом смысле можно сказать, что животные, растения, насекомые и т.п. — это, на самом деле, адские формы жизни. Живые существа, пребывающие в таких телах, находятся в аду, поскольку их сознание очень далеко от Бога. У них также есть материальное тело, но поскольку их сознание менее развито, это адское тело. Быть в аду значит находиться в неестественных, причиняющих страдание условиях жизни. Таким образом, считаем ли мы, что ад — это определённое место страдания или определённое сознание, причиняющее страдание, в обоих случаях мы должны принять идею реинкарнации.

Судьба

Вы определяете собственную судьбу своей нынешней деятельностью. Ею вы создаёте свою завтрашнюю судьбу. И таким же образом, если вам приходится испытать что-то сегодня, это результат ваших прошлых поступков. Другими словами, по причине своей прошлой кармы вы сейчас идёте навстречу определённым событиям. Вы можете сказать, что то, что с вами происходит, это ваша судьба, но дело в том, что это вы её создали. А то, что вы делаете сегодня, создаст вашу будущую судьбу. Вы — творец своей собственной судьбы. У вас есть свобода — служить или не служить. Если вы не служите Богу, вы готовите себе несчастную жизнь, будь то на так называемых райских планетах или на адских планетах. Но если вы занимаетесь преданным служением, то создаёте для себя будущее в духовном мире. Если вы ведёте материалистическую жизнь в гуне благости, вы готовите себе будущее на райских планетах, высших планетах материального мира, где есть возможность испытать больше материальных наслаждений, где жизнь очень мирная и спокойная. Если же вы действуете под влиянием гун страсти или невежества, вы отправитесь в материальные измерения, полные страданий, — на адские планеты. Но делаете всё это именно вы. Это не предопределено.

Собеседник: Могу ли я изменить свою судьбу? То, что я делаю сейчас, было предопределено мною раньше, и это же создаст мою будущую судьбу. Как же мне выбраться из этого круга?

Учитель: Это очень трудно. В сущности говоря, вы как букашка, попавшая в паутину. Единственный способ для вас выбраться — это иметь, в какой-то степени, желание служить Богу. Только по беспричинной милости Бога вы можете выбраться из этого круга. Это та же ситуация, когда маленький зверёк или птица попадает в ловушку. Птица может выбраться из ловушки только тогда, когда оказавшийся рядом человек выпустит её. Своими собственными силами ей никогда не выбраться из ловушки. Точно так же, вам никак не выбраться из колеса рождений и смертей, колеса перевоплощений, без прямого вмешательства Бога.

Собеседник: Так почему же Бог не вмешается и не вернёт все живые существа обратно к Себе?

Учитель: Бог никому Себя не навязывает. Духовная жизнь основана на свободе, поэтому в ней всё делается только добровольно. Бог всегда готов спасти любого, помочь ему вернуться в Своё царство, но только тому, кто действительно просит о помощи. Он хочет, чтобы все Его дети вернулись к Нему, в Его царство, но поднимает только тех, кто на самом деле желает, чтобы Он это сделал — только тех, кто обращается к Нему и хочет любить Его. Бог — не тот, кто будет навязывать кому-то отношения с Собой. Дело в том, что эти отношения существуют, но если кто-то не хочет о них знать — если он слишком горд и не хочет обратиться к Нему, — то Он не навязывает Себя и не заставляет служить Себе. В противном случае это было бы рабство. Таким образом, единственный способ для живых существ освободиться из колеса рождений и смертей, действий и реакций, — это спасительное вмешательство Бога. А Бог непосредственно вмешивается только в том случае, если живое существо на самом деле желает этого.

Собеседник: Как конкретно происходит это вмешательство?

Учитель: Бог вмешивается, приходя Сам или присылая Своего сына, или представителя. Когда Он вмешивается и приходит спасти вас, тогда вы можете выбраться. Вы не можете выбраться, предпринимая какие-то действия сами. Вы сможете это сделать, только отдав себя в руки Бога. Поэтому Бог приходит или присылает Своего представителя и даёт вам знание о том, как выбраться. Так Он спасает вас. Вы увязли в этом мире рождений и смертей, и Он приходит освободить вас. Поэтому Его милость называют «беспричинной». Вот, например, история об охотнике и Нараде Муни. Охотник был таким плохим человеком, что любил смотреть, как страдают животные. Он не только убивал их, но умышленно полуубивал, просто для того, чтобы они страдали. Ему нравилось смотреть, как они лежат на лесной траве и бьются в предсмертной агонии, с пронзёнными стрелами боками. Но по милости Нарады Муни именно этот охотник стал великим преданным Бога. Нарада Муни приложил все усилия, чтобы спасти его. Он сказал охотнику: «Ты готовишь себе жалкую участь, заставляя эти невинные создания так сильно страдать. Когда-нибудь в будущем ты сам должен будешь испытать эту боль. Такова твоя карма». Услышав эти слова Нарады Муни, охотник забеспокоился и захотел изменить свою судьбу. В результате одного лишь общения с Нарадой Муни, чистым преданным Кришны, охотник очистился и занялся преданным служением. Вот так преданный прилагает все усилия, чтобы помочь нам. Бог и Его представители путешествуют по всей вселенной, и те, кто хочет измениться, меняются. Он спасает их. В соответствии со своей кармой все должны оставаться в колесе рождений и смертей, иногда отправляясь на высшие планеты, иногда — на низшие, а иногда — на средние; иногда получая человеческое тело, иногда — тело животного, иногда — растения. Но дело в том, что если у меня есть возможность предаться Богу, на самом деле посвятить свою жизнь Ему, то это шанс остановить колесо. Это шанс изменить свою судьбу. Но если у меня есть этот шанс, а я не пользуюсь им, то что можно поделать? Это как если вам представилась благоприятная возможность, но вы ею не пользуетесь, то это ваше право. У вас есть свобода — служить или не служить.

Рай

Собеседник: Вы говорите о райских планетах так, как будто попасть туда нежелательно — но разве не нормально было бы отправиться на райские планеты?

Учитель: Вы можете отправиться на райские планеты, если хотите.

Собеседник: Но избавит ли это меня от страданий?

Учитель: Даже на райских планетах, в конце концов, всё равно приходится умирать. В материальном мире нет вечного места. Кроме того, рано или поздно вам придётся спуститься с райских планет. Это как иметь определённое количество бензина в вашем баке. Скажем, вы делаете сто добрых дел, и в вашем «баке» появляется сто хороших событий, которые вы должны будете пережить. Но после того как вы получите воздаяние в виде этих ста приятных опытов, вы снова окажетесь на нуле. Вам придётся снова наполнять свой бак. Когда ваш счёт нулевой, вы обязаны покинуть райские планеты и снова родиться на средней планете, такой, как Земля. Тогда, если вы совершаете благочестивые, хорошие поступки, вы можете снова наполнить свой бак. Таким образом, удовольствие на райских планетах, конечно же, временно. В материальном мире нет вечного места. И даже если бы вы могли навсегда остаться на райских планетах, вы бы не были удовлетворены. На райских планетах вы не испытываете высшего удовольствия души — счастья любовного служения Верховной Личности. Другими словами, то, что вы, возможно, сочли бы райским (или «нормальным», как вы выразились), преданный Бога счёл бы адским. Почему? Потому что, хотя там и не так много страдания и очень много чувственного удовольствия, он лишён счастья лицезреть Бога. У него нет возможности играть с Ним, иметь с Ним отношения. В том месте, которое вы называете раем, просто больше чувственных удовольствий. Настоящий духовный мир — это когда рядом Бог и у вас есть возможность иметь с Ним отношения, играть с Ним, любить Его. Когда вы относитесь к Богу как к своему Другу или Возлюбленному или когда вы любите Его как своего Ребёнка — вот что такое духовный мир. Такое счастье недоступно тем, кто находится в раю. Они могут наслаждаться небесной музыкой или испытывать большее чувственное удовольствие, например, наслаждаться сексом без всех тех проблем, которые возникают у вас здесь, на Земле, но у них нет счастья отношений с Кришной. Поэтому преданному плевать на рай — он его не интересует. Рай нисколько не привлекает преданного Бога.

Цель жизни тех, кто хочет достичь райских планет, — чувственное удовольствие, а не преданное служение Богу. Как свидетели Иеговы иногда говорят: «Мы хотим жить здесь, в этом мире, вечно». Им нравится это место, и они убеждены, что в один прекрасный день они «восстанут» из могилы, и этот мир будет принадлежать им вечно, и они смогут наслаждаться здесь. Но если вы спросите их: «А где же Бог?» — они ответят: «О, Он наслаждается в Своём царстве, а этот мир Он выделил нам. Он существует для нашего наслаждения». Но преданный думает: «Прекрасно: можете оставить этот мир себе, а я хочу туда, где Он. Я хочу Его — вы хотите Его царства». Другими словами, они хотят места, а преданный хочет Личность. Для них рай — это место, тогда как для преданного рай — это Бог, Верховная Личность. Для меня рай везде, где я могу помнить Его, думать о Нём, быть с Ним, служить Ему — вот что такое духовная жизнь. Духовная жизнь отличается от материальной. Материальная жизнь означает, что вас интересует ваше собственное материальное чувственное удовольствие, а в духовной жизни вас интересует любовное служение Верховной Личности Бога. Если вы не можете служить Верховной Личности, ваша жизнь не имеет смысла. Поэтому где бы вы ни были — на райских планетах или где угодно — ваша жизнь пуста. У неё нет цели, и она не приносит никакого счастья.

Преданного не интересует счастье на райских планетах, потому что он узнал вкус Кришны. Он чувствует счастье любви к Кришне, а всё остальное его не интересует. Все остальные вынуждены переходить из тела в тело; только преданный — тот, кто на самом деле привязан к Верховной Личности, — выходит из колеса рождений и смертей. Остальных устраивает жизнь в материальном мире — на райских или адских планетах — это они и получают. Бог им это даёт.

Если Вы начали своё путешествие по нашему сайту с этой страницы, предлагаем почитать вводную статью по данной теме:
Кто вы? Открывая ваше истинное «я»,
а также статьи
Реинкарнация
Карма

 
Рассылка новостей
подписаться | отказаться
 
Связаться с создателями сайта Карта сайта Стиль жизни Путь мудрости Йога Медитация Связаться с создателями сайта Карта сайта Стиль жизни Путь мудрости Йога Медитация